Консультация для родителей : Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию духовно-нравственных качеств.


Совместные  формы работы детского сада и родителей по формированию духовно-нравственных качеств.
Современное  общество  переживает один из непростых  периодов своего развития.  Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминируют над духовными, поэтому  у детей распространены искаженные представления о великодушии, справедливости, милосердии, доброте, патриотизме. «Это связано, с одной стороны, с «культурным взрывом» последних десятилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров, а с другой – с кризисом семьи, потерей традиционного авторитета родителей, педагогов, взрослых вообще».[1] Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДО, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.
Одними из главных задач детского сада и семьи является: формирование гражданско-патриотических чувств у детей; воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине, развитие интереса к традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах Казахстана; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Воспитание толерантности у детей является необходимым условием формирования полноценной личности. Отношение к окружающим начинает формироваться примерно с 4 лет. Формирование толерантности у детей необходимо и для того, чтобы они научились выстраивать адекватные взаимоотношения с окружающими, независимо от национальности, вероисповедания я, политических убеждений, взглядов на жизнь. Для реализации этой цели необходимо последовательное соблюдение принципов формирования толерантности у дошкольников, которому должны следовать в семье малыша, его ближайшем окружении, а также в дошкольном воспитательном учреждении. Толерантность предполагает признание прав другого человека, восприятие этого другого как равного себе, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие он и есть, взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения. Толерантность допускает право представителя любой культуры на свободное выражение своих взглядов и реальное поведение в практической жизни при условии благожелательного отношения к культуре, поведению и мнениям других людей.
  Работа, построенная таким образом значительно расширяет знания детей о своем крае, о своей стране, помогает понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, понять смысл символики, воспитывает чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.
Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: правильные взаимоотношения между членами семьи, взаимное уважение и забота, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Родители неохотно идут на контакт, поэтому в первое время целесообразно проводить тренинги, так как одной из задач тренингов является содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы. Тренинги помогают выявить проблемы в семье, показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, помогают в укреплении взаимопонимания и сотрудничества.[2] В начале тренинга можно использовать разнообразные способы знакомств:
-написать свое имя на листочке,
-нарисовать свою семью. Например: небо с луной (отец), солнышко (мать) со звездочками (детьми); дуб (папа), елка (мать)-представить себя с помощью пантомимы,
-ассоциировать себя с животным,
-познакомиться с помощью клубка ниток, передавая его по кругу.
Родители приходят на тренинги не только получить полезную информацию, но и получить поддержку или помощь в вопросах воспитания, для этого проводится упражнение «ожидание».
В основной части тренинга «Мозговой штурм», родители показывают свои знания в вопросах воспитания с помощью поговорок, ответов на вопросы, имитирующих ситуаций. С помощью упражнения «кукла» можно узнать методы воспитания в семье.(Родители по очереди начинают говорить: нельзя бегать, нельзя кричать, нельзя прыгать, не маши руками, не показывай пальцами и т.д. В это время воспитатель перевязывает ленточками кукле ноги, руки и т.д.) и делает заключение: «Посмотрите, что случилось с нашей куклой. Она перевязана с ног до головы. Так мы «связываем» наших детей, требуя от них выполнения наших инструкций»). В упражнении «решение ситуаций», родителям предлагаются повседневные ситуации. Например:
1. Ребенок молча сидит перед выключенным телевизором, не реагируя на ваши реплики.
2. Дочь приходит из д\с и говорит: "Не пойду больше в садик! "
3. Вы узнаете, что ваш ребенок на занятиях сидит под столом.
4. Ребёнок кричит и требует игрушку своего товарища.
Совместно родители вместе с воспитателем приходит к правильному решению.
С помощью вопросов или круга прощания, воспитатель подводит итог: Узнали ли вы что-нибудь интересное о ком-нибудь из других? Что полезного почерпнули от нашей встречи? Тренинги помогают посмотреть на себя со стороны глазами других людей, стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, доверять друг другу, чувствовать понимать своего ребенка.
В результате проделанной работы, использования различных форм и методов общения с родителями повысился уровень психолого – педагогической грамотности, возрос уровень культуры межличностного общения детей. Работа в тесном взаимодействии с родителями дала позитивные результаты.Родители стали активными участниками всех дел в группе, надежными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партеров. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участником встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Взаимодействие педагогов детского сада и родителей – сложный процесс. В создании союза «родители - педагоги» важная роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление воспитателей к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой очень важной проблемы и развития компетентности семьи в вопросах воспитания и детско-родительских отношений. [3]
Список литературы:
1. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2003. – 153 с.
2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002. – 138 с.
3.Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста».-Управление ДОУ. -2006г.№8.-53с