Методические рекомендации по проведению Олимпиады по литературе


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Мурманской области
«МОНЧЕГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ МО «МонПК»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению олимпиады по учебной дисциплине
«Русский язык и литература. Литература»
Мончегорск
2016
ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ
предметной (цикловой) комиссией Заместитель директора
общих гуманитарных дисциплин по учебной работе
Протокол №____ от « » _______20___ г. _________________ О.В. Першина
Председатель _Яковлева И.И._
« » ____________20___ г. « » ____________20___ г.

Методические рекомендации по проведению олимпиады обучающихся по учебной дисциплине «Русский язык и литература. Литература» составлены в соответствии с примерной (рабочей) программой
по дисциплине ___Русский язык и литература___________________
(наименование)
для специальности для всех специальностей первого курса_______________________
(наименование)
Автор: __преподаватель ГАПОУ МО «Мончегорский политехнический колледж» ________________Н.М. Юсупова ______________________________________________________
(Ф.И.О., должность, место работы)
Рецензент:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, место работы)
Рецензент:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, место работы)
Оглавление
1. Введение
2. Подготовка участников олимпиады
3. Общая система проверки и оценивания олимпиадных работ
4. Характеристика структуры и содержания заданий. Примеры заданий с комментариями. Критерии оценки
5. Подведение итогов олимпиады
6. Список литературы и Интернет-ресурсов для использования при подготовке к олимпиаде и составлении заданий
1. Введение
Литература – дисциплина особой значимости. Она направлена прежде всего на получение знаний о «языке» произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, понимания, выражения себя в слове, а также на развитие эмоциональной сферы личности, ее воображения и образного мышления.
Именно через литературу осуществляется передача от поколения к поколению нравственного и эстетического опыта русской и мировой культуры. Знакомство с литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют учащимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений человечества о самом себе.
Главная цель изучения литературы в «МонПК» – формирование культуры читательского восприятия и понимания и развитие способностей к интерпретации прочитанного. Это предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла разнообразных литературных произведений. На основе формируемого при этом навыка у учащихся развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в чтении, формируется художественный вкус.
Достижение основной цели литературного образования в учебном учреждении происходит
путем решения следующих образовательных задач:
- развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; освоение и применение базовых литературоведческих понятий при анализе художественных произведений (или их фрагментов), ориентироваться в основных теоретических понятиях, инструментально применять их, самостоятельно анализируя текст.
- воспитание у читателя способности понимания чужой позиции (то есть ответственного отношения к «чужим» художественным смыслам, а также к ценностным позициям других людей, к культуре других эпох и народов) и умения выражать позицию собственную (то есть развитие коммуникативно-эстетических способностей обучающихся через активизацию их речи, творческого мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии). Олимпиада по литературе должна быть ориентирована на эти задачи и способствовать достижению главной цели литературного образования. Задания и принципы проведения олимпиады должны разрабатываться с учетом сказанного выше.
Основной задачей олимпиады должно быть максимальное вовлечение обучающихся в творческую деятельность.
Во время подготовки к олимпиаде необходимо уделить внимание внутреннему позитивному настрою, правилам поведения на олимпиаде, соблюдению регламента.
2. Подготовка участников олимпиады
Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы знания, умения и навыки, формируемые на уроках литературы и зафиксированные в требованиях ФГОС третьего поколения.
Формирование знаний, умений и навыков происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени на протяжении многих лет, поэтому к представленному ниже списку умений и навыков нужно относиться только как к ориентировочному. В этот список мы включаем следующие умения:
- определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт;
- пересказывать сюжет; видеть особенности композиции;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;
- выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;
- анализировать литературные произведения разных жанров;
- определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
- выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;
- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска сети Интернет.
3. Общая система проверки и оценивания олимпиадных работ
Проверка работ должна производиться в спокойной обстановке в один день.
Выполненное задание оценивается преподавателем в соответствии с критериями и методикой оценки, разработанной цикловой комиссией и содержащейся в настоящих рекомендациях.
Оценка выставляется в баллах. Итоговые результаты объявляются после окончания олимпиады.
Работы пишутся только в прозаической форме. Если участник использовал черновик, он сдает его вместе с работой. Проверяющий оценивает записи, приведенные в чистовике.
Объем работ не регламентируется, но должен соответствовать поставленной задаче.
Итоговый балл оформляется специальным протоколом, где значится балл и подпись проверяющего.
