Математика, 3 класс. Урок по теме Сравнение масс предметов с помощью условной мерки


Тема Сравнение масс предметов с помощью условной мерки.
Цель Познакомить со способом сравнения масс предметов с помощью условной мерки.
Задачи
Познакомить учащихся с одним из вариативных способов сравнения масс предметов;
Закреплять умение решать уравнения на основе взаимосвязи между компонентами и результатом действий сложения и вычитания;
Закреплять умение решать задачи на определение доли числа и числа по его доле;
Учить видеть свои ошибки и ошибки товарища через само- и взаимоконтроль, уметь их исправлять; развивать навык само- и взаимоконтроля;
Создать условия для самоопределения учащихся на результат их познавательной деятельности на уроке; для развития исследовательских способностей учащихся;
Продолжить работу над развитием самостоятельности, активности мышления учащихся, их коммуникативных способностей, над умением работать в коллективе.
Форма проведения урока: комбинированный
Оборудование:
лента «Единицы массы»
плакаты «Найди ответ»
карточки уравнений (ИЗ)
цветовой блокнот
Презентация
«2000 задач и примеров по математике» Узоровапамятки: «Решение уравнений» и компонентные схемы, «Нахождение доли числа и числа по его доле», «Алгоритм решения задачи»
Оформление доски:
План
Знакомство - сравнение масс предметов.
Закрепление – уравнения.
Отработка - задачи доли числа. Дата
Теоретический тест «Плюс-минус»
+, -, +, -, +, -, +, -, -, +
х + 3 = 18 48 – у = 37 с – 99 = 0
85 11 21 99 15 33
Схемы задач по д/з (распечатка)
1 2 3
18 : 3 = 6 3 · 6 = 18 18 · 3 = 54
Ход урока
1.Организационный момент.Психологическая настройка на продуктивную работу.
- Вы уверены в своих силах? Оцени, на какой уровневой ступеньке вы сейчас? Цветовой блокнот
- Остаётся лишь продемонстрировать эту уверенность учителю и гостям.
2.Подготовка к учебно-познавательной деятельности. Целеполагание. Мотивация.
Сегодня на уроке вам предстоит (план урока на доске):
познакомиться с одним из вариативных способов сравнения масс предметов;
закрепитьумение решать уравнения на основе взаимосвязи между компонентами и результатом действий сложения, вычитания, деления, умножения;
проверить, научились ли вы уже решать задачи на определение доли числа и числа по его доле.
Продолжим учитьсяне только видеть свои ошибки и ошибки товарища, но и исправлять их; это позволит вам развивать в себеумение само- и взаимоконтроля, что необходимо не только на уроке математики, но и в повседневной жизни, не так ли?
Сегодня, как и всегда, вам потребуется проявить самостоятельность, умение работать в коллективе.
Желаю каждому из вас на этом уроке проявить себя! Результат общей работы зависит от каждого из вас.
3. Зарядка для ума.Чтобы настроится на продуктивную работу, сделаем зарядку для ума, после которой вы сможете быстрее включиться в работу.
А) ИЗ – плакаты деления на 7 и 8 (Дима, Антон) – проверять и оценивать будут Милана (7) и Вероника (8)
Б) Остальные отвечают на вопросы:
Какой сегодня день недели по счёту? (Не называя его!)
Сколько месяцев прошло с начала учебного года? (10)
Какой по счёту месяц идёт? (11)
Сколько месяцев осталось до конца года? (1) Это – календарного. А учебного? (6)
Сколько лапок у трёх пауков? (8 *3=24)
Связь с ЧИМ
Сколько лапок у 5 муравьёв? (6*5=30)
Логика.У 4 братьев по 1 сестре. Сколько детей в семье? (5)
- С какой целью мы выполняли эти упражнения?
4. Проверка домашнего задания
А)- Какие цели и задачи мы ставили перед собой на прошлом уроке: какие знания должны были усвоить? Какими умениями овладеть?Научиться решать уравнения, закрепить умение решать задачи на доли числа, совершенствовать ТУД)
- Помогло ли домашнее задание в достижении этих целей?
