Сообщение на тему Развитие организационных умений учащихся 8 вида.


Развитие организационных умений учащихся 8 вида – как условие их непрерывного самообразования».
Главной целью обучения в образовательной области "Технология" является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности.  Учащиеся должны овладеть основами рыночной экономики, менеджмента и маркетинга  и  умением применять их при реализации собственной продукции и услуг.
Умственно отсталые дети очень медленно усваивают новое, быстро забывают воспринятое, не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике. У умственно отсталых школьников обнаруживается недостаточность всех форм мыслительной деятельности: практически – действенной, наглядно – образной и словесно–логической. Все мыслительные процессы отличаются своеобразием. Легко обнаруживается неупорядоченность, бессистемность при анализе объекта, непоследовательное называние того, что бросается в глаза, без выделения существенных признаков. Отличительной чертой всей мыслительной деятельности умственно отсталых школьников является тугоподвижность, стереотипность процесса мышления.
 Профессионально-трудовое обучение по программе коррекционной школы VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющих разные отклонения в развитии. Мы обучаем девочек на уроках технологии по программе «Швейное дело», в рамках которой сделан  упор  на   развитие  организационных умений с применением индивидуального подхода и на самостоятельную   работу   учащихся.  В начале учебного года составляется учебно-тематический план. Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития, речевыми расстройствами, что мешает пониманию чужой речи. Одним из условий, необходимых для развития организационных умений на уроках технологии, является способность ребенка быть внимательным при выполнении заданий и какой-либо деятельности. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.
В связи с этим работу внутри класса мы организуем по группам. В состав группы входят одна-две ученицы, которые с трудом усваивают теоретический материал. Во время практических заданий эти учащиеся не испытывают больших трудностей, так как имеют возможность постоянно получать индивидуальную помощь от учителя и товарищей своей группы. Работа с такими детьми требует от учителя более четкого и продуманного использования всего арсенала методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих.
Так, на уроке в 8 классе по теме: «Виды синтетических волокон и нитей» мы знакомим учащихся с синтетическими волокнами, из которых делают пряжу и нити.
Рассказ учителя: «Для получения синтетических волокон не надо разводить овец, коз, выращивать хлопок, лен, использовать древесину. Синтетические волокна получить легче, их можно сделать больше, но по своему качеству, они во многом уступают натуральным. Работать с синтетическими тканями труднее. Чтобы не допустить брак в работе, надо знать их свойства».
Для большинства учениц объяснения данного понятия можно было бы изложить короче, но слабоуспевающие учащиеся до специального изучения этой темы плохо представляли себе, что такое синтетическая ткань, хотя само слово «синтетика» им знакомо. Работа на уроке организована следующим образом: проговаривание понятия синтетические волокна вслух; чтение свойств синтетических волокон и тканей хором по карточкам; чтение надписей на плакатах; запись трудных слов с их объяснением.
Применяя дифференцированный подход для развития организационных умений, мы включаем вопросы по ходу объяснения. Это повышает умственную активность, улучшает внимание, способствует пониманию, позволяет контролировать процесс усвоения. Возможностям учащихся данной группы соответствуют более расчлененные вопросы.
При объяснении мы применяем тесты разной сложности с учетом индивидуальных способностей детей. Каждый тест разделен на две части. На одной – рисунок или аппликация, на другой – относящиеся к ней вопросы. На тесте их не более трех-четырех. Получив его, ученица рассматривает рисунок, осмысливает прочитанное, далее отвечает на вопросы, стараясь строить полные предложения, используя при этом слова, которые содержатся в данных вопросах. Тесты могут быть самые разные.
С целью привития интереса к предмету, развития умений по организации своей деятельности на уроке, проводим познавательные и дидактические игры («Цепочка», «Домино», «Лото», сбор деталей изделия, или самого изделия из разрезанных частей по образцу, кубики для составления технических терминов).
Познавательные игры повышают умственную активность детей, тем самым ускоряя процесс самоорганизации их умений. С этой целью используем кроссворды. Задания, с которыми дети сталкиваются при решении кроссвордов, учат их умению самим формулировать вопросы. С помощью кроссворда можно проверить, насколько усвоен пройденный материал.
В каждом классе есть ученицы, у которых заметно снижена работоспособность, они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы. Основной путь коррекции указанных недостатков – развитие у обучающихся организационных умений при выполнении практической работы. Мы должны хорошо знать, какому ученику, какой инструктаж требуется. Одну девочку можно отослать к учебнику или инструкционной карте, другой объясняем с опорой на технологическую карту, третьей – необходим неоднократный показ приемов работы.
Использование технологической карты позволяет более осознанно приступать к практической работе над изделием. Применение технологической карты повышает активность учащихся, обостряет их внимание, способствует развитию организационных умений ориентироваться в задании, планировать свои действия, пользоваться техническими терминами.