Интеллектуальная игра по русскому языку Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!


Цели мероприятия:
совершенствовать знания учащихся по русскому языку;
развивать лингвистические способности учащихся, логическое мышление, память, внимание, выразительность речи, смекалку, творческие способности;
воспитывать познавательный интерес к изучаемому языку, художественному слову, умение работать в коллективе.
Оборудование: таблички с названиями команд, карточки с заданиями, портрет И.С.Тургенева, эпиграф, компьютер, презентация, листы формата А 4, ручки.
Эпиграф: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! И.С.Тургенев.
Ход мероприятия.
1. Приветствие.
Мы приветствуем гостей — дорогих учителей, всех знакомых, незнакомых, и серьёзных, и весёлых.
Настрой себя!
Если у вас хорошее настроение - потопайте ногами.
Если у вас есть собака — погладьте по голове.
Если вы любите шоколад — оближите губы.
Если у вас есть друг — то улыбнитесь.
Если вы умеете разговаривать на нескольких языках — кивните головой.
Вступительное слово учителя.
Именно язык является важнейшим средством человеческого общения. В современном мире насчитывается более двух тысяч языков, и любой национальный язык обладает определёнными, присущими ему достоинствами.
Исторически сложилось так, что на территории Казахстана действуют и развиваются языки многих народов, населяющих нашу Республику, но Государственным языком является казахский язык. В Основном Законе государства — Конституции Республики Казахстан записано: «В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык».
Выразительное чтение.
Ученица читает стихотворение Т.Зумакуловой «Два языка»:
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нём впервые я сказала «мама»,
На нём клялась я верностью упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой.
На нём ветра в предгорьях наших свищут,
На нём впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зелёною весной...
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нём живые трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык -
Я онемею.
Утратив русский — стану я глухой.
Слово учителя.
Прекрасные слова о русском языке, взятые мной в качестве эпиграфа, сказал в 1882 году И.С.Тургенев — великий писатель, мастер русского слова. Высоко оценивая русский язык, И.С.Тургенев завещал нам беречь его. Но что значит беречь язык?
(учащиесяотвечают на этот вопрос).
Правильно, , ребята, беречь язык — это прежде всего грамотно писать и правильно говорить. Но далеко не прост русский язык и нет границ в его познании. Пусть наша встреча поможет каждому из вас, ребята, в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Встреча пройдёт в форме Интеллектуальной игры, которая называется «Ассорти».
Почему «Ассорти»? Потому что из разных интеллектуальных игр взято понемногу.
Сегодня в игре встречаются представители 8 — 9,10 классов — знатоки русского языка. Наша игра будет проходить под девизом:
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Очки полученные в игре, будет записывать на листе ватмана наше жюри.
Представление команд.
Начнём с визитки команд. (регламент 1 минута).
А сейчас приступим к основному. Оценивается по 1 баллу за правильный ответ.
Лингвистическое мастерство.
Команде 1.
Поставь слово «мастер» в И.п.мн.ч. (Мастера).
Как правильно: кулинария или кулинария? (Оба варианта являются правильными).
Поставь слово «чулок» в форму Р.п. мн.числа. (Чулок).
Употребите глагол «звонить» в форме 1 лица мн.числа настоящего времени. (Звоним).
Закончите предложение: Он красивый, а его сестра ещё......(красивее).
Команде 2.
Поставь слово «торт» в И.п. мн.числа. (Торты).
Как правильно: творог или творог? (Оба варианта являются правильными).
Употребите слово «носок» в Р.п. мн.числа? (Носков).
Поставь глагол «звонить» в форму 3 лица ед.числа настоящего времени.(Звонит).
Закончите предложение: Печенье сладкое, а конфета...(Слаще).
Интеллектуальное мастерство.
Подумать 1 минуту и ответить на вопрос.
Учитывается быстрота ответа и правильность (1б+1б).
Задание: Ученик написал на доске: «Сто сорок и сто сорок будет двести» Допустил ли он ошибку в вычислении? (Принимается два варианта ответа. Зависит от ударения).Стилистическое мастерство.
