Исследовательская работа САХАР: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ


СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18
Исследовательская работа
Тема: «САХАР: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ»
Направление: Валеология
Исполнитель : ученик 4 класса "Б"
средней школы №18
города Актобе Бейбіт Бейімбет
Руководитель учитель СШ№18
города Актобе Карасаева Г.Б.


Актобе, 2015 год
Аннотация
На конкурс проектов представлена работа « Сахар: плюсы и минусы». Объектом исследования является сахар. В проекте раскрыты цели, задачи и методы исследования. Актуальность данной темы- влияние сладких продуктов на здоровье человека. Тип проекта- исследовательский, практический. В процессе работы автор участвует в проведении опытов по изучению свойств сахара, анализирует и делает выводы. Участвует в приготовлении жженного сахара. Сочиняет сказки о сахаре. Данная исследовательская работа может быть интересна дошкольникам и детям начальных классов.
  

СОДЕРЖАНИЕ   
1. Введение ---------------------- 1        
2. Основная часть  ---------------------- 2-3
2.1 Понятие "сахар", история происхождения сахара ---- 2
2.2 Виды сахара ------------------------------------------------- 2
2.3 Полезные и вредные свойства сахара ----------------- 2-3
3. Практическая часть (опыты) ----------------------------- 4-6
4. Вывод ------------------------------------------------- 7
5. Список литературы ---------------------------------------- 8

1
ВВЕДЕНИЕ
Я взял тему про  сахар,  потому что я его очень люблю. Наверное, сейчас все подумали: «А кто же его не любит!» Мне стало интересно: вреден или полезен сахар? Мне очень хотелось узнать, где впервые появился сахар, из чего его изготавливают, каких видов бывает сахар. А еще  хотелось узнать, правда ли, что от него портятся  зубы и  почему его нельзя много есть.
Цель работы: изучение положительных и отрицательных воздействий сахара  на организм человека.
Решение поставленной цели я буду осуществлять через ряд задач:
    1.  Ознакомиться с историей возникновения сахара.
    2.  Его видами и свойствами.
    3.  Изучить полезные и негативные свойства сахара.
Объект исследования – сахар.
Методы исследования – изучение литературы, интернет источников, знакомство с предметом исследования, его историей и свойствами.
Гипотеза: если я изучу литературу по данной теме, то смогу с уверенностью сказать, если сахар употреблять в умеренных количествах, то он вовсе не вреден, а даже полезен.
2
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
            1.1. История происхождения сахара
    Са́хар — бытовое название сахарозы.        Родина сахара — Индия,  в русский это слово было заимствовано через греческий. В Европе сахар был известен ещё римлянам. Сахар появился в наших краях 150 лет тому назад и был доступен только богатым слоям населения, так как стоил очень дорого.
     Коричневые сахарные крупицы приготавливали из сока сахарного тростника и ввозили в Европу из Индии.
Намного позже, для производства сахара стали использовать и сахарную свеклу.
1.2. Виды сахара
Сахар выпускается следующих видов:
Тот сахар, который можно найти в каждой семейной сахарнице, специалисты называют просто – обычный сахар или сахар-песок;
«Кусковым» называют сахар, спрессованный в небольшие кубики. Рафинированный кусковой сахар называют «рафинадом».
«Леденцовый» и «каменный» сахар внешне очень похожи на карамель (это полупрозрачные очень твёрдые кристаллы неправильной формы), да и процесс производства этого продукта очень напоминает приготовление «сосалок»)
     Папа купил в магазине три вида сахара: коричневый и два белых.            
1.3. Полезные и вредные свойства сахара
         О пользе сахара говорить достаточно сложно – уж очень много противопоказаний у этого продукта. Однако в результате последних исследований медиков оказалось, что человеческому организму сахар необходим – в разумных дозах, естественно. Сахар – это углевод в чистом виде, основной поставщик энергии для организма. Конечно, лучше, если сахар будет присутствовать в пище не в виде промышленного продукта, а в виде овощей, фруктов, орехов, в составе которых также имеются
3
органические сахара, столь нужные нашему организму. Природный сахар полезен, он преобразуется в глюкозу и отлично усваивается.
Но и промышленный сахар – не всегда яд. Он эффективно налаживает работу селезенки и печени, и часто людям с заболеваниями этих органов рекомендуется «сладкая» диета. К тому же, учеными обнаружена польза сахара в уменьшении опасности образования бляшек кровеносных сосудов и предотвращении тромбоза. Сахар стимулирует кровообращение в мозге, предотвращает возникновение артритов.
     И все же, сколь ни вкусен и полезен сахар, многие считают его вредным продуктом. В нем нет ни единого витамина, необходимых минеральных веществ или клетчатки. А только калории, быстро усваиваемые организмом и откладывающиеся в виде неприятных складок на талии и бедрах. Тучным, склонным к ожирению людям рекомендуют полностью исключить из рациона сахар, заменив его сладкими фруктами, ягодами и медом. К тому же, неумеренное употребление сахара ведет к заболеваниям поджелудочной железы и диабету.           
  Сладкоежки практически всегда страдают кариесом, поскольку сахар повышает кислотность во рту и способствует разъеданию зубной эмали. Сахар вреден и для сосудов, костей. Известно, что сладкое вызывает в организме недостаток кальция, что, в свою очередь, ведет к проблемам с обменом веществ, заболеваниям нервной системы, плохому состоянию костей и суставов.
4
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Опыт № 1
Цель опыта: доказать вредное разрушительное влияние сахара. 
Ход: я  взял яичную скорлупу и поместил её  в  сладкий раствор 
(полстакана воды, 3 ложки сахара, несколько капель лимонного сока)
Через 3 дня произошли видимые изменения в скорлупе. Появились мелкие трещины. 
Через 5 дней на скорлупе появились большие трещины. 
В образце с чистой водой скорлупа не изменилась.
Вывод: сахар вреден, потому что разрушает твердые вещества.
Опыт № 2
Сахар представляет собой бесцветные кристаллы сладкого вкуса, хорошо растворим в воде
Рассыпчатый сахар я набрал в десертную ложку и насыпал в стакан с водой.
         
