Разработка урока Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония


Технологическая карта урока по истории Средних веков в 6 классе.
Тема: «Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония»
Дата проведения: 19.01.2017 г.
Педагогические цели Создать условия для формирования представлений о средневековых государствах Азии, особенностях развития и основных достижениях их культуры; познакомить с понятиями Великий шелковый путь, монголы, хан, орда, пагода, самураи, бусидо, сегун, сегунат, буддизм, раджа, каста
Тип урока Урок изучения нового материала
Планируемые образовательные результаты Предметные: указывают хронологические рамки событий, происходивших в средневековом Китае; читают историческую карту с опорой на легенду; знают особенности политического развития Индии в Средние века; объясняют значение понятий раджа, каста, самурай, сегун, хан, орда; проводят поиск необходимой информации в историческом источнике; знают основные достижения культуры средневековых Китая, Индии и Японии, определяют их значение для мировой культуры.Метапредметные:
Познавательные: осознанно и произвольно сроят речевое высказывание в устной форме, составляют конспект, выделяют главное, используют наиболее эффективные способы решения учебной задачи, владеют основами смыслового чтения познавательных текстов, устанвиваю причинно-следственные связи.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом материале, принимают учебную для самостоятельного выполнения, выполняют учебные действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, осуществляют пошаговый контроль по результату деятельности, оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.Коммуникативные: владеют диалогической формой речи, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности.
Личностные: проявляют поожительное отношение к учебной деятельности, следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям, понимают культурное многообразие мира, причины успеха в учебной деятельности
3Образовательные ресурсы Культура Китая (Электронный ресурс.) – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Культура Индии (Электронный ресурс.) – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Культура Японии (Электронный ресурс.) – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, карта «Китая, Индия и Япония»
Основное содержание тем, понятие и термины Средневековый Китай. Средневековая Индия. Средневековая Япония. Великий шелковый путь., монголы, пагода, самураи, бусидо, сегунат, буддизм, раджа, каста.Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и разви-вающие компонен-ты, задания и упражне-нияДеятельность
учителя Деятельность учащихся Формы организации со-
взаимо-действия на уроке Планируемые результаты Формы контроля
предметные Формируемые умения 1 2 3 4 5 6 7 8
I.Орг.
момент Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Фронтальная Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельностиII. Постановка учебных задач Беседа Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи Формулируют учебные задачи Фронтальная Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи III. Актуа-лизация знаний Беседа - Вспомните, когда и кем создавались первые государства в Китае? (В Китае первым единым государством стала империя Цинь, ее основателем был Цинь Шихуанди (221 г до.н.э.)
- Какие открытия и изобретения были сделаны в Древнем Китае и Древней Индии? (В Древней Индии и Китае были изобретены шахматы, цифры, шелк, компас, бумага, вошли в употребление чай и сахар)
- Что такое буддизм? Когда и где он возник? (Буддизм- это мировая религия, возникшая в Древней Индии в VI в. до.н.э.) Участвуют в диалоге, формулируют ответы, приводят примеры
Фронтальная Кратко характери-зуют Древний Китай и Древнюю Индию Коммуникатив-ные: владеют диалогической формой речи
Личностные: следуют в поведении моральными нормам и этическим требованиям Устный опрос
IV. Изучение нового материала Рассказ учителя - На этом уроке нам предстоит выяснить, как развивались Китай, Индия и Япония в Средние века. (Для облегчения восприятия большого объема информации, учитель предлагает ученикам на протяжении всего урока по мере необходимости заполнять сравнительную таблицу) Слушают учителя, делают записи в тетрадях Фронтальная Указывают хронологи-ческие рамки событий, происходив-ших в средневековом Китае Познавательные: составляют конспект, выделяя главное в рассказе учителя Записи в тетрадях
Работа с исторической картой -Предлагает изучить карту «Индия и Китай в XI-XV вв.» и ответить на следующие вопросы:
-Покажите территорию китайского государства;
- Покажите основные направления завоевательных походов монголов;
- Покажите, где проходила Великая Китайская стена?
