Авторский конспект урока по русскому языку Слова отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?


Конспект урока по русскому языку в 1-В классе
Дата: 25.01.17
Провела: Годованюк К.С
Тема: СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «ЧТО ДЕЛАТЬ?», «ЧТО СДЕЛАТЬ?»Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации устной и письменной речи, овладения диалогической формой речи; научить называть слова, обозначающие действия, письму предложений с соблюдением гигиенических норм; способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать, сравнивать звук, слог, слово, решать учебные и практические задачи - выделять предложение и слово из речевого потока, переносить слова, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; получат возможность научиться различать слова, называющие действия, задавать вопросы к словам, соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: общеучебные - уяснение представления о профессиях родителей; освоение навыка находить слова, называющие действия; моделирование на основе приведенного текста небольшого монологического высказывания о профессиях родителей; логические - осуществление анализа слогоударных схем; использование алгоритма порядка учебных действий при списывании.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.
Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы.
Цели урока:
Совершенствование графического навыка в процессе прописывания линий сложной конфигурации;
Отрабатывать умения делить слова на слоги, определять место ударения в словах;
Обучать точности формулирования вопроса;
Расширять представления о профессиях;
Развивать познавательный интерес, наглядно-образного и ассоциативного мышления;
Воспитывать уважение к труду.
Задачи урока:
Моделировать речевую ситуацию, при которой необходимо указывать профессию родителей;
Учить точности формулирования вопроса;
Знакомить со словами, отвечающими на вопросы «что делать?», «что сделать?» и т. п.,
Отрабатывать навык постановки вопросов к словам и порядок действий при списывании.
Ход урока
Организационный момент (Л.). (Слайд 1)
Мы дети твои, Земля! Помни, человек!
Если, на Земле жизнь свою прожив,
Не оставишь след, -
Значит, для тебя солнце не взойдёт,
Значит, для тебя завтра не придёт.
- Все люди на нашей планете трудятся, чтобы Земля день ото дня и час от часу расцветала, чтобы человеку было радостно, приятно жить на ней.
II.Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи (П. + К. + Р.).
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Предлагаю вам я тему
Так скорей, друзья, за дело.
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом.
Вот о тех, кто создаёт,
Строит, учит иль поёт,
Мы сейчас поговорим,
И свой урок им посвятим.
Тема наша вам ясна?
О профессиях она.
- Сегодня мы совершим путешествие по бесконечному, такому нужному и удивительному миру профессий. - Что такое профессия? (Слайд 2)
В словаре русского языка С. И. Ожегова дано такое толкование: «Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности, требующий специальной подготовки».
III.Речевое общение (К.).
- Послушайте разговор ребят.
(Зачитываю отрывок из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».) (Слайд 3)
- Какие профессии упоминают ребята? (Лётчик, милиционер, повар, инженер.)
- Чем занимаются представители этих профессий?
Повар вкусный суп готовит. Жарит сочный антрекот,. И своим чудо-искусством всюду радует народ!
В милиции служат отважные люди. Милиция дружных, находчивых любит. Пусть дождь проливной или тёмная ночь : «Всегда и везде я смогу вам помочь».
- Ребята, но сейчас правильно называется не милиция, а…? (Молодцы)
IV. «Открытие» новых знаний.
1. Работа в парах (П.).
– Ребята, а сейчас вы поработаете в парах, расскажите друг другу кто по профессии ваши родители. Игра-диалог «Репортёр». Но прежде давайте обратимся к рубрике (Слайд 4 ) «Обрати внимание» (П.). Помните об этом!
2. Словарно-орфографическая работа (П. + К.). – Отгадайте загадку… (Слайд 5 )
Буквы знать, уметь читать,
Честным быть, трудолюбивым.
Кто же это учит вас
Быть и умным, и счастливым?
(Учитель.)
Знакомство со словом «учитель». (Работа на доске)
- Сколько букв в слове? А сколько звуков? Назовите безударный гласный. Его можно проверить?
- Запишите слово «учитель» в тетрадь и подчеркните букву, правописание которой надо запомнить. – Разделите слово на слоги, а теперь для переноса. Объясните выполнение.
- Составьте предложение со словом «учитель».
- Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно. Профессий очень много, и с некоторыми вы уже познакомились.
- (Слайд 6 ) Ребята , а вам знакомы такие выражения, как работать «спустя рукава», «засучив рукава»?
(Слайд 7 ) - Зародились эти выражения в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин - до 95 см, а у женщин - до 40 см. (Показ иллюстрации.)
-(Слайд 8 ) - В одежде с такими рукавами работать было очень неудобно. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ это приметил и стал говорить о людях, которые работают лениво, что они работают спустя рукава. Об умелом же работнике и сейчас говорят, что он работает засучив рукава.
Вывод: чтобы стать хорошим специалистом, надо много знать и уметь, а для этого необходимо хорошо… учиться (Л.)… и отдыхать (Слайд 9 )
Физкультминутка
Задание «Как устроен наш язык» (JI. + П.). (Слайд 10 )
(Ученик читает следующий отрывок из стихотворения С Михалкова «А что у вас?».) !сл.
- Прочитайте выделенные слова. Какой вопрос к ним вы зададите?
- А теперь мы можем обратиться к рубрике «тайны языка», которую мы раскрыли. (Слайд 11 )
- Приведите примеры слов, отвечающих на все вопросы, о которых вы узнали. (Называют по цепочке слово и вопрос к нему.)
3. Работа в тетради «Русский язык». (Слайд 12)
Упражнение 2. «Напиши красиво» (Р.).
- Рассмотрите линии. Запишите их в воздухе. Следите за движением руки.
- Запишите линии в тетради, не отрывая ручки от листа.
Физкультминутка (Слайд 13 )
4. Самостоятельная работа (Р.) (Слайд 14 )
Упражнение 4. «Найди слова, которые нужно добавить». (Р.+ К.)
Что? Какой? Что делать?
мороз светлый радоваться

(болеть, теплый, боль, радость, свет, морозить, светить, радостный, теплеть, морозный)
- Проверка выполненной работы (Р.). «Проверь себя» (Слайд 15 )
Упражнение 5. «Определи, где кончается одно предложение и начинается следующее». (Фронтальная работа.) (Слайд 16 )
! Сл. Текст упражнения. - Прочитайте текст. Какие трудности вы испытали при чтении? (Трудно понять смысл текста.)
- Прочитайте начало и определите, где кончается первое предложение. Какой знак надо поставить в конце первого предложения? (Точку.) !Сл.
- Как напишете начало второго предложения? Зачеркните строчную букву о, сверху напишите заглавную букву О. !Сл.
Аналогичная работа проводится с остальными предложениями.
- Прочитайте измененный текст.
Лёня мечтает стать капитаном корабля. Он будет плавать в разные страны. Это так интересно! А пока ему нужно хорошо учиться.
- Резерв. Упражнение 3. «Поменяй местами слоги в словах». (К. + П.) - Составьте и запишите новые слова. (Насос - сосна, рады -дыра, сыро - росы, навес - весна, камыш - мышка, кабан - банка, ласка - скала, нитка - ткани) . Работа по цепочке.
V. Итог урока (К. + Р.). (Слайд 17 )
Что без меня предметы - лишь названья,
А я приду - всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
Г. Граубин- Какую тайну языка вы открыли сегодня?
- Какую роль в нашей речи играют слова - названия действий?
- Рефлексия. Самооценка. (Слайд 18 )