Как преодолеть учебные затруднения у ребенка при овладении русским языком




















Выполнила: Сычевская Оксана
Ярославовна,
учитель русского языка,
I квалификационная категория
Как преодолеть учебные затруднения у ребенка при овладении русским языком
В настоящее время в нашей стране возросла престижность образования, появились многочисленные инновационные учебные заведения, расширился спектр образовательных услуг. Многие родители стали стремиться дать своему чаду разностороннее образование, но неожиданно для родителей их ребенок не может справиться с теми требованиями, которые к нему предъявляются, а зачастую сталкивается с непреодолимыми трудностями даже при усвоении общеобразовательных программ. Чаще всего камнем преткновения становится русский язык. Педагоги и родители не могут помочь ребенку и в итоге он попадает в класс коррекции, но это проблему не решает. А оказывается, что помочь ребенку можно. Нужно знать, что учебная деятельность – это функция мозга не только как единого целого, но и отдельных его частей и в результате различных причин даже точечные повреждения мозга могут привести к значительным учебным затруднениям.
Очень интересные пути преодоления наиболее часто встречающихся учебных затруднений у школьников по русскому языку предложила Е.Н. Дзятковская. Она предложила подразделить учебные затруднения ребенка по русскому языку, чтению и математике на несколько групп, но мы подробнее рассмотрим только затруднения по русскому языку:
группа нарушений.
Все виды ошибок этой группы связаны с трудностью произвольной организации действия во времени, его планирования и контроля.
Условно любое действие можно представить в виде последовательной цепочки отдельных звеньев такого действия – от начала к его концу:


начало действия конец действия
При затруднениях временной организации действия возможны следующие варианты ошибок:
1. ребенок повторяет предшествующее звено действия (как бы «застревает» на нем, проявляет инертность)





2. ребенок «соскальзывает» с цепочки действия, оставляя его незавершенным (в таких случаях мы говорим о невнимательности ребенка)



3. ребенок меняет местами отдельные звенья действия, нарушая тем самым структуру всего действия



4. ребенку трудно как инициировать, так и закончить действие, подойти к его концу