- Что нужно было знать, чтобы не ошибиться в решении уравнений? (названия компонентов действий и алгоритмов их нахождения).
- Давайте ещё раз убедимся, что в этом вопросе у вас пробелов нет. Предлагаю
Теоретический тест «Плюс-минус». Постарайтесь запомнить неверные утверждения.
Результат действия сложения – сумма.
Действие, обратное данному – деление.
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое.
Числа при вычитании называются: уменьшаемое, вычитаемое, разница.
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо к уменьшаемому прибавить разность.
Числа при умножении называются: множители и произведение.
Чтобы найти неизвестный множитель, нужно из произведения вычесть известный множитель.
Числа при делении называются делимое, делящее, частное.
Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное. +
-
+
-
+
-
+
-
-
+
Взаимопроверка, взаимооценка(по памятке).
В журнал – выборочно (Лера, Кристина, Ярослав, Ира, Женя)
Вывод:
- Почему есть ошибки? Как устранить?
- Хотите проверить свою память? Кто из вас больше неточностей запомнил?
- Что нужно делать, чтобы улучшить свою память? На каких уроках, кроме математики, мы ещё отрабатываем память? (рус. и бел. лит. – заучиваем стихи, скороговорки)
Б) Проверка решения уравнений. Какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания?
- Я уверена, что вы все самостоятельно и ответственно подошли к выполнению заданий, однако я не совсем уверена, что каждый из вас был при этом внимателен. Проверим?
- Что означают эти записи? (уравнения) Докажите. (равенства с переменной)
- Что значит «решить уравнение»? (найти значение переменной, при котором равенство будет верным)
(на доске) х + 3 = 18 48 – у = 37 с – 99 = 0
Чистописание: пропишите эти цифры парами 85 1121991533
- Сколько цифр вы записали?(12) А какие числа получились в парах? Назовите их.
- Мы записали 6 чисел, но только 3 из них являются решением домашних уравнений.Соедините переменную каждого уравнения с числом, являющимся её значением.
- Измените первое уравнение так, чтобы х = 6
Решение получившегося уравнения в тетрадях + ИЗ (уравнения по карточке)
У доски 1 ученик решает на оценку(с опорой на схему- подсказку нахождения компонентов).
Х * 3 = 18
Вывод:как вы думаете, разобрались мы с уравнениями? Кто считает, что он достаточно хорошо справляется с решением, знает правила нахождения компонентов? Кому ещё нужно время для закрепления?

В) Проверка решения задачи. (на доске)
Плаванье – 1/3 часть
?
Остальные ученики - 8 чел. Плаванье – 1/3 часть
8 уч.
Остальные ученики - ? Плаванье – 8 уч.–это 1/3 часть
Всего учеников - ?,
1 2 3
- Вспомним условие задачи. Кто сможет рассказать?
- Выберите схему к домашней задаче. Докажите.
Почему не подошла схема 1? (не так находится число по его доле)
8 + 3 =11 8 · 3 = 24 8 · 3 - 8 = 16
1 2 3
Переформулируйте вопрос так, чтобы она решалась по схеме №3 (в группах)

Сколько детей в классе не занимаются плаванием?
Г) Дома вы решали задачу на нахождение числа по его доле. А ещё мы умеем находить долю от числа.
(И/З – более сложная задача по ЖК (с.70, №637) – проверит Ева (на оценку, т.к. тоже решила!)
работа с учебником, с. 82, №3) У доски на оценку!!!1/7 от 14 14 : 7 · 1 =2 и т.д.
Вывод.Молодцы! Вы продемонстрировали неплохое знание темы.
«Взвесьте» свои знания: мы можем двигаться вперёд к достижению цели?

