Конспект урока русского языка на тему Безударные падежные окончания имен прилагательных (3 класс)


Тема урока:
«Безударные падежные окончания
имен прилагательных»
Цель:
обобщить знания учащихся о правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Задачи:
1.Образовательные: закрепление навыка правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных, обогащение словарного запаса детей; осознание практической необходимости правильного написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
2. Развивающие: развитие устной речи учащихся; совершенствование культуры речи детей; развитие орфографической зоркости; расширение кругозора младших школьников; развитие психических процессов, аналитического мышления, умения делать выводы.
3. Воспитательные: воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности; воспитание умения работать в коллективе; воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: учебник «Русский язык « 3 класс Н.Ф. Виноградова, тетрадь с печатной основой, мультимедийная доска, карточки с названиями падежей, карточки с заданием для работы в группе, запись мелодии А. Вивальди «Времена года. Весна», иллюстрации (бабочка-лимонница, плес), толковый словарь.
План урока:
Организационный момент.
Положительный эмоциональный настрой учащихся.
Сообщение темы, целей.
Актуализация знаний учащихся.
Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном.
Чистописание .
Работа над правописанием.
Создание проблемной ситуации, отрабатывается умение детей писать окончания имен прилагательных.
Работа в группах.
Правильное употребление имен прилагательных , умение работать в группе.
Словарная работа.
Знакомство с лексическим значением и правописанием слов магазин, библиотека, здесь.
Работа в тетрадях с печатной основой.
Работа в парах со сменой состава. Отработка методов взаимопроверки
Работа с учебником.
Умение определять падеж имени прилагательного, устанавливать связь прилагательного с именем существительным, умение ставить вопросы и правильно писать окончания имен прилагательных
Работа по карточкам.
Знакомство с лексическим значением слов, плес, лимонница.
Итог урока. Рефлексия
Домашнее задание
Самостоятельное закрепление умения составлять предложения с заданными словами и правильно писать окончания имен прилагательных.

Ход урока:
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Я желаю вам плодотворно потрудиться на уроке.
-Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Кто такой исследователь?
-Прочитайте об этом в толковом словаре.
-Какими качествами должен обладать исследователь? (любознательность, внимание, трудолюбие, терпение)
-Исследователь в первую очередь должен уметь красиво мыслить, т.к.
« Красив тот, кто красиво мыслит»(на доске)
-А пойдем мы с вами через трудности, потому что:
«Ищешь трудность-находишь мудрость»-это девиз нашего урока.
2.Сообщение темы, цели урока.
-Откройте учебник на странице 105.
-Прочитайте тему урока.
-Какую цель перед собой ставим? (учиться писать безударные падежные окончания имен прилагательных).
3.Актуализация знаний.
-Я предлагаю вам послушать музыку композитора Антонио Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».
Прослушивание музыки.
-Какие ассоциации у вас возникли при прослушивании музыки?
-Какое настроение? (радостное, весеннее, солнечное)
-А к какой части речи относятся все слова, которые характеризуют это настроение? ( имя прилагательное).
-Что вы знаете об имени прилагательном? (это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чей? чья? чье? чьи?, в предложении чаще всего бывает определением, но может быть сказуемым, подчеркивается волнистой линией, связано с существительным, изменяется по родам, числам и падежам, окончания прилагательных можно определить по вопросу).
Ответы детей сопровождаются открытием на доске соответствующих пунктов.
4. Чистописание.
-Традиционно наш урок продолжит минутка чистописания.
-Прочитайте сочетания букв на доске.
ая, яя, ий, ый, ой, ее, ие, ые
-Что они вам напоминают? (окончания прилагательных ж.р., м.р., ср.р.).
-Ребята из первой группы, запишите окончания ж.р., из второй группы-окончания м.р., из третьей-ср.р., из четвертой-окончания прилагательных множественного числа.
5.Работа над правописанием окончаний имен прилагательных. Работа в группах.
-Прочитайте стихотворение (на экране)
«Здравствуй, солнце …..!
Здравствуй, небо …..!
Здравствуй, ….. ветерок!
Здравствуй, ….. дружок!
Мы живем в родном краю,
Я вас всех приветствую!
-Как вы думаете, какое задание нужно выполнить?
-Вставьте в стихотворение пропущенные прилагательные.
Выслушиваются варианты каждой группы.
-А теперь послушайте авторский вариант. (Учитель зачитывает текст с прилагательными золотое, голубое, теплый, миленький)
-Какое словарное слово встретилось в стихотворении? (здравствуй)
-Какие еще знакомые орфограммы есть в этом стихотворении?
(непроизносимые согласные в корне слова, безударные гласные в корне слова)
-А какие все предложения по интонации? ( восклицательные)
Запишите наиболее понравившийся вариант этого стихотворения в тетрадь.
6. Словарная работа.
-Стихотворение, которое вы сейчас читали, я прочитала в одной из книг.
-Ребята, а где можно взять книги? ( в библиотеке)
-Что такое библиотека?
-Прочитаем об этом в учебнике.
Один из учащихся читает вслух.
-Это словарное слово, запишите его в тетрадь.
-А где еще можно взять книги? (купить в магазине)
-Как называется такой магазин? (книжный)
-Запишите это слово.
-А где еще? (здесь, в классе)
Учитель обращает внимание детей на выставку книг о весне.
-Запишем слово «здесь».
7.Работа в тетради с печатной основой. Работа в парах со сменой состава.
-Продолжаем исследовать имена прилагательные.
-Прочитайте задание в ТПО.
-Какие знания нам понадобятся, чтобы выполнить это задание?
-Как определить, какое окончание пропущено? Вспоминаем алгоритм.
(Нужно найти имя существительное, от которого зависит прилагательное, задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному и по вопросу определить, какое нужно писать окончание)
-Предлагаю выполнить это задание, работая в парах.
Взаимопроверка. Учащиеся по мере выполнения задания, выходят к доске, меняются тетрадями, садятся за парту и проверяют работу.
-Какие ошибки чаще всего вам встретились?
8. Работа с учебником.
-Прочитайте задание. Что непонятно?
-Выполните упражнение в тетради.
-А сейчас приготовьте карточки с падежами. Выслушав словосочетание, которое я произнесу, поднимите карточку с падежом прилагательного.
Черного карандаша, желтый фломастер, жесткому стулу, шелковой блузкой, черному коту, черствым хлебом.
- Какие однокоренные слова подберем, чтобы проверить написание буквы е в корнях имен прилагательных?
9.Работа по индивидуальным карточкам.
-Предлагаю вам выполнить задания на карточках. В данном тексте нужно вставить пропущенные буквы .В какой части слова они находятся? ( в окончании).
-Окончания выделяем карандашом.
Учащиеся самостоятельно выполняют данное задание.
-О чем узнали из текста? ( Плес-это широкое водное пространство)
Учитель показывает иллюстрации с изображением бабочки-лимонницы и плеса.
-Почему эту бабочку называют лимонницей?
-Спишите в тетрадь предложение, в котором раскрывается значение слова «плес».
10.Итог урока. Рефлексия.
-Из вас получились неплохие исследователи.
-Какую цель мы ставили в начале урока?
-Достигли ли мы этой цели?
-Кто научился писать окончания имен прилагательных?
-Кому еще трудно?
-Эту работу мы продолжим на следующих уроках русского языка.
-Если вам урок понравился, возьмите желтую бабочку, если вам было трудно, то возьмите голубую бабочку.
11.Домашнее задание.
-Перед вами карточки разного цвета. Прочитайте задания на карточках и выберите то, с которым сможете дома справиться.
-Спасибо вам за хорошую работу! Урок закончен.