5. дробность восприятия учебного материала, «застревание» в деталях.
Русский язык
Повторение на письме одной и той же буквы, или слога, или слова, или даже целого предложения. Например: вместо слова ОВРАГ ребенок пишет ОВРАРАГ. Вместо слова ЗАНАВЕШЕННОЕ (окно) ребенок пишет ЗАНАВАШАННОЕ (как бы «застревая» на букве А, по инерции).
Буква или слог, которые должны быть написаны позже, пишутся с опережением. Причина таких ошибок часто не понятна взрослым. Например, вместо слова ЖИВУТ ребенок пишет ЖУВУТ. Вместо выражения ЛЕТАЮТ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ пишет ПЕРЕЛЕТАЮТ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ.
Перестановки букв, слогов. Например: вместо слова ВЕРБА ребенок пишет ВЕБРА. Вместо слова МОЛОТОК – МОТОЛОК. Вместо слова МГНОВЕНИЕ ребенок пишет МНГНОВЕНИЕ.
В более тяжелых случаях возможно сочетание нескольких видов ошибок. Ребенок может написать вместо слова СТОЛ – слово ТОСОЛ. Может иметь место трудность членения речевого потока, когда ребенок не чувствует границ слов. Это наиболее ярко проявляется при написании предлогов. Например: вместо НА СТОЛЕ ребенок пишет НАСТОЛЕ. Вместо УПАЛ пишет У ПАЛ.
Почерк характеризуется фрагментарным написанием. Слово пишется не слитно, а по отдельным буквам, многократно отрывая ручку от бумаги. Делаются лишние штрихи. При письме часто залезает на поля тетради.
Способы помощи ребенку
Письмо
Запись слов (а затем и предложений) производится с обязательным синхронным проговариванием их ребенком. При письме читать эту инструкцию и выполнять строго по пунктам.
Инструкция
Перед написанием слова проговори его про себя
Синхронно проговариванию каждого слога ставить в тетради точку. Сколько слогов всего (точек)?
Проговори первый слог.
Сколько букв в слоге?
Назови их последовательно.
Напиши первый слог.
Проверь, сколько букв ты написал?
Проговори следующий слог.
Сколько букв в слоге?
Назови их последовательно.
Напиши второй слог.
Проверь, все ли буквы ты написал?
И т.д.
Лишь постепенно, не сразу переходить от громкого проговаривания слова к проговариванию «про себя».
2 группа нарушений.
Эта группа затруднений ребенка связана с нарушением мелкой моторики пальцев рук, тактильного и кинестетического (положение в пространстве, ощущения собственного тела) восприятия. Очень часто она сочетается с первой группой нарушений, но может быть и самостоятельной.
На ощупь затрудняется узнавание предметов: вложенный в руку хорошо знакомый предмет ребенок не узнает. Если на тыльной стороне руки ребенка «написать» ластиком букву (печатную, письменную), ребенок, зная алфавит, с закрытыми глазами не может ее узнать. Ребенок с закрытыми глазами затрудняется в нахождении нужной части тела, принятии определенной позы.
Движения руки не точные, грубые (рука – «лопата»). Ребенок затрудняется в выполнении заданий пальчиковой гимнастики. По зрительному и тактильному образцу ребенок затрудняется сделать нужный набор движений, перебирает пальцы, будто впервые их увидел. Вместо нужных пальцев, работает с другими, так как нарушена кинестетическая основа движений. Такие нарушения приводят к тому, что «узнавание» рукой приказов мозга затрудняется, поэтому становятся возможными самые непредсказуемые, несистематические ошибки, отмечается плохой почерк, пропуск букв, недописывание слов, предложений. Медленное письмо. Иногда – микрография – очень мелкий почерк.
Если ребенок с некомпенсированными нарушениями мелкой моторики начинает учиться в школе, письменные уроки становятся для него очень утомительными и нелюбимыми.
Повышается общая подвижность ребенка, его неусидчивость, стремление приласкаться. Ребенок может даже начать просить маму спать вместе с ним, сидеть у нее на коленях.
Если в начальной школе это нарушение не будет скомпенсировано, то пропуск букв может сохраниться до старших классов.
Способы помощи ребенку
- обязательный ежедневный массаж рук. Руки обнажаются до плечевого пояса. Поглаживание от периферии к плечу. Упражнение «Сдвиг» - рука с нажимом сдвигает кожу руки по направлению от периферии к плечевому поясу. Поглаживание. Упражнение «Захват» - глубокий захват рукою мышц руки ребенка, их проминание. Поглаживание. Упражнение «Пилка» - пилящие движения наискосок от периферии к плечу. Поглаживание. Упражнение «Постукивание» - ногтевой фалангой руки производить постукивание от периферии к плечевому поясу. Поглаживание. Массаж заканчивать первым упражнением «Сдвиг».
- массаж и растирание кисти руки (во время отдыха, просмотра телепередач и проч.)
- покручивание пальцами карандаша, перебирание минералов, ракушек, бус из камней разной формы, шаров и других форм с фактурной поверхностью из специальных наборов – то есть давать максимальную нагрузку на тактильно-кинестетический анализатор
- ежедневное выполнение пальчиковой гимнастики
- игра с пуговицами: подбираются пуговицы разной формы, размеров и фактуры (можно одинакового цвета), ребенок с закрытыми глазами берет одну из них ощупывает, запоминает, кладет к остальным пуговицам, открывает глаза и пытается определить, какую пуговицу он держал в руке
- игра «Волшебный мешочек»: в непрозрачный полиэтиленовый мешочек кладут разные мелкие предметы (скрепки, монетки, ключи, игрушки «Киндер-сюрприз» и т.д.), ребенок опускает руки в мешочек, ощупывает один из предметов, описывает свои ощущения, затем вынимает его из мешочка и оценивает правильность своих описаний
- по тыльной стороне руки ребенка требуется быстро постучать 10-13 раз и попросить его постучать столько же раз по столу (все с закрытыми глазами), если ребенок допускает ошибки, количество постукиваний уменьшают, пока ребенок не будет точно воспроизводить количество ударов.
- и т.д.
! Требования к каллиграфии для детей со второй группой нарушений должны быть максимально снижены.
3. группа нарушений.
Проявляется в письменных работах ребенка. Ребенок затрудняется в различении близких по звучанию звуков, фонем родного языка.
Типичные ошибки ребенка: пропуск мягкого знака, твердого знака или вставка их в ненужные места; замена букв: Ш-С, Р-Л, Д-Т, З-С-Ц-Ч, Б-П, Г-К, О-Ё, А-Я, Ш-Ж-Ч-Щ, В-Ф, У-Ю, Л'-Р'-Й.
Например: ДОМИК-ТОМИК, ВСЕ-ФСЕ, ДЕНЬ-ДЕН, ЦАПЛЯ-ТАПЛЯ, ЩЕНОК-ШЕНОК или ЧЕНОК, ГОРКА-ГОЙКА, САРАЙ-САРАЛЬ, ЧАЙ-ШАЙ, ОГУРЕЦ-ОКУЛЕС.
