Урок по ОБЖ для 8 класса «Защита населения при авариях с выбросом АХОВ»


Конспект урока по ОБЖ
Тема урока:
«Защита населения при авариях с выбросом аварийно-химических отравляющих веществ»
8 класс
Учитель: Максимова Ирина Андреевна
МОУ «Средняя школа №13»
Тема урока: Защита населения при авариях с выбросом АХОВ
Тема данного урока предполагается рабочей программой, разработанной на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.
Данная тема изучается в рамках раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера, безопасность и защита населения». Глава «Аварии с выбросом АХОВ»
Межпредметная связь с предметом «Химия».
Данный урок способствует формированию информационных, общекультурных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций и компетенций личностного самосовершенствования.
Практические навыки, формирующиеся на данном уроке применимы к жизненным ситуациям, подготовка к олимпиаде, конкурсу «Школа безопасности» и другим тематическим конкурсам и соревнованиям.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесный (рассказ, объяснение, фронтальная беседа с помощью тщательно продуманной системой вопросов)
Наглядный (презентация, видеоролик, демонстрация сиз) в сочетании со словесными методами
Практический (надевание противогаза, ВМП)
Форма деятельности учащихся:
Фронтальная
Индивидуальная
Работа в парах
В основе урока – деятельностный подход.
Цели:
Образовательные
Закрепление полученных знаний по теме АХОВ,
Познакомить с мерами защиты населения при химических авариях
Научить пользоваться СИЗ
Оперативно и грамотно проводить эвакуацию населения
Формирование знаний о действиях в чрезвычайных ситуациях и отработка практических умений обучающихся действовать в ЧС техногенного характера,
Развивающие
способствовать развитию представлений о химических авариях
развивать логическое мышление, навыки сравнения
Развивать познавательную активность обучающихся при изучении предмета ОБЖ. 
Воспитательные
Воспитание дисциплинированности и ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих
Формирование культуры безопасности
Задачи:
Актуализировать знания о распространенных АХОВ
Познакомить с основными способами защиты населения при химической аварии.
Сформировать у учащихся умение применять теоретические знания на практике.
Развивать способности быстро находить ответ в нестандартной ситуации, развивать внимание, воображение.
Выработать алгоритм действий при угрозе заражения АХОВ
Изготовить ватно-марлевую повязку
Тип урока: комбинированный (сочетание беседы и практического занятия).
Технические средства: учебник, тетрадь, раздаточный материал – противогазы, ВМП. Мультимедийная установка.

Планируемые результаты
Личностные
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
развитие навыков сотрудничества
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуации
Предметные
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций
МетапредметныеПознавательные УУД
осознанно находить выход из сложной ситуации
выдвигать гипотезы и их обосновывать
составлять алгоритм действий при аварии на химически опасном объекте
находить необходимую информацию
Регулятивные УУД
планировать свою деятельность на уроке
корректировать свою деятельность
составлять последовательность действий
Личностные УУД
понимать значение и необходимость изучения действий в ЧС
оценивать усваиваемое содержание материала
Коммуникативные УУД
высказывать свою точку зрения
корректировать свое мнение
приводить аргументы
слушать учителя и одноклассников
Основные понятия (словарь занятия): АХОВ, ХОО, ВМП, ГП, эвакуация, убежища, герметизация
План занятия:
Организационный этап – 2 мин.
Актуализация знаний – 8 мин
Теоретическое усвоение новых знаний. 13 мин
Формирование практических навыков 10 мин
Домашнее задание. 2 мин
Рефлексия – 5 мин

Ход урока
Организационный момент. 2 мин.
Цель этапа – проверка готовности к уроку и эмоциональный настрой обучающихся.
Личностные рез-ты - формирование ответственного отношения к учениюМетапредметные рез-ты - умение организовывать свою деятельность
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПриветствие, проверка явки обучающихся, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Актуализация знаний. 8 мин
Цель этапа – подготовка обучающихся к восприятию и изучению нового материала, оценка степени этой готовности.
Задачи этапа – проверка усвоения предыдущего материала, мотивация изучения нового, постановка проблемы и учебных задач.
Личностные рез-ты - формирование готовности и способности вести диалог
Метапредметные рез-ты - умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи
Предметные рез-ты - понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества, умение предвидеть опасные ситуации
Тема нашего урока Защита населения при авариях с выбросом АХОВ
Сегодня на уроке мы обобщим ваши знания по теме АХОВ и рассмотрим способы защиты населения от АХОВ и правила безопасного поведения при химических авариях.
Фронтальная беседа.
Что такое АХОВ?
Какие АХОВ вы знаете?
Я называю признаки, вы должны догадаться, что это за вещество. Подсказки будут сначала тяжелые, потом легкие.
Почему при авариях с выбросом аммиака следует укрываться в нижних этажах здания или подвалах, а при аварии с выбросом хлора – на верхних этажах?