Найдите речевые и грамматические ошибки и исправьте их.
Команды получают карточки. В предложениях необходимо исправить речевые ошибки или грамматические ошибки. На подготовку даётся 3 минуты. Оценивается по 2 балла за правильный ответ.
Карточка для 1 команды:
Уважаемые покупатели! Вы можете приобрести в нашем торговом центре памятные сувениры. (Слово памятные является лишним).
Все с большим вниманием слушали доклад Ивана Петровича Чибис. (Должно быть Чибиса, так как фамилии на согласный лиц мужского пола склоняются).
Карточка для 2 команды:
На улице прохладно. Я одену пальто. (Вместо слова «одену» нужно употребить «надену»).
Все автобусы были отремонтированы к восемнадцатому марту. (При указании даты название месяца ставится в форме Р.п. - марта).
Вопросы болельщикам:
Пока команды готовятся, давайте вспомним героев сказок. В газете напечатали объявления. Отгадайте, кто их написал?
Отнесу пирожок вашей бабушке. (Волк).
Прекрасный квартет ищет работу. (Козёл, баран, медведь, осёл).
Утеряна туфелька. Нашедшего прошу вернуть за вознаграждение. (Золушка).
Сплю и вижу принца. (Спящая красавица).
Лексическое мастерство.
За правильный ответ 5 баллов.
Определи лексическое значение следующих слов.
Команде 1: послание — письменное обращение государственного деятеля к другому по какому — нибудь важному государственному, политическому вопросу.
Команде 2: независимость — политическая самостоятельность, отсутствие подчинённости, суверенитет.
Логическое мастерство.
Команде 1:
Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на машинке).
У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков, приспособленных для торможения вагонов).
Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец).
Какой город называет себя спортивной одеждой? (Ямайка).
Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).
Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? (Бор — стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле).
Какой вопрос ставится в русском языке к названиям домашних животных, зверей, птиц, рыб? (Кто?).
Команде 2:
Как большой дом превратить в маленький? (Прибавить к слову дом уменьшительно — ласкательный суффикс — ик: домик).
Как можно превратить слово «семя» в слово «семья»? (Нужно перед буквой Я вставить Ь знак).
В каком слове сорок А? (сорока).
Какая шляпка не надевается на голову? (Шляпка гвоздя).
Каждый абзац начиается... (С красной строки).
Каким ключом нельзя открыть замок? (Скрипичным, басовым; родником).
В каком слове имеется сразу 7 букв Я? (Семья).
Конкурс на лучшего знатока.
Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево.
Шалаш, боб, Анна, Алла, казак, тот, тут, кок, кабак.
Как правильно сказать: У рыб нет зубов? У рыбов нет зубов? Или У рыбей нет зубей? (У рыб нет зубов).
Что вы делаете, когда доедете на автобусе до нужной остановки: выходите, сходите или встаёте? (Выходите).
Заключительный конкурс.
Закончи следующие пословицы и поговорки.
Сытый голодного.....не разумеет.
Слезами горю...не поможешь.
Шила в мешке....не утаишь.
После драки....кулаками не машут.
Семь пятниц....на неделе.
Съесть пуд....соли.
Ищи ветра....в поле.
Толочь воду....в ступе.
Кончил дело,...гуляй смело.
Любишь кататься,....люби и саночки возить.
Рефлексия.
Игра прошла в тёплой обстановке, дружеской обстановке. Этому способствовало ваше хорошее настроение, копилка знаний и солнечный, светлый день. Лучики солнца попали и кнам на игру и зарядили всех энергией.
Ребята выберите себе тот лучик, который помог вам в игре.
Заключительное слово учителя.
Ребята! Завершилась игра. Вернёмся к нашему эпиграфу. Это слова мастера художественного слова, который своими прекрасными произведениями совершенствовал русский язык. Так давайте и мы будем беречь, ценить и любить русский язык!
Обогащайте свой словарный запас, свою память, ибо только знание языка поможет вам в овладении многими науками.