Картотека организационных форм воспитания поможет избежать однооб разия, найти новые оригинальные формы дел, облегчить планирование педа гогической деятельности школы и классных руководителей. Приведем приме ры из различных разделов такой кар-тотеки.


Картотека организационных форм воспитания
Картотека организационных форм воспитания поможет избежать однооб­разия, найти новые оригинальные формы дел, облегчить планирование педа­гогической деятельности школы и классных руководителей. Приведем приме­ры из различных разделов такой картотеки.
Познавательная деятельность: устный журнал, смотр знаний, викторина "Что? Где? Когда?" вечер разгаданных и неразгаданных тайн, неделя школьной науки, психологический практикум "Учись учиться", серия классных часов "За­мечательные люди науки","За страницами учебника".
Ценностно-ориентировочная деятельность: встречи в литературной (театральной, музыкальной...) гостиной, конкурсы-посвящения, юбилейные творческие вечера, посещение мемориальных музеев, классные часы на мо­рально-этические темы, часы интересных встреч. Дискуссионные игры: "Деба­ты", "Третейский суд", "Дискуссионные качели", "Разброс мнений".
Трудовая деятельность: работа по восстановлению памятников страны, дежурство по школе, оборудование спортплощадок, украшение школы к празд­нику, праздники труда, представление (защита) профессий, турнир умельцев, выставка технического творчества, неделя ремесел и др.
Общественно-полезная деятельность: школа актива, сбор лекарствен­ных трав, акции милосердия и благотворительности, шефство над детским домом, праздник игры и игрушки для малышей, митинг, акции солидарности, вахта памяти,"живая" газета.
Художественно-творческая деятельность: новогодний (осенний, весен­ний) бал, вечер художественной самодеятельности, этический театр, литера­турно-художественная композиция, вечер авторской песни, выпуск литератур­ного альманаха, музыкальная (литературная) гостиная, посещение театра, диспут, выставка "Малая Третьяковская галерея" и др.
Физкультурно-спортивная деятельность: День здоровья, туристический слет, турпоход, "День бегуна", "Веселые старты", "Вечер комических эстафет", "Малые олимпийские игры", устный журнал"Спортивный калейдоскоп", "Турнир рыцарей","Спортивный Огонек","Школа здорового образа жизни".
Деятельность свободного общения: вечер авторской песни, концерт "Алло, мы ищем таланты", вечер поэзии, девичник, поездки-прогулки, "сюр­призы дружбы", "конверт откровений", психологические игры и тренинги, школьный бал.
Возможны и формы внеурочной работы, соединяющие в себе несколько видов деятельности: фестивали, состязания, школьные праздники, недели школьной науки, вечера-встречи, коллективные творческие дела, большие ролевые и организационно-деятельностные игры. Такие формы внеурочной деятельности требуют коллективной мысли, тщательно разработанного сце­нария.
Разумное чередование, выбор наилучших форм, творческое изобретение новых, нетрадиционных форм позволяют уйти от шаблона в воспитании, сделать жизнь и внеурочную деятельность школьников увлекательной, непринужден­ной, значительно повысить ее воспитательный потенциал.
Примеры творческих форм организации воспитания
В последние годы в практике школьных педагогов появилось много нетрадиционных форм воспитательной работы:
"Пять минуте одним..." (стихотворением, музыкальным произведени­ем, одной картиной...);
публичная лекция (лекция для широкого круга школьной "публики": 15-20 мин насыщенной яркой информации, с необычными приме­рами и фактами, красочной эстетической обстановкой - позволяют "высветить" отношение к рассматриваемому предмету или собы­тию);
"Сократовская беседа" (обсуждение множества вариантов решения проблемы с помощью постановки дополнительных вопросов, постепенно приводящих к истине);
"Открытый микрофон" (для обсуждения проблем школьной или общественной жизни);
"Философский стол" (для философского осмысления жизни старшеклассниками);
"Дискуссионные качели" (две группы ведут беседу в ритмичном чередовании суждений по предложенной теме);
"Интеллектуальный аукцион" (игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности: чтобы "купить" предлагаемый "товар"- кни­гу, репродукцию, фотографию, пластинку, предмет декоративно-при­кладного искусства - надо предъявить "плату" в виде определенной порции знаний о предмете);
конкурс "смехаизмов" (смешных афоризмов и анекдотов);
"Разговор при свечах" (откровенный разговор на темы интимно-личностного общения, этического содержания жизненных ценностей);
"День гения" (серия красивых, содержательных мероприятий, как познавательных, так и ценностно-ориентировочных, проводимых в тече­ние всего дня и посвященных личности великого человека);
"Круглый стол с острыми углами" (обсуждение мнений учащихся по поводу острых проблем современности с использованием собранных заранее дискуссионных материалов);
"Сюрпризы дружбы" (цель - укрепление межличностных отношений через "преподнесение" сюрпризов: исполнение посвященной кому-то песни, танца, стихотворения, поделок, угощений, приготовленных самими детьми)[1]."Арбузник" - неформальное общение учащихся после двухмесячной летней разлуки. Чтобы отведать арбуз, каждый должен принять участие в одном из пяти конкурсов:
Самая смешная история моего лета.