Физкультминутка для глаз
Проведем, друзья, сейчас упражнения для глаз.Вправо-влево посмотрели.Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз – ты, хрусталик, не сердись.Посмотри на потолок, отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали смотрим по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг писать.За окно ты посмотри.Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа – повтори так восемь раз – лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят, поморгать нам всем велят.Плавно глазками моргаем, потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы, к ним ладошки приложили.
Физкультминутка для снятия статического напряжения.
5. Работа по теме урока.
А)Актуализация ЗУН по теме «Масса. Измерение массы» (презентация)
- Я предложила вам «взвесить» свои знания. А в каких ситуациях ещё необходимо взвешивать? Для чего?
- Кто может сказать, какой предмет помогает нам узнать массу какого-либо предмета? А что такое весы?
- Правильно! Весы- это устройство или прибор для определения массы тел.
С давних времен люди испытывали необходимость знать вес разных предметов. Для этой цели были придумали весы. Идея создания единой системы мер возникла во Франции еще в 17 веке (т.е.400 лет назад). А чтобы узнать вес того или иного предметы были изобретены весы. Весами пользовались из древне, найденные археологами весы называются старинными. На сегодняшний день существует огромное количество видов весов.
Например, электронные весы. (Слайд)Такими чаще всего пользуются в больнице, магазине. Некоторые используют такие дома, чтобы узнать свой вес. Как ими пользоваться?
А еще есть кухонные весы- это весы, которыми пользуются дома хозяйки, когда готовят. (Слайд)Такие весы очень точные. Они показывают вес с точностью до 1 грамма.Как ими пользоваться?
Ручные пружинные весы. (Слайд) Как вы думаете, для чего нужны такие весы? Как ими пользоваться?
Рычажные весы чаще всего использую в торговле. (Слайд)
- Вот такие совершенно разные весы придумали люди, чтобы взвешивать самые разные предметы.
- Какие меры измерения массы вы знаете? (плакат)
- Какие предметы можно взвешивать в граммах? А какие массы лучше измерять в килограммах?
- Какие единицы массы удобнее использовать при взвешивании ящика яблок? Одного яблока?
- А если продукты перевозят в машине, можно ли их измерить в килограммах?
- Попробуйте догадаться, какими единицами пользуются при измерении массы конкретных предметов:
Масса лекарства = 2…(г)
Масса слона = 5 …(т)
Масса арбуза = 7…(кг)
Масса батона = 500 …(г)
Масса машины = 10…(т)
Масса 10 мешков овощей = 15…(ц)
Б) Сравнение массы предметов с помощью условной мерки
- Мы на презентации увидели, что массу предмета можно прочитать на электронном табло, можно по гирькам определить. А ещё существуют и другие способы.
Поучимся сравнивать предметы по массе без гирь и электронных весов: с.71, №21; с.75, №6
Рассмотрим новый способ сравнения массы предметов. Учебник (с.82- объяснение)
Закрепление - с. 82, №1;
Вывод.
Всегда ли обязательно иметь весы, чтобы определить массу предмета? Как можно это сделать?
Когда нам могут пригодиться эти знания и умения?
5. Итоговое обобщение. –Пословица гласит «Работа страшна глазам, а не рукам».Сегодня я должна была научить вас, как с помощью условной мерки сравнить предметы по массе. А вышло наоборот: вы всё сами рассказали, опираясь на свой жизненный опыт; объяснили, во всём разобрались!
6. Оценивание
7. Домашнее задание
Предлагаю потренироваться сравнивать предметы без весов (с. 83, ? – устное рассуждение)
Улучшить навык решения уравнений (с. 83 №2)
Разобраться с задачей (с. 83, №2).
8. Рефлексия.
Чем полезен был сегодняшний урок для каждого из вас?Что нового узнали сегодня?
Какие умения и навыки улучшили сегодня, т.е. что сегодня получалось лучше, чем вчера?
Какие знания и умения показались очень важными?
О чём захотелось побольше узнать?
Определите, на какую ступеньку знаний вы поднялись в ходе работы на уроке и нарисуйте на полях цвет этой ступеньки (рядом с первой – на начало урока). Что изменилось?