Классный час Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.


Тема урока: Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.
Цель: Развить понятия учащихся об авариях с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, сформировать навыки безопасного поведения при авариях.
Задачи:
Сформировать знания о причинах и последствиях аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, способах оповещения об авариях на химически опасных субъектах.
Развивать понятия учащихся о видах химического заражения окружающей среды; об основных мероприятиях по защите населения от последствий аварий на химически опасных объектах.
Обучить правилам безопасного поведения во время аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ и использования индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи.
Оборудование: план города с отмеченными на нем объектами, на территории которых находятся ядовитые вещества; противогаз, респиратор.
Ход урока
Разминка. Упражнение «Делай как я». Участники становятся в круг. Выбирается ведущий, который показывает одно упражнение и оно повторяется всеми, после этого роль ведущего передается следующему.
Актуализация темы
Ребята, вы все, наверное, видели фильм «Приключение Электроника», где главный герой – Сережка Сыроежкин поёт песню, в котором есть такие слова:
До чего дошел прогресс! Труд физический исчез, Да и умственный заменит Механический процесс, Позабыты хлопоты, Остановлен бег, Вкалывают роботы, Счастлив человек!
А счастлив ли? Всегда ли мы получаем пользу от того, что изобрели? И даже не смотря на все наши достижения, мы, как и прежде не можем противостоять природе.
I Мозговая атака
2 марта по телевизору показали ситуацию в Америке, произошло торнадо с разрушением зданий, школ и предприятий с СДЯВ. – Ребята как вы понимаете, что значит СДЯВ? – Какие СДЯВ вы знаете? – Если в нашем районе такие предприятия, в которых эти вещества используются?
( Объяснение новой темы с помощью таблицы)
СДЯВ Предприятия, где эти вещества используется Меры предупреждения
Аммиак Плодоконсервный комбинат
Хладокомбинат
Городской молочный завод Закрыть окна и двери
Герметизировать
Опуститься как можно ниже
Хлор АХБК
Водохранилище Закрыть окна и двери
Герметизировать
Подняться выше
Угарный газ В доме с печным отоплением Открыть окна и двери
Одеть
Вынести на улицу
Ртуть В медицинских учреждениях Закрыть окна и двери
Герметизировать
Подняться выше
II Работа в группах. Разделить класс на 6 групп. Задание на 5 минут
Задание 1 группы
Что такое хлор? Его действие на организм?
Задание 2 группы
Как предупредить себя от поражения хлора?
Задание 3 группы
Что такое аммиак? Его действие на организм?
Задание 4 группы
Как предупредить себя от поражения аммиака?
Задание 5 группы
Угарный газ. Неправильное действие.
Вова зашёл по пути в школу за своим другом, чтоб идти вместе и увидел его лежащего в постели. Вот засоня, подумал он и стал будить. Сережа не просыпался, Вова запаниковал, стал трясти, тормошить, начал делать искусственное дыхание, дал понюхать нашатырный спирт, но Сережа не открывал глаза, вызвал скорую помощь. Затем открыл окно, накинул на него одежду и вынес его на улицу и ждал прихода скорой помощи
Задание 6 группы
Расставьте «Правильные действия» по порядку, при отравлении угарным газом:
а) вынести на улицу б) искусственное дыхание в) вызов скорой помощи г) одеть, чтобы не простудился д) открыть окно е) позвать взрослых ж) дать понюхать нашатырный спирт
III Рефлексия
Что вы узнали на уроке (спросить каждого)?
IV Домашнее задание: Вместе с родителями ещё раз изучить таблицу и повесить ее на обратной стороне двери.
Раздаточные материалы
Хлор - зеленовато- желтый газ, с резким удушливым запахом, тяжелее воздуха. Застаивается в нижних этажах зданий, в низинах. Применяют для хлорирования воды, для получения пластмасс, инсектицидов, растворителей, дезинфицирующих, отбеливающих и моющих средств, в производстве глицерина, окиси этилена и др. в металлургии – для хлорирующего обжига руд цветных металлов.
Физиологические свойство хлора
Хлор- ядовитый удушливый газ, при попадании в легкие вызывает ожог легочной ткани, удушье. Раздражающее действие на дыхательные пути оказывает при концентрации в воздухе около 0,006мг/л. Хлор был одним из первых химических отравляющих веществ, использованных Германией в Первую мировую войну. При работе с хлором следует пользоваться защитной спецодеждой, противогазом, перчатками. На короткое время защитить органы дыхания от попадания в них хлора можно тряпичной повязкой, смоченной раствором сульфита натрия Nа2 SO3 или тиосульфата натрия Nа2 S2 O3. ПДК хлора в воздухе рабочих помещений 1 мг/м3, в воздухе населенных пунктов 0, 03 мг/м3
Аммиак – бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха. Проникает в верхние этажи зданий. Применяют для производство азотной кислоты, нитрата и сульфата аммония, жидких удобрений (аммиакатов), мочевины, соды, в органическом синтезе, при хранений тканей, светокопировании, в качестве хладагента в холодильниках, при серебрении зеркал.
Физиологические свойство аммиака
Аммиак ядовит, ПДК 20 мг/м3. Жидкий аммиак вызывает сильные ожоги. При содержании в воздухе 0,5 % по объему аммиак сильно раздражает слизистые оболочки. При остром отравлении поражаются глаза и дыхательные пути. При хроническом отравлении- расстройство пищеварения, катар верхних дыхательных путей, ослабление слуха.