Потом я размешивал сахар и смотрел, как сахаринки плавают в воде.
Помешав сахар в стакане с водой, я ждал, когда он там растворится.
Через две минутки сахар исчез - он расстворился.
5
Опыт № 3
Состоянием сахара в твердом и рассыпчатом виде
Перед вами сахар в рассыпчатом и твердом видах.
Я пробую сахар на вкус - он твердый и сладкий.
Опыт № 4
Термическая обработка сахара
Рассыпчатый белый сахар мы с мамой насыпали с сковородку и поставили на плиту, я стал его размешивать. Температура плавления сахарозы 160 °C.
 Сахар нагревался, менял цвет, становился коричневый, жидкий и вкусно пах.
При застывании расплавленной сахарозы образуется аморфная прозрачная масса – карамель.
 Опыт № 5
Наблюдение за изменением состояния сахара после термической обработки
Жженый, горячий сахар я наливал с ложечки в холодную воду.
Вода становилась такого же цвета как и сахар. Сахар становился холодным и застывал.
6
Опыт № 6
Изготовление из сахара карамели
В крышку от пластиковой бутылки мы  налили горячий жженый сахар, я увидел, что сахар может тянуться как ниточка.
Сахарные ниточки были тоненькие, как невидимки и хрупкие.
Когда сахар совсем застыл, у меня получился круглый леденец, коричневого цвета.
Опыт № 7
Оценка вкусовых качеств сахара
На вкус леденец оказался сладким и вкусным.
7
Вывод:
Изучив положительные и отрицательные воздействия сахара на организм человека, я сделал вывод:
без сахара обойтись невозможно, т.к. сахар стимулирует кровообращение в мозге;
сахар не только лакомство, но и очень полезный продукт;
употреблять сахар следует только в разумных количествах. Дневная норма потребления сахара составляет не более 50 граммов (10-12 чайных ложек)
содержится во многих растениях:  в продуктах питания: овощи, фрукты, молочные продукты и т.д., а также в соке березы и клена.
8
III.          Список использованной литературы.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Прогресс. — М., 1964–1973. — Т. 3. — С. 567.
"Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой).
Журнал « Мурзилка», « Полезное лакомство», №4 автор А. Семенова,2001 год.
Коннашкова И.П. Сахар: вред или польза? – М.:Крук,2007, 107 с.
Костина Т.С.  Пища богов. О вреде и пользе сахара. – М.: АРКТИ,
Приложение1

Анкета
1 Любите ли Вы сладкое? Да Нет
2 Как Вы считаете, сахар - это... Хорошо Плохо
3 Как Вы думаете, что будет, если употреблять много сахара?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Приложение 2
Работаю с литературой

Сахар растворяется в воде и бесцветный

Наблюдаю за яичной скорлупой.

Братья Рафинады.
Жили-были в Кулинарном царстве два брата Рафинада. Жили не тужили да радость детям дарили. Но однажды король Соль-Соль из Соляного города похитил братьев Рафинадов, так как не любил сладкое. Дети в Кулинарном царстве все стали унылые, грустные, потому что перестали есть сладкое. Рустам и Ренат решили спасти братьев. Пришли к королю Соль-Солю и потребовали отпустить братьев Рафинадов. Король поставил условие - загадать загадки про Рафинадов. Рустам и Ренат позвали Нурсултана на помощь. А Нурсултан быстро вспомнил две загадки про сахар.
Это кубик, но не лед
Сладкий, сладкий, но не мед.
Я бел как снег
Любим для всех
Я нужен вам
Да вреден зубам
Король Соль-Соль был доволен Нурсултаном и отпустил братьев Рафинадов. Живые и здоровые братья Рафинады вместе с детьми вернулись в Кулинарное царство. Дети обрадовались возвращению братьев Рафинадов.
Загадки собственного сочинения
1. Белые кубики
Портят зубики
2. Сладкий песок
К зубкам жесток
3. С ним сладок чай
"Как вкусно!" восклицай
4. Сладкие кусочки
Говорят навредят
На столе в мешочке
А зовется ... (РАФИНАД)
Отзыв