Исполнение любимых стихов и песен о лете и летней природе.
Сказка, песня, притча, легенды собственного сочинения об... арбузе.
Рассказ о прочитанной книге, которую рекомендую всем.
Увлекательный рассказ о будущей жизни нашего класса;
"Фотокамера смотрит в мир" - развивает интерес к чтению периоди­ки, формирует политическую культуру учащихся. Содержание: под руководством ведущего все учащиеся поочередно демонстрируют приготовленные фотографии, комментируют их и прикрепляют на доску (стенд) в соответствующий раздел. Смонтированный обзор событий можно оставить на стенде на 3-4 дня, чтобы все успели его рассмотреть;
различные варианты "концерта-ромашки". В форме "ромашки" удобно проводить конкурсы, например: "Конкурс инсценированных рассказов (басен, анекдотов, пословиц, сценок из жизни..." "Вечер рекордов Гиннеса", "Конкурс непрофессионального мастерства", "Аукцион талан­тов", "Конкурс частушечников (на заданную тему)", "Мультлото", "Конкурс рекламного плаката", "Конкурс рисованных фильмов (слайд-фильмов)", "Конкурс танцевальных импровизаций", "Старая сказка на новый лад", КВН и т. д.
Прощальный вечер со свечами (из опыта школы № 45 г. Москвы) может быть проведен как финально-аккордная часть выпускного вечера
в 11 -м классе. В затемненном помещении классный руководитель торжественно зажигает свечу и говорит проникновенные слова прощания (это могут быть воспоминания, откровения, напутствия, стихи, чтение художественной прозы - например, А. Моруа "Молодому человеку об искусстве жить", Д.С. Лихачев "Раздумья" и др.). А дальше - от пламени своей свечи зажигает маленькие свечи в руках учеников. И предлагает им пообщаться один на один, объединяя пламя свечей, говоря слова прощания, напутствия, признательности... И свечи гаснут... На этой торжественной ноте заканчивается выпускной вечер.
Как компонент системы воспитания основ этической культуры (программа А.И. Шемшуриной[2]) выступает внеурочная деятельность с этической направленностью, композиционно построенная как театрализованное представление-диалог:
в начальной школе - в форме "школы вежливости" ("Доброе слово что ясный день", "Ежели вы вежливы", "Сказка - ложь, да в ней намек");
в средних классах - в форме этических диалогов ("Золотое слово народной мудрости", "Своя земля и в горсти мила", "Как наше слово отзо­вется"); дискуссионного клуба общения ("Листая страницы книг Д. Карнеги", "Ищи себя, пока не встретишь", "Судьба и Родина едины");
в старших классах - в форме вечеров этических размышлений, романтических бесед "при свечах", разговоров "у костра", встреч в литера­турной гостиной ("Живу я в мире только раз", "Музыка и мы", "Интел­лигент - это русское понятие", "Доброе имя дороже сокровищ мира").
Далее приведены примеры педагогических приемов конструирования твор­ческих форм воспитания.
Анализ афоризма (в разных вариантах):
афоризм записан на доске - все размышляют либо устно, либо пись­менно (после чего мнения суммируются). Например, размышление над мыслью Диогена: "Ведь не для того же человек живет, чтобы есть. Он ест для того, чтобы жить";
на доске записаны два афоризма: 1) "Человек - это великолепно... Это звучит... гордо!" (A.M. Горький); "Аз есмь червь, а не человек" ("Я есть червь, а не человек" - из древнерусской молитвы). Ученикам дается задание: выбрать наиболее для них подходящий афоризм и обосновать;
возможна перекличка афоризмов. Например, на уроке "Женственность и мужественность" поочередно читаются афоризмы о достоинствах мужчины и женщины.
Использование биографий, жизненного опыта великих людей:
для подчеркивания отношения к определенным качествам личности: «К юноше, который с гордым видом позировал ваятелю, Антисфен обратился так: "Скажи, если бы бронза умела говорить, чем бы, потвоему, она стала хвастаться?"-"Красотою"- сказал тот. "И тебе не стыдно гор­диться тем же, чем и бездушная статуя?" Мальчишке-болтуну Зенон сказал: "У нас для того два уха и один рот, чтобы мы больше слушали и меньше говорили"»;
для воспитания у школьников сознательной дисциплины можно использовать такую историю: "Однажды Диоген рассуждал о важных предметах, но никто его не слушал; тогда он стал верещать по-птичьему; собрались люди, и он пристыдил их за то, что ради пустяков они сбегаются, а ради важных вещей не пошевелятся».