Назовите причины аварий на химически опасных объектах.
К каким последствиям могут привести химические аварии?
Что такое очаг химического поражения?
Скажите какими цифрами или цифрой отмечен очаг химического поражения и зона химического заражения?
Почему зону химического заражения делят на несколько зон?
Что влияет на размеры очага химического поражения?
В каком направлении вы будете выходить из зоны заражения?
Назовите пути поступления АХОВ в организм человека.
Теоретическое усвоение новых знаний. 13 мин
Цель этапа – организация работы по выработке у обучающихся умений и навыков, раскрытие новых понятий
Задачи этапа – организация учебных действий, направленных на поиск и восприятие новой информации
Личностные рез-ты - усвоение правил усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧСМетапредметные рез-ты - умение воспринимать и перерабатывать информацию
Предметные рез-ты - формирование культуры безопасного поведения ЧС
Для того, что бы химические вещества не попали в организм человека одним из приведенных вами способов в случае аварии предпринимаются различные способы защиты населения.
Они могут быть заблаговременные и оперативные.
Как вы считаете, в чем существенное различие в способах защиты населения?
Заблаговременные меры защиты организованы до того как возникнет авария, то есть в процессе своей повседневной деятельности.
К ним относятся:
создают систему оповещения об авариях на химически опасных объектах;
накапливают средства защиты населения;
подготавливают укрытия для защиты от аварийно химически опасных веществ;
определяют районы эвакуации (временного отселения) людей;
подготовка органов управления и сил, предназначенных для ликвидации аварий на химически опасных объектах,
подготовка населения к защите от аварийно химически опасных веществ и к действиям в условиях химического заражения.
Вторая группа мер – это оперативные меры защиты населения.
То есть такие меры, которые требуют принятие быстрого решения в связи со случившейся ситуацией. Такие меры еще можно назвать основные.
Что можно и нужно предпринять при уже случившейся аварии с выбросом АХОВ?
использование средств индивидуальной защиты органов дыхания;
использование защитных сооружений (убежищ);
временное укрытие населения в жилых и производственных зданиях;
эвакуация населения из зон возможного заражения.
Каждый из перечисленных способов можно использовать в конкретной обстановке либо самостоятельно, либо в сочетании с другими способами.
Разберем подробнее оперативные способы защиты населения.
1.Оповещение населения
Для своевременного принятия мер по защите населения используют системы оповещения. Представим ситуацию, что произошла утечка хлора на промышленном предприятии в городе. Необходимо предупредить население об опасности. Как же население оповестят об этом и кто?
В первую очередь население оповещают об аварии на ХОО.
Происходит это следующим образом.
Оперативный дежурный органа управления ГОЧС получает сведения об аварии на химически опасном объекте от диспетчера предприятия и дает указание об оповещении населения.
Для оповещения населения об авариях на химически опасных объектах гудками, сиренами и другими сигнальными средствами передают сигнал который называется «Внимание всем!». (включить)!!!!
Вы сейчас услышали сигнал «внимание всем!». Знаком ли вам этот сигнал? Слышали ли вы его в нашем городе? Что вы должны сделать, как только услышите его?
Услышав этот сигнал, надо сразу же включить радио- и телевизионные приемники и прослушать информацию о случившемся и порядке действий населения.
Давайте запишем в тетрадь как называется сигнал и что необходимо сделать, услышав его.
2.Укрытие людей
Такой способ предполагает коллективную защиту населения. Укрытие людей в защитных сооружениях (убежищах) гражданской обороны позволяет обеспечить более высокий уровень их защиты от вредных веществ, теплового воздействия при пожарах, а также от сильнодействующих ядовитых веществ.
Убежища – это коллективные средства защиты населения.
Убежища бывают:
встроенные (в подвальных этажах и заглубленных помещениях производственных и вспомогательных зданий промышленных предприятий, общественных и жилых зданий)
отдельно стоящие, расположенные вне зданий.
Предположим ситуацию, что произошла химическая авария в пределах поселка. Время на укрытие людей в убежищах нет. Где может население укрыться от АХОВ?
жилые и производственные здания могут обеспечивать защиту людей от зараженного воздуха. Поэтому при невозможности применения других способов защиты их можно использовать для временного укрытия людей.
Единственное, в целях уменьшения поражающего действия сильнодействующих ядовитых веществ на людей, находящихся в зданиях и сооружениях, целесообразно использовать имеющиеся бытовые и подручные средства для дополнительной герметизации помещений. Этим достигается уменьшение проникновения в них наружного воздуха.
Как можно загерметизировать жилище?
Давайте проверим себя, посмотрим, как это делается. Видеосюжет.
Итак, скажите мне, что же необходимо сделать после оповещения населения об химической аварии?
