Сложение двухзначных чисел с переходом через разряд


Урок математики.
Тема: «Сложение чисел вида 48 + 34.
Сложение двузначных чисел с переходом через разряд»
Тип урока: Открытие новых знаний.
Тема: Сложение чисел вида 48 + 34. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд.
Цель: расширение вычислительных навыков учащихся на основе приёма сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
Задачи:
1. Образовательная:
- Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с вычислительным приёмом для случаев вида 48 + 34 и помочь уяснить практическую значимость данного материала;
- Создать условия для развития у школьников умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
2. Развивающая:
- Развивать умения в использовании научных методов познания;
- Развивать память, мышление, умение анализировать, делать выводы.
3. Воспитательная:
- акцентировать внимание на необходимость доброжелательного сотрудничества при работе в парах.
Материал: Учебник: А.Л.Чекин. 2 класс, часть 1.
Ход урока.
1. Организационно-мотивационный этап. (Коммуникативное УУД)
- Мы сегодня отправляемся в путешествие в царство Математики. С какой целью люди совершают путешествия? (Узнать, открыть что-то новое).
- А путешествовать интереснее в одиночку или с друзьями? (…).- А чтобы у друзей всё получилось, как будем поступать? (договариваться о предстоящем деле, помогать друг другу).
- Дети, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Вы старайтесь сегодня работать быстро, расчёты производить правильно, не бросать друга в беде.
2. Актуализация знаний.
- Чтобы узнать в какой город этого царства мы отправимся, вам необходимо выполнить задание.
Слайд 1. Решите примеры. (Регулятивное УУД)
Расположите ответы в порядке возрастания. Что это значит? Прочитайте полученное слово. 94 + 2 = Е 8 + 5 = Л 80 + 6 = И 30 + 20 = Ж 62 + 8 = Н 17 + 3 = О 26 + 30 = Е
6 + 3 = С 9 13 20 50 56 70 86 96 с л о ж е н и е - Что общего в этих примерах?
(Ответы детей: все они на сложение). - Так чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? Прочитайте: какое слово у вас получилось? - Что мы с вами будем делать в этом городе? (Ответы детей: решать примеры на сложение). - Ещё раз посмотрите на полученный ряд чисел и назовите лишнее число. Почему оно лишнее? (…). (Познавательное УУД)- Назовите остальные числа в порядке возрастания. Что вы знаете о двузначных числах? (…). - На какие две группы можно разделить данные числа? (на круглые и некруглые).
- Не круглые числа замените суммой разрядных слагаемых (56 = 50 + 6 и т.п.).
- Вспомните, каким правилом мы должны пользоваться при сложении двузначных чисел? - Чтобы к двузначному числу прибавить двузначное надо: заменить каждое число суммой разрядных слагаемых и десятки прибавить к десяткам, а единицы к единицам. - Какой район в этом городе мы посетим? (Двузначные числа) - Так, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (складывать двузначные числа).
- Что вы можете рассказать о числе 22? (Оно двузначное, содержит 2 десятка и 2 единицы, чётное, его соседи – 21 и 23).
3. Проблемная ситуация (Коммуникативное УУД)
- Решите следующие примеры, и вы узнаете на какой улице мы находимся. (Дети выполняют задание в парах.)Слайд 2. 45 + 12 = 57 27 + 42 = 69 48 + 34 = ? - Какое задание вы выполняли? ( Ответы детей: решали примеры на сложение). - Какие ответы вы получили? (Дети фиксируют ответы на доске). - Где возникло затруднение? (Ответы детей: в последнем примере). - Посмотрим, что общего в примерах? (Ответы детей: сложение двузначных чисел) - Почему не смогли решить последний пример? - Чем он отличается от предыдущих примеров? ( Ответы детей: при сложении единиц получается число больше десяти. Такие примеры мы ещё не решали).4. Целеполагание (Регулятивное УУД)
Так, на какой улице мы с вами оказались? (переход через разряд)
- Прочитайте тему урока в учебнике с. 79. - Чему мы должны научиться на уроке? (Ответы детей: сложению двузначных чисел с переходом через разряд)
Слайд 3.
