Тренинг общения для педагогов и родителей как форма повышения толерантности и профилактики агрессивного поведения


Тренинг общения для педагогов и родителей как форма повышения толерантности и профилактики агрессивного поведения.
Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. В переводе толерантность (от латинского языка tolerantia) означает терпение.

Толерантность – это морально–нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого человека во всём его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды.
Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения  методами разъяснения и убеждения.                                                                                         
Проявление терпимости включает: равноправие, взаимоуважение, доброжелательность и терпимое отношение.    Толерантность  является  важной составляющей  психологической  культуры любого человека. Особенно важна толерантная культура в профессиональной деятельности педагога.
Цель тренинга: помочь педагогам и родителям в осознании уровня собственной толерантности, понимания необходимости применения принципов толерантности в воспитательской работе.
Ход тренинга:
Педагог-психолог: Здравствуйте, тема нашей встречи «Общение как форма повышения толерантности и профилактики агрессивного поведения».
1.Упражнение «Давайте познакомимся». Назовите своё имя и несколько слов о себе «Какая Я?»
2.Упражнение «Здравствуйте». Стоя в кругу, взявшись за руки, участники приветствуют друг друга. Здороваются молча на своём языке, мимикой, жестами, чтобы все поняли, что с ними здороваются.
3. Упражнение «Время собирать каштаны». Участники выбирают себе каштаны и пытаются его запомнить. Затем все каштаны перемешиваются и выкладываются на столе. Участники должны найти именно свой каштан. Осознание своего стиля поведения и общения.
Рефлексия «Трудное или легкое было для вас это задание?», «Почему было легко или трудно найти свой каштан?», «Важно ли искать свой каштан?», «Всегда ли мы с вами анализируем свои действия?».
4. Упражнение «Все мы разные и этим интересны друг другу». Участники работают с бумагой по команде, выполняют задание, что скажет ведущий. «Свернуть лист пополам, ещё раз пополам, оторвать маленький уголок слева, затем свернуть оторвать уголок справа». По команде развернули, получился узор «Одинаковый, почему нет?» (ответы участников). Поступки, действия, решения у всех людей бывают разные, поэтому необходимо всё анализировать.
Вывод: Проявление терпимости, уважения, спокойствия и умение выслушать и понять другого человека.
5.Упражнение «Волшебное озеро». Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.                          
Инструкция: «Сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебное» озере, Вы увидите самое уникальное и неповторимое для человека на свете. Улыбнитесь этому уникальному и неповторимому».
Вопросы  после выполнения упражнения.
1.Изменилась ли Ваша точка зрения о том, кто же самый уникальный и неповторимый на всём белом свете?                                                                  
2. Как  в ходе выполнения этого упражнения ответил Вам этот уникальный и неповторимый на Вашу улыбку?                                                                                          
3. Какого  отношения Вы ждёте к себе  как к самой уникальной и неповторимой личности?
Педагог-психолог: А что мы с вами знаем о чертах толерантного и интолерантного человека?
6.Упражнение-тест «Я реальный - Я идеальный. Знание самого себя. Рисуем шкалы и сравниваем «Я реального - Я идеального». Оцениваем свою толерантность. Рефлексия.
Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Как правило, у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» и «Я-реальным», чем у интолерантного человека у которого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают.
Толерантный человек обычно склонен доверять коллективу. Интолерантный человек чаще испытывает ощущение постоянной угрозы. Он опасается своего социального окружения и даже себя.
7. Упражнение «Гармония», «Ответственность». Оцениваем грани своей ответственности. Участники разбиваются на пары, встают спинами друг к другу, в этой позиции надо присесть до пола и встать без помощи рук. Выполнение упражнения возможно только при равном распределении усилий (ответственности). Рефлексия
Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них.
8.Упражнение - тест «Тройка знаменитостей». Авторитаризм. Каждый участник тренинга должен написать имена трёх знаменитостей.
Толерантным личностям более свойственно называть артистов, учёных. Интолерантные личности называют, как правило, имена лидеров имевших власть над другими людьми. Рефлексия.
9.Упражнение «Солнечный круг». Потребность в определенности. Участники встают в круг, переплетаясь руками, с любыми участниками, кроме ближайших соседей. Необходимо распутаться, не расцепляя рук за определённое время. Рефлексия. Почему (не) получилось?
Для интолерантных есть только два сорта людей — плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.
10.Упражнение «Нанайские мальчики».  Ориентация на себя. Участники разбиваются на пары, опираясь друг на друга ладошками, ноги чуть расставлены, твёрдо стоят на земле. Двигая только рукам надо найти слабые стороны соперника и заставить его сойти с места. Рефлексия «Почему ты ( она) победила (проиграла)».
В проблемных ситуациях «толерантные» люди склонны винить себя, а не окружающих, «интолерантные» люди обвиняют всех кроме себя.
11.Упражнение «Мокнущий плот». Способность к эмпатии. Перед участниками тренинга ставится проблемная ситуация: «Вы спаслись с тонущего корабля на плоту, но плот оказался перевёрнут не той стороной. Вы должны, стоя на нём, за отведённое время успеть перевернуть плот». Рефлексия.
12.Упражнение «Похвали себя и других». Участники делятся на пары. Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы ничего положительного не увидим и в другом человеке. Поэтому сейчас каждый должен сказать своему партнёру, что вам в нём нравится. Партнёр, выслушав вас, должен сказать: «А кроме того, я…»- и продолжить говорить комплименты в свой адрес.
- Что вы чувствовали, когда говорили комплименты другим участникам? Легко ли было хвалить себя? (Ответы участников).
Рефлексия «Я желаю себе и другим…». Мяч (игрушка) передаётся по кругу.
Участник, который держит в руке мяч (игрушку), говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч (игрушку) соседу.
Оценка тренинга и своего состояния.
«Сегодня Я для себя…», «Я теперь буду….», «В общении Я буду….» и т. д.
Участники высказывают пожелания и предложения ведущему.
Помните, что:
Ошибается – каждый.
Признаёт ошибки – «Мудрый».
Просит прощения – «Сильный».
Восстанавливает отношения – «Любящий».

СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ!!