Герметизацию помещений надо проводить в такой последовательности:
• закрыть входные двери, окна (в первую очередь с наветренной стороны);
• заклеить вентиляционные отверстия плотным материалом или бумагой;
• уплотнить двери влажными материалами (мокрой простыней, одеялом);
• неплотности оконных проемов заклеить изнутри липкой лентой (пластырем), бумагой или уплотнить подручными материалами (ватой, поролоном, мягким шнуром).
3.Эвакуация населения (вывоз населения в безопасные районы)
Эвакуацию населения организуют комиссии по чрезвычайным ситуациям. Ее могут проводить с использованием автомобильного транспорта и пешим порядком. Маршруты для эвакуации выбирают с учетом метеорологических условий, особенностей местности и других факторов. Наибольшей эффективности в защите населения достигают лишь в том случае, если эвакуацию удается провести до подхода облака зараженного воздуха.
Следующий способ оперативной защиты населения проводится как самостоятельный способ и как в сочетании со всеми предыдущими.
4.Использование средств индивидуальной защиты.
Когда мы с вами говорили об укрытиях, мы предполагали, что одно укрытие, а людей много. То, под индивидуальной защитой подразумевается 1 защитное средство – 1 человек.
Какие средства индивидуальной защиты вы можете назвать?
Для защит населения можно использовать специальные средства – это противогазы, респираторы. А так же подручные средства – шарфы, тряпки, ВМП и т.д.
Формирование практических навыков 10 мин
Цель этапа – формирование умения качественного использования индивидуальных средств защиты органов дыханияЗадачи –  освоение практических навыков использования СИЗЛичностные рез-ты - формирование коммуникативной компетентности в творческой деятельности,Метапредметные рез-ты - освоение способов применения средств защиты в условиях ЧС,
Предметные рез-ты - умение применять правила безопасного поведения на практике
Давайте рассмотрим, что из себя представляет ВМП. Ее изготавливают из куска марли. В центре между слоями марли прокладывают вату. Затем концы марли с обеих сторон разрезают посередине и обшивают.
Теперь попробуем применить на практике.
Противога́з — средство защиты органов дыхания. Кстати, Гражданскому противогазу скоро исполнится всего 100 лет. Он был изобретен русским химиком Николаем Дмитриевичем Зелинским в 1915 году.
Он может быть изолирующий и фильтрующий. В чем разница?
Мы с вами сегодня будем практиковаться надевать изолирующий противогаз. Размер противогаза вы уже знаете. Измеряли с учителем на прошлых уроках. Сейчас мы подберем противогаз для каждого и будем учиться его надевать.
Правильная очередность одевания противогаза.
По команде «Газы»
Задержать дыхание и закрыть глаза
взять противогаз обеими руками за утолщенные края нижней части так, чтобы большие пальцы были с наружной стороны, а остальные внутри. Надеть противогаз так, чтобы вверху не было складок
Сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание
Потренируемся. 2-3 раза. По команде «Газы» вы все вместе одеваете противогаз. Противогазы аккуратно положите на парте.
Домашнее задание. 2 мин
Цель – закрепление изученного на уроке материала
Составьте план вашей квартиры, дома, отметьте на нем места, нуждающиеся в герметизации, на случай химического заражения, а так же какой материал будете использовать для герметизации (скотч, тряпки, бумага, пластырь) – указать условными значками.
выучить конспект в тетради.
Дополнительное задание – сшить ВМП.
Рефлексия - 5 мин
Цель этапа – подведение итогов урока
Задачи – анализ затруднений, оценивание результатов работы
Личностные рез-ты - формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания
Метапредметные рез-ты - умение оценивать собственные возможности, умение правильно применять речевые средства для выражения своих мыслей, формирование ответственного отношения к учению
Предметные рез-ты - формирование культуры безопасности
Деятельность учителя Деятельность обучающихся«Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Какие трудности возникли на уроке?
На каком этапе практической работы возникли трудности?»
Меры защиты населения могут быть? (заблаговременные и оперативные)
Как можно заблаговременно защититься от аварии на ХОО?
Что относится к оперативным средствам защиты населения?
Какие индивидуальные средства защиты вы знаете?
Какие действия необходимо предпринять в случае сообщения ГОЧС об аварии?
Каким образом оповещают население об опасной аварийной ситуации?
Отвечают на вопросы
Учитель дает объективную оценку результатов коллективной и индивидуальной работы обучающихся на уроке, выставляет оценки в классный журнал и дневники. Дополнительное задание при наличии времени
«А теперь давайте представим, что произошел выброс АХОВ. Звучит сообщение: «Внимание! Говорит управление по делам ГО и ЧС города! В результате аварии на химическом комбинате произошел выброс хлора. В зону поражения попала школа №1!»»
Утечка хлора, значит, где необходимо укрыться? Версии обуч-ся: «На верхние этажи зданий»
А если бы мы эвакуировались за пределы школы, то каким образом следовало бы это делать?
Если возникли затруднения, еще раз проговорить это правило. Ответы обуч-ся: «Перпендикулярно ветру»