Критерии оценивания работ зависят от характера задания, приведены и прокомментированы в п. 4 настоящих рекомендаций после каждого задания
4. Характеристика структуры и содержания заданий. Примеры заданий с комментариями. Критерии оценки
Участникам олимпиады придется выполнять два типа заданий: аналитическое – целостный анализ текста и творческое - первое нацелено на проверку теоретико-литературных знаний и умения их применять при анализе текста, второе представляет собой анализ художественного произведения с опорой на предложенные в задании вопросы; время выполнения 1-1,5 астрономических часа, максимальный балл – 100
Аналитическое задание
В качестве первого задания участнику олимпиады предлагается провести целостный анализ текста – прозаического или поэтического.
Анализируя текст, обучающийся должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков – именно они и станут предметом оценки. В определении методов и приемов анализа, порядка изложения своих мыслей обучающийся может опираться на предложенные в задании вспомогательные вопросы (что не отменяет создания цельного, связного, объединенного общим замыслом аналитического текста). Важно, чтобы анализ текста приводил обучающегося к главному – пониманию автора, смысла его высказывания, его позиции, способов, которыми он эту позицию выразил. Анализ текста проводится для того, чтобы уточнить первичное понимание, увидеть произведение как целостное единство элементов, несущее в себе смысл – и на основе этого нового видения и понимания вступить в диалог с автором произведения.
Цель анализа предложенного произведения - сказать о своем понимании ясно и точно, а термины использовать к месту и дозированно.
Для анализа следует подбирать тексты небольшого объема; на материале предложенного текста даются и теоретико-литературные задания. Оптимальное количество вопросов к тексту – три и более.
Рекомендации по выбору художественных текстов для целостного анализа:
1) объем текста – в пределах 4-5 книжных страниц;
2) авторство текста совершенно не обязательно увязывать с той эпохой, которая изучается в данный период; могут быть выбраны произведения как классиков, так и писателей второго ряда – главное, чтобы текст не был безликим или прямолинейно тенденциозным;
3) необходимо отбирать тексты, которые позволяют продемонстрировать связь между сложностью их формальной организации и глубиной, неоднозначностью содержания.
Примеры заданий с комментариями
Варианты заданий зависят от уровня знаний и подготовленности обучающихся.
Вариант №1.
Задание №1
Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Какие из обозначенных ими явлений встретились вам в приведенном далее произведении И.С. Тургенева «Собака»? Объясните художественное назначение (функции) этих приемов/ явлений в данном произведении.
……………. – произведение, поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.
……………. – вопрос, который задают, не ожидая на него ответа.
…………….. – сближение предметов или явлений по сходству, сравнение без сравнительного союза.
…………….. – стихотворная повесть, в сюжете которой в жизнь героев вторгаются какие-то потусторонние силы – в реальности или во сне.
Задание №2
Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
И.С. Тургенев
Собака
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и не человек меняются взглядами...Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878
Опорные вопросы:
а) Над какими вопросами размышляет автор в этом произведении? Каким образом обычная бытовая сцена превращается в размышление над вечными вопросами?
б) В очень коротком произведении несколько раз появляются слова “тоже”, “тот же”, “то же”, “та же”. Какой художественной цели служат эти повторы?
в) Как автору удается сделать статичную “немую” сцену эмоционально насыщенной, передающей движение мыслей и чувств?
г) Как взаимодействуют в тексте произведения мотивы единичности и парности?
Вариант № 2.
Задание №1
Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Какие из обозначенных ими явлений встретились вам в приведенном далее рассказе А. Приставкина «Фотографии»? Объясните художественное назначение (функции) этих приемов в данном произведении.
………………………….. – перенос значения по смежности.
………………………….. – одинаковое начало строк, предложений, абзацев.
………………………………. – образное, выразительное определение.
……………………… – сочетание несочетаемого.
Задание №2
Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
А. Приставкин
Фотографии
Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
— Смотри, Люда, вот наша мама. Она дома, она сильно болеет.
— Болеет... — повторяла девочка.
— А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.
— Бьет...
— Вот это тетя. У нас неплохая тетя.
— А здесь?
— Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.
И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: “Людочка и
я. Людочка и я...”
Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.
— Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка...
— А мама?
— Мама? Где же мама? Наверное, затерялась... Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.
Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.
— Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А здесь Людочка и я..— А где же папа?
— Папа? Сейчас посмотрим.
