Родительское собрание на тему Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №40 ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
Родительское собрание по теме
«Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка»
Составила и провела
учитель высшейквалификационной категории
Бичеева Любовь Герасимовна
Волгоград, 2015
Тема: «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка»
Цели: 1) обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и
неуверенности на учебные успехи школьника;
2) способствовать формированию у родителей желание помочь
собственному ребенку в преодолении застенчивости и неуверенности
Форма проведения: обучающий тренинг
Участники: родители учащихся, классный руководитель
Оборудование: памятки для родителей, таблица анализа анкет родителей и
детей
Вопросы для обсуждения: влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника; пути преодоления застенчивости и неуверенности ребенка дома и в школе
Подготовительная работа:
а) анкетирование родителей
Анкета № 1
Считаете ли вы своего ребенка застенчивым и неуверенным?
В чем проявляется застенчивость и неуверенность вашего ребенка?
Как вы помогаете своему ребенку преодолевать эти качества?
Какая помощь вам нужна от классного руководителя для того, чтобы помочь вашему ребенку?
Анкета № 2
Продолжите фразы приведенные ниже. Будьте предельно откровенны и внимательны:
Наш ребенок проявляет признаки застенчивости, если ________________
Наш ребенок неуверен в себе, если _________________________________
Наш ребенок стесняется, если _____________________________________
Наш ребенок волнуется, если ______________________________________
Наш ребенок испытывает страх, когда _______________________________
б) анкетирование детей
Продолжи предложения:
Мне бывает стыдно, когда я _______________________________________
Мне бывает страшно, когда ________________________________________
Я волнуюсь, когда ________________________________________________
Я неуверен, когда ________________________________________________
Я стесняюсь, когда _______________________________________________
в) памятки для родителей
Памятка № 1
Никогда не подчеркивайте в слух такую черту характера своего ребенка как застенчивость
Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям
Помните, что педагоги часто ассоциируют застенчивость с плохой успеваемостью школьников
Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это предаст ему уверенность в своих силах
Если он сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над этим по этому поводу и не мешайте ему
Не ставьте ребенка в неловкие ситуации, особенно при встречи с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа Вселяйте в ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена»
Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны
Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом
Не сравнивайте своего ребенка и качества его характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома
Позволяйте своему ребенку проявлять инициативу в преодолении застенчивости, заметьте её и вовремя оцените
Памятка № 2
Уважаемые папы и мамы! Ваш ребенок не уверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться.
Хвалите своего ребёнка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.
Порицайте не ребёнка, а его недостойные поступки.
Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.
Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.
Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.
Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.
Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит, делайте это тактично и тепло.
Радуйтесь его победам над собой.
Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается.
г) социометрия детского коллектива.
Ход собрания.
1. Вступительное слово классного руководителя.
Почти каждый человек испытывает в своей жизни чувство страха. Кто боится высоты, кто-то - змей. Но этого в жизни можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? Прежде всего, это касается застенчивых людей и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуютно со сверстниками на перемене и тем более на уроке. Такие дети могут знать весь учебный материал урока, но боятся поднимать руку, отвечать перед классом, боятся сделать ошибку.
Часто у педагогов, которые работают с такими учащимися, складывается такое впечатление, что у них низкий интеллектуальный потенциал, узкий кругозор, неразвитые учебные умения. Ребёнок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, закрытым, перестаёт общаться со сверстниками, старается как можно быстрее убежать домой. Постепенно такое положение вещей формирует его низкий статус в коллективе. Безрадостная картина, не правда ли? А если и дома не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией.
2. Анализ социометрического статуса детей в коллективе (фамилии учащихся не называются).
3. Сопоставительный анализ анкет учащихся и родителей.
С детьми и вами, уважаемые родители, мы проводили анкетирование. И сейчас я хочу обратить ваше внимание на результаты и проанализируем их.
4. Тренинговый практикум по преодолению детской застенчивости и неуверенности.
(Серия упражнений для детей и родителей)
Данные упражнения проигрываются родителями на родительском собрании. Тренинговый практикум позволяет родителям осознать родителям значимость данной проблемы в развитии личности школьника и помочь своим детям в преодолении застенчивости и неуверенности.
Вовсе не обязательно, чтобы все родители выполняли данные упражнения. Достаточно, если их будет выполнять лишь небольшая активная часть родителей, а остальные будут пассивными наблюдателями. Всё равно это позволит пассивно аудитории наблюдать за выполнением упражнений остальными родителями и попробовать их выполнять со своим ребёнком дома.
Упражнение №1. « Авторитет»
Предложите ребёнку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны. Пусть ребёнок ещё раз опишет портрет, но от лица другого человека. Например: «На этом портрете нарисована девочка, которая …»
Упражнение № 2. « Мои эмоции»
Предложите ребёнку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает. К примеру, страх, ужас, неуверенность, застенчивость, стыд.
Упражнение № 3. « Неоконченный рассказ»
Предложите ребёнку закончить рассказ, начатый вами. К примеру, «Маленькая девочка пошла с мамой в лес за грибами и …»
Упражнение № 4. «Свет мой, зеркальце …»
Ребёнку предлагается поработать с зеркалом и спросить его: «Свет мой, зеркальце, скажи - я ль на свете …»
Упражнение № 5. «Маски»
Ребёнку предлагается надеть маски различных сказочных персонажей и представить себя в их образе с помощью пантомимы и интонации, характерной для этих персонажей.
Упражнение № 6. «Приятный или неприятный разговор»
Дайте ребёнку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо, тепло и сердечно и т.д.
Упражнение № 7. «Дневник»
Учите ребёнка записывать свои эмоциональные переживания и события, связанные с ними. Пусть ребёнок время от времени их перечитывает. Это поможет ему спустя некоторое время убедиться в том, что не всё так плохо, а некоторые его переживания ему самому покажутся смешными.
Упражнение № 8. «Сказочное волшебство»
Назовите ребёнку сказочный персонаж с отрицательными качествами характера, пусть ребёнок придумывает о нем сказку, в которой этот сказочный персонаж становится положительным героем.
Упражнение № 9. «Письмо»
Предложите ребенку написать письмо своему сверстнику и взрослому, с которым у ребёнка не складываются отношения или которого он боится. В этом письме он может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией.
Упражнение № 10. «Перевоплощение»
Предложите ребёнку перевоплотиться в индейца - вождя племени, героя мультика «Ну, погоди!» Волка, Сказочного Гулливера, Кощея Бессмертного и Бабу Ягу. Затем обсудите с ним, какие чувства он при этом испытывал.
Все перечисленные упражнения помогут ребёнку преодолеть неуверенность и застенчивость гораздо спокойнее и с меньшими эмоциональными потерями. Самое главное - не констатировать, что мой ребенок застенчивый и неуверенный, а приложить все усилия, чтобы помочь ему.
5. Обсуждение памяток для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности детей.
У каждого родителя по две памятки. Родители читают и обсуждают их.
6. Решение родительского собрания.
- Рекомендовать родителям выбор оптимального стиля воспитания и , в случаи необходимости, консультироваться с психологом.
Заканчивая сегодняшнее собрание, хочется сказать большое спасибо всем родителям за взаимопонимание.