Урок русского языка в 7 классе на темуУпотребление причастий в разных стилях речи


Урок 16. 7 класс. 
Тема: «Употребление причастий в разных стилях речи»
Цель: на основе актуализации знаний о роли причастий в речи путем анализа текстов разных стилей и практических заданий исследовательского характера выявить особенности употребления причастий в речи;
продолжить работу по актуализации теоретического минимума, чтобы совершенствовать речевые умения по конструированию предложений с причастиями и причастными оборотами (ПО);
воспитывать культуру речи, любовь к слову, русскому языку.
Оборудование: карточки
Эпиграф: Наряду с задачей писать и говорить грамотно, правильно… существует и другая задача – писать и говорить умело, мастерски… Г.О.Винокур 
Ход урока 1. Орг. момент. Сегодня на уроке мы дополним сведения о причастии, узнаем о роли причастий в тексте и убедимся, что «Наряду с задачей писать и говорить грамотно, правильно…существует и другая задача –писать и говорить умело, мастерски…» Запишите число и тему урока» Употребление причастий в разных стилях речи» - Что же такое «стилистика»? Что изучает стилистика?  - Стилистика - наука о стилях речи и об употреблении языковых средств. - Сегодня мы будем говорить об особенностях употребления причастий в текстах разных стилей. Вы не только будете знать, каким членом предложения является причастие, но и как оно ведет себя в речи. II Актуализация знаний1.Диагностика теоретической осведомленности. Выполнение теста. ( Задание теста читает учитель ).
1. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?
А) признаки существительного;
Б) признаки прилагательного;
В) признаки глагола;
Г) признаки наречия.
2. Что обозначает причастие как особая форма глагола?
А) признак предмета;
Б) признак действия;
В) признак признака;
Г) признак предмета по действию.
3. Какое утверждение является правильным?
А) причастие изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую форму, согласуется с существительным и выполняет роль определений или сказуемых;
Б) причастие изменяется по лицам и числам, выполняет роль сказуемого, сочетаясь с подлежащим как глагол.
Взаимопроверка работ. (оценивание)
Правильные ответы: 1- б, в; 2 - г; 3- а.).2. Изучение новой темы.
Развитие речи
Игра “Кто больше?” (оценивание самых активных)
Я называю существительное, а вы добавляете нужное причастие. Тема «Осенний пейзаж»
Степь - пожелтевшая, высохшая, замершая…
Деревья – опавшие, потемневшие..Улицы – промокшие, посеревшие…
Люди – замерзшие, торопящиеся, улыбающиеся…
Слово учителя: Наступила середина осени. Мы каждый день наблюдаем за изменениями в природе, видим облетающие листья, высохшую и пожелтевшую траву, и наша речка Шортанды стала холодной и потемневшей, как будто уставшей. Но зимой она снова будет радовать нас своей красотой, будет сияющей и блестящей, покрытой хрустящим снегом, лежащим на её ледяной поверхности.
Составьте словосочетания, предложения, описывающие красоту нашей речки, используя причастия и причастные обороты.
Записать предложения, выполнить их синтаксический разбор.
Речку укрыли листья, упавшие с деревьев.
1. Задание: Выписать из стихотворения Н.Старшинова причастия с определяемыми словами. Ручей. Среди ольхи, обвитой желтым хмелем, Средь пышных папоротников и хвощей Бежит вперед и моет ноги елям Неутомимый труженик – ручей. Я перед ним склонился на коленях, Но отдает зловещей чернотой Вода, настоянная на кореньях, И кажется тяжелой и густой. Я мучусь жаждой, а на воду гляну – И пить ее не стану нипочем!… Но вот ручей прорвался на поляну, Насквозь пробитый солнечным лучом. Какой он светлый и какой веселый!… И даже показалось мне тогда Прозрачной, совершенно невесомой Его преображенная вода. Она в жару июльскую прохладна, И, как живая, сказочно чиста… Ты наклонись и припади к ней жадно,- И станут вещими твои уста.
Правильный ответ: Обвитой ольхи Настоянная вода Пробитый ручей Преображенная вода
Работа в парах. Обменяйтесь тетрадями, карандашом проверьте. - Что же это за часть речи- причастие? В чем ее особенность? По каким признакам вы ее выделили? - (Причастие – это часть речи, которая совмещает в себе признаки прилагательного и глагола и обозначает признак предмета по действию).
Проблемный вопрос: Как вы считаете, в каких стилях речи чаще всего употребляются причастия?
-Какую гипотезу можно сформулировать? (Чаще всего причастия употребляются в художественном стиле речи)
-Чтобы проверить и подтвердить нашу гипотезу, предлагаю провести исследовательскую работу.
