Урок русского языка по теме: Закрепление правописания сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу в словах


Тип урока: рефлексия
Урок русского языка во 2-м классе (Школа-2100) на тему:
"Закрепление правописания сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу в словах"
Мадурова Альта Михайловна, учитель начальных классов.
Результаты урока:
Предметные результаты:
умение правильно писать слова с буквосочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу;
умение видеть в словах сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу;
умение находить и исправлять ошибки на изученные правила;
Метапредметные результаты:
формирование умения письменных навыков, внимания, долговременной памяти, устной речи, логических операций (обобщение);
формирование умения строить фразы, доказывать свою точку зрения и аргументировать;
формирование умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
формирование умения работать в парах
Личностные результаты:
осознание роли языка и речи в жизни людей;
формирование желания выполнять учебные действия;
понимание эмоции других людей, сопереживание

Цели:
Отрабатывать умение осознанно писать слова с буквами и, у, а после шипящих;
продолжить работу по совершенствованию грамматического строя речи;
прививать интерес и любовь к природе.
Оборудование:
презентация к уроку, цветные карандаши, карточки с буквами ч, щ, ж, ш, и, а, у, с сочетаниями букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, карточки со словарными словами, задания для парной работы в конвертиках, рисунок с изображением щуки, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, учебник.
Ход урока:

Мотивация учебной деятельности учащихся (создание эмоционального настроения)
I. Организационный момент.
- Ребята! Какой замечательный день сегодня!
-Ведь сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся! Но собиралась еще одна важная гостья, что-то она задерживается. Наверное, исполняет чьи-то желания. Придется начать урок без нее.
Актуализация опорных знаний.
II. Минутка чистописания. Словарная работа.
- Начнем с минутки чистописания.
Вот перед вами слова. Какое задание c ними вы предложите выполнить?
(Запишите пропущенные буквы в словах с комментированием): к_ртина, бо_ка, м_шка (серая), гара_, _авель, др_жба, т_льпан, ши_ка, мальч_к, за_ц. (Слайд 4) (Показ словарных слов.)
а ч ы ж щ у ю ш я
- На какие 2 группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные).
- Назовите гласные. (а, ы, у, ю, я) Обведите (как будто праздничный шарик) красным карандашом.
- Назовите согласные. (ч, ж, щ, ш) Что о них можно сказать?
- Какие звуки они обозначают? (Согласные, шипящие. [ж] и [ш] – всегда твердые, обведите (как будто праздничный шарик) синим цветом [ч'] и [щ'] – всегда мягкие, обведите зеленым цветом. Какая из них лишняя? [ж] – звонкий, остальные - глухие.)
- Какие гласные можно писать после шипящих? Давайте вспомним правило написания этих сочетаний:

(Слайд 5.) Чтение хором, все вместе. (Правило правописания)
Знаем твёрдо, что жи – ши Пишем только с гласной и, А в словах, где ча и ща Мы напишем только а. Где же встретим мы чу – щу, То напишем букву у.
На доске: жИ – шИ, чА – щА, чУ – щУ. (Слайд 6)
Запись сочетаний букв.
III. Определение темы и цели урока.
- Какая же цель сегодняшнего урока?
( Сегодня на уроке будем отрабатывать умение писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.)
- Назовите тему.
( Закрепление правописания сочетаний жи-ши, чаща, чу-щу в словах. )
А поможет нам в этом наша гостья. Чувствую, она уже рядом.
Догадайтесь, это кто!
а) Отгадайте загадку: (Слайд 7)
Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я хозяйка здесь в пруду,
На охоту я иду.
- Догадались, кто у нас в гостях? (Щука.) (Слайды 8, 9)
- Что о ней написано в словаре С.И.Ожегова? Найдите, прочитайте. (Щука – хищная пресноводная рыба). Рассмотрите изображение на слайде 10.
IV .Актуализация опорных знаний

