Урок русского языка в 1 классеРоль слов «ТЫ» и «ВЫ» в речевом этикете. Правописание имён собственных.


Урок русского языка в 1 классе
Учитель 1 класса Аристова С.М.
Тема: "Роль слов «ТЫ» и «ВЫ» в речевом этикете".
Правописание имён собственных.
Программа: (УМК «Начальная школа ХХI века»)
Цель урока: создать условия для осознания цели и ситуации устного общения.
Задачи: научить правильно, называть буквы русского алфавита, их последовательность; применять правила правописания прописной заглавной буквы в именах собственных.
Планируемые УУД:
Предметные: научить решать учебные и практические задачи - правильно называть буквы, знать их последовательность, писать прописную букву в именах собственных; учить участвовать в диалоге.
Метопредметные:
Познавательные – осознавать цели и ситуации устного общения; овладевать нормами речевого этикета; применять правила прописания прописной буквы в именах собственных; анализировать речевые ситуации в которых используется «Ты» и «Вы».
Регулятивные – осуществить самоанализ успешности участия в диалоге, вносить необходимые коррективы, на основе оценки сделанных ошибок.
Коммуникативные- строить собственные высказывания, задавать вопросы, формулировать выводы, соблюдать нормы речевого этикета.
Личностные – применять приобретённые навыки практической деятельности. Стремиться к достижению положительных результатов труда, осуществлять самоконтроль
Ход урока
1. Орг. момент.
«Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи».
- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь с ними.
- Что вы пожелали гостям? (Здоровья.)
- А теперь повернитесь друг к другу и пожелайте удачи.
2. Введение в тему урока. Целеполагание  урока.
Кто может назвать тему урока, которую мы изучаем?
-А как вы думаете, какие тайны русского языка мы для себя сегодня откроем? Но для начала, чтобы сформулировать тему нашего урока,
Я предлагаю посмотреть видеоролик ………….
- Что произошло с маленьким неопытным тигрёнком? Какие слова волшебные были произнесены девочкой? Как девочка обращалась к тигренку. Как нужно относится, к окружающим нас людям животным? (с уважением). А что значит слово уважение?
А теперь давайте мы с вами прочитаем определение, характеризующие это слово в толковом словаре на планшетах.
А сейчас обратите внимание на диалог одноклассниц, и вспомните в чем отличие при общении в двух данных ситуациях.
Какой вывод мы можем с вами сделать, ЧТО «Ты» — форма обращения детей друг к другу и взрослых к детям. «ВЫ» форма обращения ребёнка к взрослому человеку.
«Вы» обычно говорят незнакомым и малознакомым людям, «не своим»; «ты» — хорошо знакомым и близким, «своим».
Кто догадался, о чем речь сегодня будет на уроке? ( Слайд 1 тема урока)
Какую учебную задачу поставите для себя на уроке?
ПОВТОРИТЬ И ПРОВЕРИТЬ ЗНАНИЯ. ( Слайд 2)
Чтобы легче было работать на уроке, составим план. (Слайд 3)
Давай подумаем.
Чистописание.
Тайны языка.
Работа в паре.
Вспомни изученное.
Если останется время.
- В конце урока мы вернемся к нашему плану и оценим эффективность работы на уроке.

3. Словарно-орфографическая работа.
- Ребята, сегодня утром в классе я обнаружила рассыпанные слоги. Мне кажется, что их потерял кто-то из наших загадочных сказочных героев. Я их собрала, но составить слова не успела, а вы мне поможете. Эту работу вы будете выполнять в парах. Кто нам напомнит правила работы в парах. - - Приступайте к выполнению.
(Здравствуйте, пока, привет, извините, пожалуйста.).
-Какое слово получилось у вас?
- Запишите его на доске.
- Придумайте предложение с этим словом?
- Сделайте звукобуквенный анализ слову, которое у вас получилось.
- На какие группы можно разделить все вежливые слова, которые вы сложили? (приветствия, извинения, прощания и просьбы).
- С какой целью люди используют в своей речи вежливые слова?
-А мы можем жить без вежливых слов свами?
- Ребята, мне кажется, что моя находка не случайна. Наши загадочные сказочные герои не знали волшебных слов. Почему я так решила? Давайте вспомним, в каких сказках мы встречаемся с нашими гостями, а помогут нам в этом иллюстрации, которые сегодня присутствуют у нас на уроке.
- Как называется сказка «Колобок». Вспомните строчки сказки, когда колобок встречает на дорожке волка. Что он ему говорит? Произносит ли волк слова приветствия? А медведь?
Наши сказочные гости предлагают, нам сними, вместе отдохнуть. Вы готовы.
4. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
5. Чистописание
Что мы делаем на каждом уроке перед началом письма? Прокомментируйте. (правила письма)
6 . Физминутка (для пальчиков)
А). Напиши красиво. Какая буква прописана у вас в тетради.
А слово. Дайте ему характеристику (д, дом).
- «Ребята, вас в классе четырнадцать человек, и все вы ученики. И любого второклассника, третьеклассника и даже одиннадцатиклассника можно назвать словом «ученик». Но каждый из учеников особенный, неповторимый, ни на кого не похожий, у каждого своё, собственное имя». (То же самое говорится о городах, реках и т. п.)
- А как мы пишем имена собственные? (С большой строчечной заглавной буквы).
- Наш сказочный герой приготовили для вас задание, которое вы должны выполнить самостоятельно на странице в рабочей тетради 41 упражнение 3
- Прочитайте задание. Как вы поняли, что надо сделать? Как вы будете писать имена собственные?
- Подробнее с именами собственными вы познакомитесь на уроках русского языка в 3 классе.
6. Работа по теме урока.
7.Закрепление изученного материла.
- А пока мы с вами работали письменно, наш сказочный герой увидел свой дом в лесу и убежал. Даже не попрощался.
- А какое волшебное слово должен был сказать наш сказочный гость?
8. Итог урока.
- Посмотрите на наш план работы. Как вы думаете, мы успешно решили поставленные задачи?
9. Рефлексия.
Как вы себя чувствовали на уроке? Вам было трудно? Легко? Устали? Было интересно?
-Где пригодятся вам эти знания?
-Кто справился, сегодня со всеми заданиями без помощи учителя скажите громко молодец.
-Кто старался, но не смог до конца справится, с заданием похлопайте, в ладоши.
- Мне бы хотелось, чтобы данный урок в жизни помог вам не допускать ошибок в речи, поддерживать разговор, грамотно формулировать предложения, общаться с людьми разных национальностей.
Всем спасибо. Урок закончен.