— Затерялся, да?
— Ага. Затерялся.
И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:
— Насовсем затерялся?
Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:
— Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению...Мне зачитали ответ.
В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии.
— Вот Людочка. А вот я.
— А еще?
— Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?
Опорные вопросы:
а) Какой цели – в понимании героя-рассказчика – служит разглядывание вместе с младшей сестренкой фотографий? С чем связаны «потери» фотографий?
б) При помощи каких деталей и подробностей передана в рассказе реакция героя-рассказчика и его сестренки на смерть?
в) Проследите за «эволюцией» образа тети в рассказе. Почему рассказчик умалчивает о том, как сложилась ее судьба?
г) Какой смысл герой-рассказчик вкладывает в слова «нас очень много», показывая Людочке всего две фотографии – ее и свою?
д) Как изменилось бы наше восприятие рассказа, если бы повествователь сообщал о переживаемых им во время встреч с сестренкой чувствах?
Вариант № 3.
Задание №1
Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Какие из обозначенных ими явлений встретились вам в приведенном далее стихотворении И. Анненского «Дремотность»? Объясните художественное назначение (функции) этих приемов в данном произведении.
.................. – повтор одинаковых или близких по звучанию согласных.
.................. – перестановка букв, дающая новое слово.
…………………… – стихотворная форма из 4 строк.
…………………… – повтор одного и того же слова/оборота в начале соседних строк.
Задание №2
Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
И. Анненский
ДремотностьВ гроздьях розово-лиловых
Безуханная сирень
В этот душно-мягкий день
Неподвижна, как в оковах.
Солнца нет, но с тенью тень
В сочетаньях вечно новых,
Нет дождя, а слез готовых
Реки — только литься лень.
Полусон, полусознанье,
Грусть, но без воспоминанья
И всему простит душа…
А, доняв ли, холод ранит,
Мягкий дождик не спеша
Так бесшумно барабанит.
Опорные вопросы:
а) Какой вы представляете себе ситуацию, вызвавшую монолог лирического героя стихотворения? Как создается его образ в произведении?
б) Как объяснить несоответствие отдельных описаний, данных в стихотворении: «душно-мягкий день» и ранящий «холод», «нет дождя» и «мягкий дождик… барабанит»?
в) Составьте список слов, обозначающих в стихотворении подробности видимого мира; какие из них сохраняют основное предметное значение, а какие становятся знаками переживаний лирического героя?
г) Проанализируйте акустическую организацию стихотворения: выделите фонетические повторы, соотнесите значение маркированных этими повторами слов. Как их использование «достраивает» смысл заглавия?
д) Какие фрагменты текста показались вам особенно выразительными?
Е) В чём смысл незавершенности, недоговоренности в стихотворении?
Критерии оценки
Критерии оценки аналитического задания распространяются как на работы, в которых анализируется прозаическое произведение, так и на работы, посвященные анализу поэзии. верно указанный термин; по 2 балла – за точное, обоснованное описание функции обозначенного этим термином явления в предложенном произведении (один из терминов не относится к тексту, поэтому оценка будет ограничена в этом случае 1баллом).
Итого: максимальный балл – 10 баллов
Ответы:
Вариант № 1.
1.1. – стихотворение в прозе
1.2. – риторический вопрос
1.3. – метафора
1.4. – баллада (не имеет отношения к тексту И. Тургенева)
Вариант № 2.
1.1. – метонимия
1.2. – анафора
1.3. – эпитет
1.4. – оксюморон (не имеет отношения к тексту А. Приставкина)
Вариант№ 3.
1.1 – аллитерация
1.2. – анаграмма
1.3. – строфа
1.4. – анафора
Задание №2. С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья –условная «четверка», четвертая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.
Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию обучающийся в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчеркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четверка с минусом». В системе оценок по критерию «четверке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов. Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. работы.
Критерии:
1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.
Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30
2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.
Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15
3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5
4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использовании фонового материала из области культуры и литературы.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5
5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок).
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5
Итого: максимальный балл – 60 баллов
Творческое задание
Творческое задание должно выявить способности обучающегося, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, ученого и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса.
Вариант № 1.
Представьте, что вы – выпускающий редактор новогоднего номера литературного журнала. Вам нужно отобрать из пришедших от различных авторов стихотворений одно-два – не более (поэтическая рубрика ограничена по объему; тексты приводятся ниже). Обоснуйте свой выбор перед главным редактором издания, дав оценку прежде всего художественному качеству стихотворений (ваше выступление/служебная записка/внутренняя рецензия должно/а уложиться примерно в 300-350 слов):
1 стихотворение
Спаситель родился в лютую стужу.