- Запишите это слово, подчеркните орфограмму.
Парная работа.
Сделайте фонетический разбор. (Работа на доске и в тетрадях).
- Подберите однокоренные слова.
Щука, щучка, щуренок, щучий, щуковый, щурок, Щукарь. (Русская народная сказка в обработке Л.Н.Толстого «По щучьему велению»)
- Выделите корень и другие знакомые нам части слова. Подчеркните графически орфограмму.
- Долго мы ждали нашу гостью. Давайте расскажем ей, что мы про нее знаем. (Рассказы детей о щуке.)
- А как вы думаете, приносит ли щука какую-либо пользу? Можно ли про нее сказать что-то хорошее?
(Слайд 11)
Щука еще нашими предками наделялась мудростью и хитростью.
Щука необходима для нормальной жизни водоема. Она – его санитар, так как нападает, прежде всего, на больную рыбу.
А еще щуку называют “речным волком”. Как настоящий волк, она затаивается в камышах и молнией налетает на жертву. Недаром говорят: “На то и щука в реке, чтобы карась не дремал”.

V. Физминутка. (Слайд 12)

б) Работа с деформированным предложением.

- Щука остается с нами, а мы покажем ей, чему мы научились и что про нее знаем.

- Прочитайте слова. Составьте предложение. (Слайды 13, 14)

в, щука, жила, озере, добрая

- Какое предложение получилось?

Жила в озере добрая щука.

В озере жила добрая щука.

В озере добрая щука жила.

Добрая щука в озере жила.

- Пропустите строчку и запишите последнее предложение с красной строки. (Слайд 15)
VI. Применение знаний и умений в новой ситуации

- Разберите это предложение по членам, по частям речи.

в) Работа с деформированным текстом.

- А как же жила наша щука? Чем она занималась? Об этом узнаем из стихотворения. (Слайд 16)

- Прочитайте предложения. Расположите их так, чтобы получилось стихотворение. (Работа в парах.)

3. Наварила щука щей.

2. Червячка с крючка сняла.

1. Щука в озере жила.

5. Говорили всем ерши:

6. “Щи у щуки хороши!”

4. Пригласила трех ершей

- Прочитайте хором. Что заметили? (Слайд 17)

- Почему записали именно предложение “Щука в озере жила.”, а не какое-то другое? (Стихотворение начинается этим предложением. В предложении должна быть рифма!).

- Говорили, что щука – хищница. А в нашем стихотворении мы видим ее приветливой, радушной хозяйкой. Почему? (Стихотворение – это вымысел, фантазия автора. Чтобы сочинить какое-либо произведение, нужно уметь придумывать, фантазировать.)

- Как можно озаглавить стихотворение? Запишите заголовок на свободной строчке. (“Щукины щи”, “Радушная хозяйка”.)
- Запишите стихотворение, которое у нас получилось, столбиком:
Начнем со второго предложения – запись с комментированием.
Третье и четвертое предложения запишите по памяти (после разбора). Проверка.
Пятую и шестую строчку спишите самостоятельно.

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- Выделите орфограммы. Какие буквосочетания встретились? (жи – ши, щу)

Вывод: cлова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу встречаются достаточно часто. Поэтому мы должны хорошо усвоить их написание.

- Еще раз вспомним правила. ( На доске буквы ч, щ, ж, ш, и, а, у. Их нужно так расположить и соединить, чтобы по ним можно было рассказать правило правописания)

г) Творческая работа.

- Вспомним, в какой сказке щука была главной героиней?

- Представьте, что вы поймали говорящую щуку. Какое желание вы бы загадали? Что бы вы попросили у щуки? Какими словами начали бы свою просьбу?

По щучьему веленью, по моему хотенью хочу, чтобы

- Закончите предложение. (Слайд 18)

- Я думаю, что щука постарается исполнить ваши желания. Конечно, если вы сами приложите немного усилий.
VIII. Рефлексия урока.


- Почему именно щука была гостьей на нашем уроке?

- Какие буквосочетания она помогла нам повторить?

IX. Самооценка своей работы учащимися. (
·
·
·)
- Кто считает, что у него все получилось, поставьте
·
- У кого получилось, но не все
- Кому еще нужно поработать
- Молодцы, ребята!

X. Домашнее задание: упражнение 183.
(Подобрать и записать слова с данными сочетаниями букв.)








13PAGE 15


13PAGE 14115




15