Использование сказок, легенд, преданий, притч, художественной прозы и поэзии... в качестве содержательного материала для метода "параллельного действия"(А.С. Макаренко). Например, сказка Ш. Сильверстейн "Щедрое дерево"- для откровенного разговора об отношении к маме. Мно­жество примеров такого использования материала приведено в книге "Я - Человек".
"Конверт откровений" ("конверт дружеских вопросов", "конверт знаком­ства" и т.д.): в конверт вкладываются карточки с вопросами по теме обсуждения; он передается из рук в руки - каждый берет по одной карточке, отвечает на свой вопрос, остальные высказывают свои суждения. Так легко можно органи­зовать дискуссию.
Упражнения-откровения типа "Мои пять самых...": учащимся передают конверт с карточками, каждый, не глядя, берет одну, читает вслух и сразу отве­чает. Примеры карточек:"Пять самых": презираемых качеств личности челове­ка; близких людей; ненавистных явлений в жизни; веселых и смешных событий в жизни; любимых произведений; главных дел, которые мечтаешь совершить в жизни; ценных вещей и т. д.
Экспресс-опрос: быстрые вопросы педагога, требующие быстрого ответа или голосования. Педагог делает необходимые выводы. Например, перечень вопросов к классному часу "Что происходит с человеком в отрочестве?" может быть таким: "Зачем человек рождается, зачем он живет?"; "XX век - прогресс че­ловечества или регресс?"; "Дисциплина - это свобода или неволя?"; "Любовь- не вздохи на скамейке и не свиданья при луне - а что?" и др.
"Трудное чтение" - это один из приемов комментированного чтения и размышления над прочитанным. Чаще всего используется для философского размышления о жизни с учащимися 10-11-х классов. Например, чтение книги Б.М. Кедрова "Беседы о диалектике", Д.С. Лихачева "Раздумья" и др.
Инсценировка пословиц - группам по 3-5 чел. дается задание инсценировать известную пословицу. Если задание дано заранее - то инсценировав можно с элементами костюмов, необходимыми предметами. Например, "Учи дитя пока поперек лавки лежит, трудно будет, когда побежит". "Жизнь прожить - не поле перейти"; "Семь раз отмерь, один отрежь". Класс наблюдает и отгадывает пословицу. Идет обсуждение проблемы.
Интервью с интересным (значимым) человеком: с современниками авторами периодической печати, с героями художественных произведений с авторами дневников, историческими деятелями и деятелями культуры.
Есть множество приемов, с помощью которых педагог регулирует отно­шения между детьми, между детьми и взрослыми, придает воспитательный смысл каждой жизненной ситуации, конструирует собственные воспитываю­щие ситуации: побуждение действием и личным примером, авансированное доверие, параллельное действие, косвенное воздействие, мнимое безразли­чие, подход к человеку с оптимистической гипотезой... И т. д. Приемы хорошо описаны в педагогической литературе (в частности, в работах Н.Ш. Натанзон и Н.П. Аникеевой).
Нередко во фронтальной, групповой и индивидуальной воспитательной работе с детьми используются приемы, стимулирующие самовоспитание и самоактуализацию учащихся: рефлексия, релаксация, этические игры, ре­шение этико-психологических задач, самоанализ, самокритика, самовнушение, различные тренинги самопознания и самовоспитания, проведение и анализ анкет, тестов, различных методов самопознания эмпирического характера и др.
Есть множество педагогических приемов дисциплинирования учащихся в ходе воспитательного процесса. Например, введение собственных неписаных, традиционно исполняемых правил: "Живи для улыбки другого", "Не обижай никого вокруг","Помогай!","Правило - стоп" (причем для остановок игры, увле­кательного занятия),"Один говорит - все молчат: уважай золотое слово". Могут быть введены ритуальные действия: музыкальный и словесный эпиграф, особые формы приветствия, традиционное завершение песней, "слушание тишины", игровое оформление различных дел и т. д.
Используя те или иные организационные формы, следует помнить о глав­ном - у детей при участии в них должно быть ощущение счастья переживаемо­го момента жизни.
[1] Эти и многие другие творческие формы описаны в сборниках Н.Е. Щурковой "Собранье пестрых дел". - Примеч. авт.[2] Шемшурина А.И. Основы этической культуры. М., 1998. С. 27. - Примеч. авт.