План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах.

Урок 63 06.12.16г.
Тема: Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах.
Цель: развивать умения определять падеж имён существительных, правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.
Формируемые УУД: п. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; к. владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке читают предложения, называют склонение и окончания имён существительных.)
III. Актуализация знаний
Выборочный диктант
Выпишите имена существительные в дательном падеже вместе со словами, от которых они зависят. Укажите склонение этих существительных, выделите в них окончания.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
Удивляются оне
Незнакомой стороне.
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
Вот в сочельник в самый в ночь
Бог даёт царице дочь.
И наказывает ей,
Сенной девушке своей.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали...
А. Пушкин
Почему окончания существительных в дательном падеже различны?
В каком склонении в дательном падеже пишется окончание -и?
IV. Самоопределение к деятельности
Прочитайте слова.
от печк.. к печке, по улиц., из церкв..
Какой звук слышится в окончании существительных? Как вы думаете, одинаковые ли будут окончания? (Ответы детей.) Что нужно определить, чтобы ответить на этот вопрос? (Падеж и склонение этих существительных.) Определите падеж существительных. Как вы будете это делать? (Поставим вопрос, можно определить по предлогам.) В каких падежах употреблены слова? (В дательном и родительном.)
Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить признаки дательного и родительного падежей, научиться правильно писать безударные окончания имён существительных в этих падежах.)
V. Работа по теме урока
1. Повторение сведений о дательном и родительном падежах (В ходе беседы учитель заполняет таблицу на доске, а учащиесяв тетрадях (кроме последней колонки).)

Вопросы
Предлоги
Окончания







1-е скл.
2-е скл.
3-е скл.

Р. п.
(откуда? где?) кого? чего?
от, до, из, у, без, для, около, с, кроме, возле




Д. п.
(куда? где?) кому? чему?
к, по




Поставьте вопросы к словам, записанным на доске. На какие смысловые вопросы отвечают имена существительные в каждом из этих падежей? Можно ли по этим вопросам различать падежи? Почему? (Нет, так как в обоих падежах есть одинаковый вопрос где?) Что нужно делать, чтобы не допустить ошибку? (Надо поставить падежный вопрос: чего?или чему?) Как ещё можно различать падежи? (По предлогам.) Как правильно написать безударное окончание имени существительного? (Можно вспомнить, можно подобрать слово с ударным окончанием.)
Работа по учебнику
Упр. 213 (с. 115). (Комментированное письмо.)
Сделайте вывод: у каких имён существительных окончания в родительном и дательном падежах одинаковы? (У существительных 3-го склонения.) У каких существительных окончания отличаются? (У существительных 1-го склонения.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 214 (с. 115). Прочитайте. Составьте пословицы. Что их объединяет? (Общая тема.) О чём эти пословицы? (Олени, о ленивых людях.) Сформулируйте главную мысль пословиц. (Комментированное письмо. Обоснование написания падежных окончаний имён существительных разными способами.) Придумайте рассказ или сказку по одной из пословиц. (Проверка. Заслушиваются несколько текстов.)
VIII. Рефлексия Работа по карточкам
Вставьте пропущенные окончания имён существительных.
Вариант 1
Для вырубк.., по ветк.., из деревн.., к пристан.., от матер.., из ткан...
Вариант 2
Без книжк.., к работ.., по площад.., до деревн.., около речк.., письмо бабушк...
(Взаимопроверка по образцу на доске.)
Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
Чему вы научились сегодня на уроке?
В каких падежах и у существительных какого склонения может быть окончание -е, -и?
Что вы узнали об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах?
Какое упражнение вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
Упр. 215 (с. 116).









13PAGE 15


13PAGE 14215




15