«Организация работы с родителями в группах ясли-сада. Современные методы активизации партнерских отношений ДО и семьи в вопросах воспитания и образования детей».


30.01.2017 год
Астапкова И.П., методист
ГККП «Ясли-сад № 44»
О результатах тематического контроля
«Организация работы с родителями в группах ясли-сада. Современные методы активизации партнерских отношений ДО и семьи в вопросах воспитания и образования детей».
Цель : оценка деятельности педагогического коллектива по внедрению нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников.
Срок проведения: декабрь-январь 2017 г.Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы ГККП «Ясли-сад № 44» на 2016-2017 у.г.1. С целью реализации годовой задачи на 2016-2017 учебный год по эффективному взаимодействию педагогов и родителей проведена следующая методическая работа:
В декабре 2016 года проведен педагогический час-Содружество с прародителями."Повышение роли отца в семье". «Новые подходы к работе с пассивными родителями».В ноябре-декабре 2016 года организованы консультации для воспитателей-«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка». Инновационные формы взаимодействия с семьёй. В декабре 2016 года был выпущен периодический журнал для родителей «Бүлдіршін» «Я люблю трудиться » ; в январе проведены коллективные просмотры - практикум для родителей «От дошкольника к школьнику»;драматизация сказки «Теремок» с участием родителей; совместное занятие родителей и детей «На лесной полянке»;мини-тренинг «Как понять ребенка 2-3 лет»; мастер-класс -Педагогическая гостиная «Роль отца в семье»; анкетирование «Ваши взаимоотношения с детьми».
В ноябре 2016 года проведен День открытых дверей для родителей «Вот такой наш детский сад! Кто придет к нам, будет рад!», фотовернисаж «Я люблю свой город !», групповые родительские собрания.
Запланировано: консультации для педагогов и родителей; спортивное развлечение совместно с родителями «Аты-баты, мы солдаты!» в мае 2017 года, в марте 2017 года фотовернисаж « Я и мамочка моя», в мае День открытых дверей для родителей «Панорама итоговых занятий»,выпуск журнала «Бүлдіршін» «Игры для Почемучек».
2.В ходе тематического контроля был проведен анализ планирования мероприятий по работе с родителями .Анализ показал, что педагоги дошкольных групп осуществляют работу с родителями в соответствии с перспективным планом работы группы по данному направлению. Воспитатели всех групп планируют помесячно:
Консультации
Родительские групповые собрания
Праздники
Развлечения
Выставки
Конкурсы
Можно отметить положительный опыт в планировании циклограмм- в группе «АБВГДейка»- выставка коллажа «Чудесные шляпки», логопед этой группы имеет обратную связь с родителями посредством составления домашних заданий для коррекции и закрепления материала, изученного в ходе индивидуальных и фронтальных занятий. В циклограммах группы «Улыбка»-запланировано: «предложить креативным родителям журнал «Бүлдіршін», индивидуальная работа по развитию у детей логического мышления с практическим показом упражнений, беседа об успехах и трудностях ребенка в детском саду. В группе «Ромашка» кроме традиционных консультаций и бесед планируется –теория и практика по обучению детей составления описательных рассказов. В группе Звездочка родителям предлагается групповой журнал «Акварелька», в котором содержатся советы по воспитанию детей, игры с детьми дома, несложные задания для работы родителей с детьми.
Однако, следует отметить, что циклограммы всех групп в большинстве своем отражают только планирование консультаций, бесед. Не указывается смена визуальной информации в уголках для родителей, несмотря на то, что например, в группе «Колобок», воспитатель Чумакова Т.Н., информация для родителей обновляется и пополняется с периодичностью 2 раза в месяц. Все группы проводят конкурсы поделок по различным тематикам, но в циклограммах эти мероприятия не планируются.
В группах оформлены информационные стенды для родителей , оформляются выставки детских работ по итогам продуктивных занятий ( лепка, аппликация, рисование), периодически выставляются фотографии воспитанников из жизни в детском саду (группа «АБВГД», «Солнышко»). Но вместе с тем, информация для родителей о работе педагогов по другим видам деятельности ( формирование элементарных математических представлений, развитие речи и т.д.) на момент проверки была выставлена только в группе «Радуга».