Если работа над ошибками такого ребенка сводится только к переписыванию, неоднократному воспроизведению правильного написания слов, ошибки все равно не устраняются. Это связано с тем, что ребенок механически переписывает слова, дефекты слухового восприятия не устраняются. Следует также подчеркнуть, что дети с этой группой нарушений затрудняются в усвоении и применении грамматических правил, связанных с написанием мягкого знака, звонких и глухих согласных в середине и конце слова и т.д.
Если вы заподозрили у ребенка нарушение фонематического слуха, в первую очередь следует проверить возможность различения на слух ребенком слов, близких по звучанию. Если ребенок еще не владеет грамотой, он может показывать называемое ему слово на картинке. Школьник же должен записывать под диктовку. Для такой проверки рекомендуются следующие пары слов:
Почка-бочка, пашня-башня, Паня-баня, тачка-дачка, точка-дочка, уточка-удочка; корка-горка, кости-гости, крот-грот; софа-сова, Фаня-Ваня; суп-зуб, сайка-зайка, косы-козы, соя-Зоя; шар-жар, Саша-сажа, Луша-лужа; пальцы-пяльцы, прибывает-прибивает, мышка-мишка, мыло-Мила, вол-вёл, завод-зовёт, тапки-тяпки, шест-шесть, дымка-Димка, банка-банька, нос-нёс, осы-оси, лук-люк, угол-уголь, галка-галька, круг-крюк, хор-хорь, горка-горько; санки-танки, сом-том, , свет-цвет, тапки-цапки, миска-мишка, крыса-крыша, каска-кашка, розы-рожи, козы-кожи, кошка-кочка, шайка-чайка, Дана-дача, чаща-чаша, плюш-плющ, челка-щелка, чепцы-щипцы, челка-тёлка, печка-Петька, щелка-телка, клещ-клеть; рожки-ложки, рак-лак, гроза-глаза; Марина-малина, рейка-лейка, угорь-уголь; марка-майка, корка-койка, бор-бой, галька-гайка, лямка-ямка; лёд-йод.
Способы помощи ребенку
Важно, чтобы такая помощь была оказана ребенку еще в дошкольном возрасте, до начала обучения грамоте. Но если такие проблемы были выявлены уже в школе, приступать к их устранению нужно немедленно, так как сами по себе они не исчезнут. Прежде всего необходимо избавиться от замен звуков в речи. Для это следует обратиться к логопеду. Если таких замен нет (или уже нет), работать с ребенком нужно следующим образом.
Поскольку дифференциация звуков на слух у ребенка затруднена, в коррекционной работе следует опираться на уже хорошо сформированные другие виды восприятия – зрительный, тактильный (осязание), кинестетический (ощущения от мышц тела). Кроме того, требуется сознательный анализ звукового состава слова, опора на смысл.
На первом этапе работы требуется освоить соотнесение звука с положением артикуляционного аппарата при его произнесении (1) и зрительным образом звука (формой буквы) (2). Программа работы такова:
Прослушать звучание слова.
Посмотреть на губы педагога (родителя).
Имитировать (повторить) беззвучно, только губами, первый звук.
Посмотреть на губы педагога (родителя) и на свои и запомнить, как произносится этот звук.
Найти среди вырезанных из бумаги букв соответствующую произнесенному звуку.
Ощупать ее с открытыми, а потом с закрытыми глазами.
С закрытыми глазами найти эту букву среди остальных, непрестанно воспроизводя положение артикуляционного аппарата, произнести звук.
Написать букву в воздухе, «написать» букву шагами по снегу, по ковру, непрестанно воспроизводя положение артикуляционного аппарата, произнести звук.
Когда речь идет о различении мягкости – твердости звука, звонких – глухих звуках, произнося звук, одновременно прикасаться к мягкому – твердому предмету (кусочек поролона – деревянный брусок), к разным поверхностям (мех – наждак – зеркало и т.д.) в поисках сходства, аналогии.
При различении мягких – твердых, звонких – глухих звуков проводить аналогию их звучания с движением рук, ног, тела (звук Н' – мягкая, как у кошки поступь; плавные движения руки; звук Н – маршировка, движения рук жесткие, отточенные).
Положить букву под картинку, название которой начинается с этой буквы.
Написать букву.
Прочитать ее.
Послушать звучание буквы, воспроизвести ее.
Поработать над сознательным анализом произношения слов, близких по звучанию (с опорой на смысл слов и слов и выделение звука) – см.
Такую работу нужно проделать с каждым звуком, который входит в состав слова.
При письме ребенку рекомендуется проговаривать слово, интенсивно артикулируя, «прощупывая» звуковой состав слова на язык, в первое время могут пригодиться опоры на тактильные ощущения.
Систематическая (!) работа над звукоразличением дает положительный эффект через 2-3 месяца.
4. группа нарушений.
Трудности, проявляющиеся на письме.
В дошкольный период для ребенка характерна трудность усвоения право – лево, сверху – снизу, больше – меньше. При рисовании печатных букв отмечается так называемое зеркальное письмо. Например: И – N, Я – R, С - . Иногда изменяется направление написания слова: ОСЕНЬ – ЬНЕСО, МАМА – АМАМ. В более сложных случаях изменяется и направление написания букв и слов.
Когда ребенок осваивает прописные буквы, на первый взгляд кажется, что проблема ушла. Но она лишь изменила свое выражение. Ребенок на письме путает буквы, оптически (по внешнему виду) сходные, а также искажает написание букв.
Например: вместо б ребенок пишет д, вместо п – т, о – а. Характерны постоянные исправления. Уже написав букву, ребенок уточняет ее начертание, «доделывает» ее или даже переделывает. Все эти трудности имеют «зрительное» происхождение – у ребенка нет отчетливых представлений зрительных образов букв. В результате ребенок может недописать элемент буквы или наоборот, добавить лишний, вместо нужного элемента написать сходный с ним, неправильно расположить элементы букв в пространстве.
Ошибки носят устойчивый характер и не исчезают без специальной работы над ними. Некоторые письменные ошибки из этой группы похожи на ошибки из других групп. Поэтому важно четко их разграничить. Как это сделать?
Ребенок с 4 группой затруднений в дошкольном возрасте затрудняется в различении разных геометрических фигур, а также геометрических фигур разного размера (например, если его просят разложить на кучки разные фигуры, фигуры большого, среднего, малого размера). Если лист бумаги разлиновать на 9 прямоугольников, отдельно из цветной бумаги вырезать квадрат, треугольник, круг, а затем дать инструкцию: «положи квадрат слева от треугольника» или «размести круг справа сверху от квадрата», то ребенок может испытывать затруднения. Ребенок затрудняется при копировании фигуры с образца, при срисовывании с образца слова, написанного прописными буквами (иногда используется в качестве теста на готовность к школьному обучению).
Когда ребенок уже познакомился с печатными буквами, он может затрудняться в назывании недописанных букв:

Трудно бывает назвать написанные рядом сходные по начертанию буквы (печатные и рукописные):
И Н П и ш щ ц п т
К У Х Ж о а с е э ю ф
б в д з у
Л М А
г п т р
Особенно сложно такому ребенку назвать буквы при их наложении друг на друга:


У ребенка 2-3 и более старших классов можно выявить 4-ю группу нарушений при диктовке ему текста, в котором много букв, оптически сходных, например: ВДОЛЬ ВСЕЙ ДОРОГИ ДАЛЕКО ВИДНЕЛИСЬ РЯДЫ ДЕРЕВЬЕВ.
Способы помощи ребенку
Первоначально необходимо поработать над формированием у ребенка пространственного анализа и синтеза.
Для начала ребенку предлагаются парные картинки с изображением одного и того же предмета, но с измененными деталями. Предлагаются задания на различение геометрических фигур по форме, величине, их сличение, выбор. Копирование фигур. Рисование их по памяти. Конструирование фигур из палочек.
Отдельно уделяется внимание усвоению таких понятий, как верх – низ, вверху – внизу, выше – ниже, справа – слева, пространственных предлогов – НАД, ПОД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ДО, ЗА, НА, В.
Письмо
Ощупывание объемных букв с закрытыми глазами.
Написание букв по воздуху с закрытыми глазами.
Выкладывание зрительного образа буквы из веревочки, цепочки, шнурка, спичек.
Ощупывание выложенной из спичек, шнурка и т.д. буквы, узнавание ее с закрытыми глазами.
Игра «Достраиваем букву» из исходного элемента путем добавления к ней других элементов (с вырезанными из картона частями букв).
Игра «Буквенная мозаика»: на 4-5 карточках пишутся сходные (внешне) буквы. Карточки разрезаются на 4 части, последние перемешиваются. Требуется составить буквы из элементов.
Переделывание букв путем добавления или убавления элементов.
При различении на письме букв Б и Д можно давать артикуляционную опору (звук Б формируется с помощью губ, как бы сверху артикуляционного аппарата, а звук Д – за зубами как бы снизу.
Нахождение спрятавшихся букв.
Копирование ребенком поз рук, которые принимает учитель (родитель). Позы: а) приложить пальцы правой руки к подбородку тыльной стороны ладони к себе; б) правую руку держать горизонтально, левую подвести к ней вертикально; в) поза наоборот (зеркально); г) соединить четвертый палец каждой руки с большим пальцем своей руки; д) 1 и 2 палец правой руки в кольце, внутри этого кольца – соединенные между собой 1 и 4 пальцы левой руки.
Лишь после такой предварительной работы – переход ребенка к письму.
Диктант из букв, близких по зрительному образу, с обязательным предварительным прописыванием по воздуху или объяснением, из каких элементов состоит буква.
Диктант из слов с буквами, близкими по написанию, с обязательным вычленением таких букв (предупредительный диктант).
5. группа нарушений.
Связана с нарушением, нестойкостью слухоречевой памяти. Поскольку понимание как устного, так и письменного текста связано с удержанием смысла предшествующих слов и фраз и включением его в последующие слова и фразы, то ухудшение слухоречевой памяти приводит к нарушению понимания смысла текста. Ребенку трудно удержать в памяти длинную серию слов, особенно если предложения построены по принципу сложных дистантных конструкций (то есть связанные по смыслу части отделены друг от друга вводными словами или предложениями). В этом случае чтобы понять смысл фразы ребенок должен все время возвращаться к ее началу. Когда ребенок дочитывает до конца текст, он уже забывает его начало.
Если у такого ребенка дома спрашивают, что он слышал от учителя на том или ином уроке, ребенок отвечает «Не помню». Родители, видя, что у ребенка слабая память, пытаются заставить его больше повторять заучиваемый текст. Но чем больше ребенок повторяет, тем больше он забывает.
На уроке такой ребенок может казаться очень внимательным, может слушать учителя не шелохнувшись, но если учитель после объяснения материала спросит его, он не сможет ответить либо ответ его будет не по существу. Для того, чтобы выучить материал такой ученик должен дома обязательно читать текст. Но очень часто простое чтение тоже не приводит к пониманию и запоминанию.
Способы помощи ребенку
Расчленение текста на смысловые части.
Формулировка основной мысли каждой части в виде заголовков.
Составление вопросов к каждой смысловой части.
Составление вопросов к тексту в целом
Желательно иметь опору рассказа в виде картинки, иллюстрации, соотнести каждую смысловую часть текста с соответствующей частью картинки.
Объединение заголовков в единую сокращенную схему.
Выявление морали, общей мысли текста.
Постепенно, в процессе работы с текстами по приведенным алгоритмам, имеющееся у ребенка нарушение компенсируется.