-Какой из торговых путей на карте является Великим шелковым путем? Изучают карту, выполняют задания, отвечают на вопросы Работа в парах Читают историческую карту с опорой на легенду Познавательные: используют наиболее эффективные способы решения учебной задачи
Коммуникатив-ные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности Работа с картой, устные ответы
Работа с учебником (п.5, с.257-258) Предлагает прочитать о политическом развитии Индии в Средние века и ответить на следующий вопрос:
- Почему Делийский султанат ослабел, а затем распался? (Во главе областей султан ставил своих приближенных и военачальников, постепенно они закрепили за собой полученные в управление земли и перестали подчиняться султану. Окончательный удар по государству был нанесен в 1398 г. войсками Тимура – правителя Самарканда)Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задание, дают аргументирован-ные ответы на вопросы Индиви-дуальнаяЗнают особенности политического развития Индии в Средние века. Объясняют термины раджа, каста Познавательные: используют наиболее эффективные способы решения учебной задачи
Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности Работа с картой, устные ответы
Рассказ учителя -Япония- островное государство. Это во многом определило особенности ее развития. Основными занятиями жителей были мореплавание и рыболовство, земледелие же было развито слабо из-за неблагоприятных природных условий. В V-VIII вв. в Японии возникает Нарская империя. Во главе государства стоял император. Вся земля являлась государственной собственностью и раздавалась в аренду крестьянам, которые уплачивали налоги за пользование ею налоги и подати. Однако со временем земля оказалась в руках знати – буси (самураев). У самураев имелся особый кодекс чести – бусидо, который строго регламентировал все стороны жизни самурая, воспитывал его в духе абсолютного подчинения старшему. Слушают учителя, делают записи в тетрадях Фронтальная Объясняют значение понятия самурай Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между природными условиями Японии и занятиями населения; составляют конспект
Регулятивные: выполняют учебные действия
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Записи в тетрадях
Работа с историческим документом «Наставление для воинского сословия Хагакурэ» с.263 - Прочитайте «Наставление» и ответьте на вопросы:
- какие качества характера , свойства личности были особенно важны для самурая? (Самурай не должен бояться смерти, быть верным своим предкам и всецело посвятить себя служению хозяину)
- Согласны ли вы с правилами и советами, которые перечислены в тексте? Поясните свое мнение.
- Какие из них вам особенно запомнились и почему? Работают с текстом, отвечают на вопросы Индиви-
дуальная Проводят поиск необходимой информации в историческом источнике Познавательные: владеют основами смыслового чтения текстов.Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Ответы на вопросы
Рассказ учителя Постепенно феодальная знать в Японии усилилась настолько, что власть императора осталась лишь формальностью, а фактически управление страной находилось в руках сегуна. Сегунат длилось до XIXв. В XIII в. Японии стали угрожать монголы. Страну спасло только чудо- в 1281г флот, посланный великим ханом Хубилаем, был практически полностью уничтожен тайфуном. Немногочисленные остатки армии монголов были разбиты местными жителями. Слушают учителя, делают записи в тетрадях Фронтальная Объясняют значение понятий сегун, хан, орда Познавательные: структурируют учебный материал, выполняют действия по алгоритму.
Регулятивные: преобразуют практическую задачу в познавательную. Записи в тетрадях
V. Пер-вичное осмыс-ление и закреп-ление знаний Работа со сравни-тельной таблицей Предлагает озвучить то, что было записано в течении урока в таблицу «Страны средневековой Азии».
Можно разделить доклад на части, чтобы ученики зачитывали информацию, касающуюся определенной страны. Класс либо дополняет, либо исправляет докладчиков Работают со сравнительной таблицей Индиви-дуальнаяЗнают основные достижения культуры средневековых Китая, Японии, Индии, определяют их значение для мировой культуры Регулятивные: Осуществляют пошаговый контроль деятельности, осознают уровень усвоения знаний, выбирают учебное действие
Личностные: понимают культурное многообразие мира, проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу Записи в тетрадях
VI. Итоги урока. Рефлексия Обобщаю-щая беседа - Что нового вы узнали на уроке?
- Что запомнилось больше всего?
- Какие архитектурные памятники азиатского средневекового искусства вы хотели бы увидеть воочию?
- Какой материал вызвал у вас затруднение?
- Оцените свою работу на уроке. Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние. фронтальная Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.
Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности Оценивают работы учащихся на уроке
Домашнее задание Учебник, §31; записи в тетрадях.
- Подготовить рассказ о технологии изготовления пороха, бумаги, фарфора и шелка Записывают домашнее задание Индивидуальная Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполненияВ VII веке в Китае управление на себя берет динатсия Тан. Император обладает неограниченной властью. Носит титул «Сын Неба». В это время развивается хозяйство страны, Китай овладел крупнейшей торговой магистралью того времени – Великим шелковым путем. Кроме того, строится Великий канал, соединявший реки Янцзы и Хуанхэ, продолжается строительство Великой Китайской стены.
Однако, со временем династия Тан ослабевает. После смены нескольких династий в 960 году в Китае утверждается династия Сун.
В 1210 году на Китай напали монголы во главе с Чингизханом, и в 1234 году династия Сун прекращает свое существование. Китай полностью входит в состав монгольской империи, столицей которого был город Пекин.
Владычество монголов в Китае продолжалось более ста лет и закончилось после восстания Красных повязок. В 1368 году Китай вновь обрел независимость.