- Я вот такой план дальнейшей работы: (на доске)
1) Самостоятельно решение новых примеров;
2) Коллективно потренироваться в решении новых примеров;
3) Составить алгоритм (порядок) решения новых примеров
4) Познакомиться с новым приемом сложения двузначных чисел с переходом через разряд (открытие нового знания).
- Согласны ли вы с предложенным планом?
- Как бы вы его изменили? (дети изменяют порядок пунктов плана: 1 - 4, 2 - 3, 3 - 2, 4 - 1).
5. Реализация построенного проекта. Открытие нового знания. (Познавательное УУД)
- Давайте выполним сложение чисел 48 и 34 с помощью схемы. Учащиеся в группах выводят способ решения примеров нового вида. Записать в тетрадях: 48 + 34 = (40 + 8) + (30 + 4) = (40 + 30) + (8 + 4) = 70 + 12 = 82 - Какой получился ответ в этом примере? (48 + 34 = 82) - У кого получился такой же ответ? (Ответы детей). - Как же решаются такие примеры? Дети доказывают правильность своего решения.
Слайд 4 (алгоритм). (Познавательное УУД)1) Раскладываем на разрядные слагаемые. 2) Складываем по разрядам (сначала десятки, а потом единицы). - Какое число получилось при сложении 40 и 30? Является ли оно разрядным слагаемым этого же разряда? (…).- Какое число получилось при сложении 8 и 4? Будет ли число 12 разрядным слагаемым этого же разряда? - Что же происходит? - На каком этапе произошел переход через разряд: при сложении единиц или при сложении десятков? (…).3) Складываем полученные результаты при сложении десятков и при сложении единиц.
6. Первичное закрепление. (Познавательное УУД)- Как вы думаете, чем дальше займёмся? ( Ответы детей: потренируемся в решении таких примеров). - Попробуем поупражняться в решении таких примеров.
Слайд 5. Откроем учебники на стр. 80, найдём № 4. Работаем в учебнике, записи делаем простым карандашом. Заполнить пропуски в схеме. Один ученик работает у доски. (Познавательное УУД)- Стр.79, № 3. Решаем примеры с комментированием. (Познавательное УУД)
Физкультминутка.
7. Включение в систему знаний и повторение. (Коммуникативное УУД)Форма работы: в парах. - Выберите и решите примеры на новый вычислительный приём. - Стр.80, № 6. - Для проверки – карточка самооценки.
Слайд 6.
(54 + 38 = 92, 27 + 55 = 82, 73 + 17 = 90).
8. Самостоятельная работа. (Регулятивное УУД)- Я думаю, теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание. У вас даны карточки с буквами. Найдите значение данных там выражений и поставьте букву на ответ. Если все выполнят задание правильно, то сможете прочитать фразу:

15+28 (м) 38+57 (ы)
34+58 (л) 45+27 (ю) 29+34 (б) 25+19 (и) 25+18 (м)
27+16 (м) 26+65 (а) 46+36 (т) 33+19(е) 17+26 (м) 77+14 (а) 59+23 (т) 16+28 (и) 17+17 (к) 28+19 (у)
Слайд 7.
43 95
92 72 63 44 43
43 91 82 52 43 91 82 44 34 47
Мы любим математику!
Оцените себя по умению выполнять сложение двухзначных чисел с переходом через разряд! (…) . (Личностные УУД)
9. Итог. Рефлексия. (Личностные УУД)- Чему мы хотели научиться? (Ответы детей: научиться выполнять сложение двузначных чисел с переходом через разряд)- Научились ли мы этому? (Ответы детей).
- Где могут пригодиться эти знания.
Домашнее задание:
№ 2, 3, 4 (Т.1)
10. Слайд 8.
Рефлексия. (Личностные УУД)
Сегодня я узнал(а) … .
Сегодня я научился(ась) … .
Я понял(а), что могу … .
- Молодцы, ребята! Благодаря дружбе, вы справились со всеми трудностями на уроке.