В пустыне пылали пастушьи костры.30
Буран бушевал и выматывал душу
из бедных царей, доставлявших дары.
Верблюды вздымали лохматые ноги.
Выл ветер.
Звезда, пламенея в ночи,
смотрела, как трех караванов дороги
сходились в пещеру Христа, как лучи.
2 стихотворение
« Новогодняя ночь»
В глазах рябит от мишуры
Огней сверкание повсюду.
Гирлянды, звездочки, шары –
Здесь все опять готово к чуду.
Бокалы часа своего
Дождутся. Вот еще минута,
И дружно грянет торжество
Под залпы пробок и салюта.
Нас Новый год одарит вновь
Погодой ветреной и снежной.
За процветанье и любовь
Мы выпьем с верой и надеждой.
И будет ночь смотреть в окно,
На лица и зверюшек маски.
Но в жизни так заведено –
Придет конец и этой сказке.
Утихнет тот хрустальный звон,
Начнут иголки осыпаться...
Ну а пока – всё, словно сон.
И неохота просыпаться!
3 стихотворение
« На 1 января 2000 года»
Подошла к кольцу двадцатка.
Валит белый снег.
Остановка. Пересадка
в двадцать первый век.
Только кто-то вот не вышел,
не успел, уснул...
Ну, а ты средь тех, кто выжил,
в новый век шагнул.
Но, с толпою на посадку
поспеши, дружок,
встань на заднюю площадку,
продыши кружок.
Видишь, старый век, как Китеж,
тонет позади?
Погляди, покуда видишь.
Да и потом – гляди.
Критерии оценки творческого задания
1. Уместность выбора стихотворений и обоснованность аргументации (приводятся наблюдения над художественными особенностями и содержанием выбранных текстов).
Максимально 15 баллов.
2. Соответствие выбранного учеником жанра композиционно- стилистическому воплощению текста.
Максимально 5 баллов.
3. Знакомство с историко-культурным контекстом, умение вписать выбранные стихотворения в определенный литературный фон, соотнести с литературной традицией (в том числе оценивается наличие/отсутствие фактических ошибок в историко-литературном материале).
Максимально 5 баллов.
4. Связность и стройность работы, точность и выразительность речи, разнообразие синтаксических конструкций.
Максимально 5 баллов.
Итого: максимальный балл – 30 баллов
Комментарий:
текст №1 – стихотворение И. Бродского,
текст №2 – стихотворение А. Бывшева (пос. Кромы Орловской области; источник: “Сельская газета”, Информационный портал Новопокровского района Краснодарского
края. - URL: http://selgazeta.ru/tvorchestvo-chitateley/novogodnyaya-noch.html
текст №3 – стихотворение Л. Лосева
Подведение итогов олимпиады
Участники олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.
Призерами олимпиады признаются все участники олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.
В заключение подводятся итоги олимпиады по литературе, проходит оглашение имен победителей и награждение их в торжественной обстановке. Список победителей и призеров этапа олимпиады утверждается организатором олимпиады. Победители и призеры награждаются дипломами.
6. Список литературы и Интернет-ресурсов для использования при подготовке к олимпиаде и составлении заданий
Нормативные документы
При разработке олимпиады можно ориентироваться на Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089) и на стандарты нового поколения. При этом стоит помнить, что тексты для олимпиадных заданий могут выходить за рамки программы.
Список литературы для обучающихся и педагогов
Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2006.
Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула, 2000.
Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. От А. до Я / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. М., 2001.
Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.
Скафтымов А. П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы (1923) // Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения. М., 2007. С. 21 – 40.
Интернет-ресурсы
1. http: // lit. rusolymp.ru. - Информационный портал Всероссийской олимпиады.
2. http://lit.1september.ru ˗ Журнал «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок
литературы».
3. http://www.feb-web.ru ˗ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература
и фольклор» (здесь даны ссылки на персональные сайты писателей и на другие полезные сетевые ресурсы).
4. В социальной сети «Фейсбук» действует группа
https://www.facebook.com/groups/vseroslitra/ Материалы в ней регулярно обновляется,
также в группе можно вести дискуссии по всем вопросам, касающимся олимпиады