У каждого из вас есть текст. Задание общее для всех: 1) Определить стиль текста. 2) Подчеркнуть причастия и указать количество. (V вариантов, VI вар. Дифференцированное индивидуальное задание). Исследовательская работа. Вариант № 1 Автобиография Я, Соколова Надежда Ивановна, родилась 23 октября 1968 года в городе Джетыгаре. В 1975 году пошла в первый класс сш № 1, которую закончила в 1985 году. С сентября 1985 года по август 1986 года работала старшей пионерской вожатой в школе № 7. В 1986 году поступила на 1 курс филологического факультета Кустанайского педагогического института, который успешно закончила в 1990 году. С января 1991 года работаю учителем русского языка и литературы в сш № 4. 20. 09. 2014. Соколова Н.И.
Вариант № 2 «…Он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу, - ветер с родины – ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу, - дорогу домой, прямую, как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его путь, и, как лев, выступал сильно и бодро, так что, когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст…»
Вариант № 3 Успехов тебе, космический робот! Что мы сегодня знаем о Марсе? В окрестностях этой планеты уже побывали более полутора десятков космических роботов. Исследования марса и его окрестностей продолжаются. Сейчас эстафету принимают станции «ФОБОС» – новые космические аппараты из класса так называемых высокоинтеллектуальных космических роботов. Программа действий «ФОБОСОВ» в общих чертах такова. Примерно через двести земных суток после старта исследователи-автоматы станут искусственными спутниками «красной планеты». Около трех месяцев они будут летать по сильно вытянутой эллиптической орбите, а затем перейдут на круговую «орбиту наблюдения». Первая их задача – телевизионная съемка поверхности Марса, в результате которой должны получиться цветные «портреты» соседней с нами планеты. Чувствительные спектрометры уточнят состав марсианской атмосферы, другие приборы измерят температуры и давления на разных высотах, исследуют ионосферу Марса. Затем начнется самый технически смелый, граничащий с фантастикой этап программы, как раз и давший название всему проекту. Автоматические станции самостоятельно уточнят свои орбиты и орбиту ФОБОСА, с помощью телекамер выберут на поверхности спутника посадочные площадки, а после этого, «согласовав вопрос» с Землей, пойдут на сближение с ним. («Костанайские новости»)
Вариант № 4 Рассказ о походе. - Расскажи нам про поход! Пока у нас будет кофе. Алеша уже слышал? Нет? - - Ну, я Алеше отрывочками рассказывала. - Расскажи нам. - Угу. Кофе здорово солью посыпать. Сначала мне не понравилось. - Скажи, на какой день вы собрались? - Ну вот. Значит. Вышли мы утром. Ну, доехали до Ялты на автобусе. - Нет… Ну, на троллейбусе или на авто…? - На автобусе. До Ялты, прямо от Никитского, мы жили в Никитском саду. И от Никитского доехали до Ялты на автобусе. Ну, там позавтракали и сели на автобус бахчисарайский. Он идет до Бахчисарая, но нам надо было проехать примерно две трети пути. Ну, дорога все время зигзагами, этим серпантином, я раньше не знала, что есть такое название. - Серпантином – шикарно. 
Вариант № 5 Океан представляет собой огромный резервуар, расходующий свою влагу на орошение суши. Даже в районах, расположенных в глубине материков, до 90 % всех осадков состоит из воды, испаренной с морской поверхности. По подсчетам ученых, количество осадков, выпадающих на сушу нашей планеты, равно 37500 куб. км. воды. Эта вода растворяет минералы, содержащиеся в почве, и выносит их вместе с осадками в океан.
Вариант № 6 Задание: Заменить описательный оборот со словом который причастием. Листва, которая опала – Лес, который темнеет – Ученики, которые читают книгу – Книга, которая лежит на столе - Проверка работы. Заполнение таблицы на доске.
худ.стильнаучный публиц.(статья) офиц.-деловой разговорн. 
6 5 2 - -
- В текстах каких стилей чаще всего употребляются причастия? (В ХС, НС, ПС. Для разговорного и официально-делового стилей причастия и причастные обороты не свойственны.) - Таким образом, причастия характерны только для книжных стилей. С чем это связано? (Книжная речь «шлифуется», создается образец правильной речи. А причастия с их двойственной природой дают возможность соединить действие и указание на предмет в одно слово, что способствует замене описательных выражений сжатыми, краткими). - Давайте посмотрим, как справился со своей работой VI вариант. - Заменить описательные выражения со словом который.
Вывод: Мы убедились в том, что причастиями можно заменить описательные конструкции со словом который.. Поскольку образцом для подражания являются тексты художественной литературы, мы будем работать над ХС.