Необходимо обратить ваше внимание на то, что у одного и того же ребенка очень редко могут присутствовать не один, а несколько видов учебных затруднений.
Запомните, что в каждый данный отрезок времени работа должна вестись над устранением лишь одной трудности. Начинать надо с упражнений на одну группу ошибок, которые наиболее часто встречаются у ребенка. Лишь после исчезновения ошибок на это правило можно переходить к следующему.
Работа по устранению учебных затруднений у ребенка должна вестись систематически, т.к. эти упражнения – это тренировка определенных зон мозга. А начинать эти упражнения необходимо как можно раньше.
В период коррекции вокруг ребенка должна быть создана благоприятная психосоциальная и психоэмоциональная среда:
уменьшен объем домашних заданий;
на уроках не должно быть ограничения во времени на выполнение классных заданий;
большую часть упражнений проводить дома при помощи родителей;
вокруг ребенка должна быть создана ситуация успешного обучения, вместо оценок словесные поощрения как в письменном, так и устном виде. Родителям нужно убрать из общения с ребенком такие слова, как «НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ, НЕ СТАРАЕШЬСЯ, ЛЕНИШЬСЯ, УПРЯМЫЙ и т.д. Ребенок не виноват в тех ошибках, о которых здесь шла речь!
Нужно, чтобы ребенок сам хотел избавиться от ошибок. Работа из-под палки, по принуждению, когда ребенок воспринимает занятия как наказание, НЕ ДАСТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА.
Откажитесь от авторитарного стиля отношений с ребенком, т.к. именно такой стиль отношений является наиболее распространенной причиной ухудшения его здоровья в процессе обучения. У многих таких детей при выполнении контрольных работ, написании диктантов регистрируется намного больше ошибок, чем в классных или домашних работах.











13PAGE 15





13PAGE 15


13PAGE 14315



ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа г. Бодайбо»

01.04.2014



Как преодолеть учебные затруднения у ребенка при овладении русским языком