Проведенный анализ планирования родительских собраний показал, что такая форма работы проводится в соответствии с годовым планом один раз в квартал. Их тематика соответствует возрастным особенностям детей, годовым задачам ясли-сада, запросам родителей. Протокола проведенных собраний имеются во всех возрастных группах. Посещаемость родительских собраний составляет в среднем по ясли-саду 40-50%. Это вызвано низкой заинтересованностью родителей в части выслушивания докладов и консультаций от воспитателей.
Проведенные коллективные просмотры показали большую заинтересованность родителей мероприятиями, проведенными для них в нетрадиционной форме и с использованием современных ИКТ. Однако, анализ педагогами ясли-сада просмотренных форм работы с родителями показал, что воспитатели Исембаева Л.С., Шакубаева В.Н., Безлюдникова Ю.М. не в полной мере использовали потенциал подобных встреч с родителями. В результате просмотра выявлено, что подготовка мероприятий для родителей требует более тщательно продуманного анализа всех возможных методов привлечения родителей к жизни детского сада.
Так например, Шакубаевой В.Н. было рекомендовано- завершить занятие теоретическими знаниями по развитию мелкой моторики у детей в домашних условиях, дополнить встречу выставкой дидактических игр, физминутку для детей с общим недоразвитием речи предпочтительно брать на языке общения.
Воспитателю Исембаевой Л.С. педагоги ясли-сада рекомендовали тщательно продумывать ход, рефлексию встречи с родителями, привлекать к сотрудничеству большее количество родителей (исключая родителей-сотрудников), дать родителям информацию о видах театра, показать на практике применение этих видов, возможное использование в домашних условиях, разнообразить методы работы с родительским коллективом. Воспитателю Безлюдниковой Ю.М. рекомендовано: более четко делать выводы по каждому виду тренинга о полезности этого вида работы с малышами дома, предлагать родителям памятки, советы, брошюры, выставку педагогической литературы , организовывать обмен опытом семейного воспитания по той или иной проблеме.
Воспитателю Лопатиной С.Т. педагоги ясли-сада пожелали дальнейших творческих успехов, продолжать работу по сплочению родителей группы.
В рамках тематического контроля родителям была предложена анкета по совершенствованию работы в данном направлении. Всего было опрошено 78 родителей. Анализ анкет показал, что
Информацию о воспитании дошкольников родители получают из следующих источников:
22% родителей пользуются своей интуицией
10 % пользуются педагогической литературой и литературой по психологии
38 % берут информацию у воспитателей.
30 % пользуются советами других родителей, друзей.
От детского сада родители хотели бы получить:
76% максимально полную информацию от ребёнка
11 % советы по общению с ребёнком
13 % советы психолога.
Мало заинтересованы родители в том, чтобы участвовать в самодеятельности детского сада, иметь возможность большего общения с родителями других детей.
Далее мы попытались определить трудности, которые испытывают родители при воспитании детей.
51% - ребёнок плохо ест
30% - не слушается родителей
13% - родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.
6 % родителей обеспокоены тем, что иногда думают о страхе неправильного воспитания детей.Однако, за помощью к педагогам детского сада родители обратятся в 58 %, в 42 % - не обращаются, потому что:
33% считают, что справятся сами
7 % не придают особого значения этим трудностям
2 % считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.
Из проведенного анализа каждый педагог должен сделать вывод и наметить пути решения возникших затруднений. Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.
Таким образом, тематический контроль показал, что система работы с семьями воспитанников, общение педагогов с родителями происходит на достаточном уровне, о чем говорит отсутствие конфликтных ситуаций.Работа педагогического коллектива детского сада по вопросу активизации работы с родителями ведётся планомерно, целенаправленно, систематично. В своем взаимодействии с родителями воспитатели используют разнообразные методы, приемы и формы работы. Однако необходимо шире использовать нетрадиционные формы работы с родителями и нетрадиционные формы
проведения родительских собраний.
Рекомендации:Воспитателям всех групп:
1.При организации работы с родителями использовать информационно-коммуникативные технологии.
2.Разнообразить формы работы с родителями за счет интерактивных игр, тренингов, практических заданий.
3.Во всех возрастных группах расширить вариативность способов подачи
информации для родителей.срок исполнения: в течение 2016-2017 учебного года
Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.