Статья на тему: Формирование универсальных учебных действий у детей на этапе подготовки к школе.

М.Н. Волкова,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №14»

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

Внедрение  федерального государственного образовательного стандарта вносит свои коррективы в оценку комплексов готовности к обучению в школе. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие  способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).
Изучив литературу по данному вопросу, я отметила, что целесообразно оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько на базе сформированности основных видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных [4]
Все это предъявляет повышенные требования к предшкольной подготовке первоклассника, актуализирует проблемы школьной зрелости, подготовки детей к переходу в школу, их готовности к систематическому обучению.
Говоря о готовности к школе, нельзя ни сказать о преемственности. Наиболее распространены два подхода к проблеме преемственности на этом возрастном этапе.
Первый подход опирается на тактику форсирования темпов детского развития. Он состоит в простой и прямой «подгонке» социально-педагогических приоритетов дошкольного учреждения к требованиям и особенностям школьного обучения. Второй подход основан на тактике доразвития в начальной школе тех элементарных ЗУНов, с которыми ребенок приходит из детского сада.
Однако ни тот ни другой подходы не дают удовлетворительного решения этой проблемы. Формирование фундамента школьной готовности должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках «специфически детских видов деятельности» (В.В.Давыдов). Психологически оправданным можно считать только такой путь, однако значение детской игры, конструирования и других видов детской деятельности часто существенно недооценивается [5].
Психологическая преемственность требует учета возрастных особенностей детей, их ведущего типа деятельности, сензитивных периодов, и в то же время способствует снятию психологических трудностей адаптационных «переходных» периодов. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым [9]. Кажется, что необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна, но до сих пор это взаимодействие практически отсутствует.
Сегодня многие педагоги и психологи образовательной среды ставят перед собой вопрос, как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой .
Я разделяю мнение академика Асмолова в том, что особое внимание необходимо уделять формированию не самой учебной деятельности, а предпосылок учебной деятельности, т.е. развитию универсальных учебных действий. [4]
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный компоненты.
Для ступени предшкольного образования выделяют следующие виды УУД, которые возможно сформировать в соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям:
- личностные действия самоопределения и смыслообразования, находящие отражение во внутренней позиции школьника; действие нравственно-этического оценивания;
- регулятивные действия – действия принятия и сохранения цели, ориентации на образец (планирования), контроля и коррекции.
- познавательные действия – логическое действие сохранения дискретного множества; знаково-символическое действие кодирования (замещения).
- коммуникативные действия – действия общения и кооперации.
Изучив теоретические положения по проблеме формирования УУД на этапе подготовки к школе, переходим к следующему этапу – диагностике сформированности УУД будущих первоклассников. В исследовании приняло участие 40 дошкольников в возрасте 6,6 – 7 лет. Все дети посещали дошкольное учреждение и курсы по подготовке к школе.
Диагностика касалась сформированности:
1) Личностных УУД: действия самоопределения и смыслообразования: «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина). (см. Диаграмма 1)
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника; выявление мотивации учения.
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка».
Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы. (см. Диаграмма 2)
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие – умение задать вопрос.
2) Познавательных УУД:
Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия. (Ж. Пиаже, А. Шеминьска). (см. Диаграмма 3)
Цель: выявление сформированности логических действий установления взаимно-однозначного соответствия и сохранения дискретного множества.
Оцениваемые УУД: логические универсальные действия.

Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова). (см. Диаграмма 4)
Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.
Оцениваемые УУД: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.
3) Регулятивных УУД:
Выкладывание узора из кубиков.
(см. Диаграмма 5)
Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания выкладывания узора по образцу.
Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез.
4) Коммуникативных УУД:
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман). (см. Диаграмма 6)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия.

«Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997). (см. Диаграмма 7)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия
Анализируя полученные результаты сформированности универсальных учебных действий, можно выделить уровни готовности к успешной деятельности в школе данной группы дошкольников. Так, высокий уровень готовности отмечается у 33% дошкольников, средний уровень у 30%, ниже среднего наблюдается у 38% детей.
Детальный анализ результатов показывает, что наиболее сформированы личностные действия самоопределения и смыслообразования, находящие отражение во внутренней позиции школьника. Коммуникативные действия сформированы недостаточно. Исходя из этого, главной задачей для учителя становится формирование коммуникативных УУД, т.е. воспитание умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Изучив результаты диагностики, переходим к третьему этапу - формированию УУД будущих первоклассников.
Я убеждена, что работа по формированию УУД должна осуществляться при тесном сотрудничестве родителей и учителя и вести ее необходимо систематически. В таблице представлены основные виды деятельности родителей и учителей по формированию УУД:












УУД
рекомендации


родителям
учителям

Личностные
Развивать мотивацию: рассказывать ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе.
Создавать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом.
Привлекать внимание дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.
Формировать навыки бытового труда для развития самостоятельности.

Развивать мотивацию учения через постановку вопросов: «Как бы вы поступили?», «Что бы сделали?», «Для чего нам нужно это знать?»,
способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме : «Как вы относитесь?»
Благожелательно относиться к учащимся, использовать метод поощрения;
Творческие задания, зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, мысленное воспроизведение картины, ситуации, самооценка события, происшествия, дневники достижений;
Систематически проводить психогимнастику с целью развития умения выражать различные эмоциональные состояния;

Познавательные




собственная деятельность: родители должны поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка;
учить ребенка рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано;


Использовать приемы: работа в малых группах, проектная деятельность, «найди отличия», «на что похоже?», поиск лишнего, «лабиринты», «цепочки», составление схем-опор.
Формировать логические действия абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, логических операций
Использовать в речи слова: «подумайте», «выполните задание», «проанализируйте», «сделайте вывод»;


Регулятивные
Подготавливать дошкольника к неизбежным трудностям в учении, вырабатывать умение их преодолевать, приучать доводить начатое дело до конца;
Учить играть в сюжетно-ролевые игры и игры с правилами для пропедевтики произвольности;
Использовать приемы: «преднамеренные ошибки», взаимоконтроль, взаимный диктант, заучивание материала наизусть в классе;
учить планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи;


Коммуникативные

Учить ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого научить внимательно слушать читающего книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.
После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывает нравственно, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова;

Использовать игровые методы и упражнения как во время уроков, так и внеурочной деятельности:
составь задание партнеру, отзыв на работу товарища, «отгадай, о ком говорим», «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»;
работать в малых группах для выработки общего мнения.
Побуждать ученика отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, пересказывать сюжет; учить слушать


Таким образом, при формировании УУД на предшкольной ступени образования необходимо:
1. опираться на ведущий вид деятельности дошкольников: игры с правилами и сюжетно-ролевые игры;
2. включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, сюжетное и схематическое рисование, моделирование, экспериментирование, восприятие сказки, бытовой труд;
3. максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;
4. включать дошкольников в процесс оценивания учебных достижений: развернуто описывать то, что сумел сделать ребенок, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, должны быть конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.) - формирование адекватной самооценки и т.д.
Таким образом, сформированность УУД выступает необходимым условием обеспечения преемственности перехода ребенка от предшкольного к начальному образованию и успешности обучения ребенка в начальной школе, а формирование УУД в полной мере будет проходить при условии тесного и систематического сотрудничества работников дошкольного и школьного образования, а также родителей.
Результаты диагностики в дальнейшем могут использоваться учителем начальных классов для прослеживания динамики формирования и развития универсальных учебных действий первоклассников, а в случае необходимости коррекционно-развивающей работы.


























Список литературы:

Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М. Дрофа, 2001
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2002
Детская практическая психология. под редакцией Т.Д. Марцинковской. – М. Гардарки, 2001
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. под редакцией А.Г. Асмолова – М. «Просвещение», 2011
Нижегородцева Н.В., Щадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М. «Владос», 2001
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1999
Овчарова Р.В. Практическая психология образовании. –М «Академия», 2003
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М. «Академия», 1999
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М. «Академия», 1998
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Root Entry