3. Аналитическая работа над текстом № 2. - Прочитайте текст ( читается вслух). - Какие речевые ошибки допущены? (повторы слов) - Но ведь их можно и нужно избежать. Как это сделать? (заменить причастиями)  (задание и текст отпечатаны) Тяжелый знойный воздух словно замер; горячее лицо искало ветра, да ветра-то не было. Солнце так и било с неба. Небо потемнело. Прямо перед нами на другом берегу желтело поле. Поле кое-где поросло полынью. 
Задание: Объедините предложения с помощью причастий.  (Комментированное письмо). Правильный вариант. Тяжелый знойный воздух словно замер; горячее лицо искало ветра, да ветра-то не было. Солнце так и било с потемневшего неба. Прямо перед нами на другом берегу желтело поле, кое-где поросшее полынью. (И.С. Тургенев. «Записки охотника».)- Какую роль выполняют причастия в данном тексте? (Причастия позволяют избежать стилистические недочеты, связанные с неуместным повторением одних и тех же существительных). 4. Работа над текстом стихотворения Н.Старшинова. Вы обратили внимание, что причастия могут стоять до и после определяемого слова. С чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к стихотворению Н.Старшинова. Посмотрите , как автор пользуется причастиями и ПО. - Почему ПО в этом стихотворении стоят после определяемого слова? Среди ольхи, обвитой желтым хмелем… (Ср. Среди обвитой желтым хмелем ольхи.)
Главная задача ХС – воздействовать на читателя. (Для создания картины величавой, торжественной употребляются развернутые речевые конструкции с обособленными ПО. Обособление усиливает смысловую и образную значимость слов).- Найдите ПО во 2-ой строфе. Какую картину он помогает представить? (Обособленный ПО «вода, настоянная на кореньях» вместе с другими средствами «отдает зловещей чернотой», «кажется тяжелой и густой» помогает представить мрачную, черную воду лесного ручья, усиливает впечатление)
- Какую функцию несет следующий ПО, стоящий после определяемого слова? (ПО рисует ручей, вырвавшийся из леса, «насквозь пробитый солнечным лучом». Он подготавливает выражающее радость восклицание. «Какой он светлый и какой веселый!..»).- Какой вывод о смысловой значимости обособленных и необособленных ПО можно сделать? (Одиночные причастия и причастные обороты, стоящие перед определяемым словом, тесно сливаются с ним по смыслу, передают динамику движения, используются при спокойном изложении. Причастные обороты, стоящие после определяемого слова, являются выразительным средством логического подчеркивания, усиления смыслового и образного значения выделяемых ударением и паузами слов.). Мы увидели образец литературного творчества. А как мы справимся с этой работой? Сумеем ли мы подойти к тексту мастерски и сделать текст красивым?
5. Работа над текстом. Задание: Озаглавьте. Вставьте в текст причастия, используя для их образования слова для вставки.Настали осенние дни. Утром роса блестит в косых лучах солнца.. И на этой синеве причудливым желтым узором сквозят березы. Воздух чист и прозрачен. Четко выступают дали. На фоне берез и осин резко вырисовываются темно-зеленые ели. А там, в низине, багровым пятном выступает клен. На росистой траве серебрится сеть паутины. Взгляните вверх, и вы увидите ряд тончайших нитей.
Для вставки: Слабо греет солнце. Поредели березы. Покраснели осины. Блестят позолотой березы. Летят на фоне голубого неба нити паутины.
Готовый вариант. В осеннем лесу. Настали осенние дни. Утром роса блестит в косых лучах слабо греющего солнца.. И на этой синеве причудливым желтым узором сквозят поредевшие березы. Воздух чист и прозрачен. Четко выступают дали. На фоне берез, блестящих позолотой, и покрасневших осин резко вырисовываются темно-зеленые ели. А там, в низине, багровым пятном выступает клен. На росистой траве серебрится сеть паутины. Взгляните вверх, и вы увидите ряд тончайших нитей паутины, летящих на фоне голубого неба. Вывод: причастия и ПО 1) способны заменить описательные конструкции 2) устранить повторение слов 3) логически и интонационно выделить важные слова в тексте.
Учитель: Но причастия и ПО выполняют не только эмоциональную и выразительную функцию в тексте, но и изобразительную.
6. Творческая выборочно-распределительная работа. Задание: Запишите словосочетания с причастиями, создающими зрительный и слуховой образ осени. Зрительный образ Слуховой образ Желтеющая трава Шелестящие листочки Листья, прилипшие к земле Притихшая земля Растрепанный ветром куст Барабанящий по крышам Трепещущая осинка Чавкающая под ногами грязь Колышущиеся на ветру Курлыкающие журавли
Д/з: Написать мини- сочинение «Осенний парк», пользуясь материалом урока, можно сочинить стихотворение, но обязательно использовать причастия и причастные обороты.
Итог урока.
Рефлексия