Выпускная работа Проблемное обучение как способ активизации познавательной деятельности младших школьников

ФГБОУВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова»


Кафедра педагогических технологий
дошкольного и начального образования









Выпускная работа

Проблемное обучение как способ активизации познавательной деятельности младших школьников





слушателя курсов группы Н-15
учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 56
г.Ульяновска
Черновой Валентины Николаевны












Ульяновск
2016 год
Содержание
Введение
I. Организация учебного процесса на основе технологии проблемно-диалогического обучения
Сущность проблемного обучения в начальной школе
Технология проблемно-диалогического обучения. Создание проблемной ситуации на уроке:
1.2.1. Постановка проблемных задач (вопросов)
1.2.2.Задачи с заведомо допущенными ошибками
1.2.3. Задачи с противоречивыми данными
1.2.4. Нестандартные тексты задач
1.2.5. Творческие задачи
Структура проблемного урока
II. Исследование по применению проблемного обучения в начальной
школе
2.1. 1 этап- до применения проблемного обучения
2.2. 2 этап- применение технологии проблемного обучения
2.3. 3 этап- исследование результатов применения проблемного обучения
III. Анализ эффективности применения проблемного обучения в начальной школе, как способа активизации познавательной деятельности
3.1.Вывод
3.2.Заключение
IV. Список литературы
V. Приложение







Введение
В течение последнего десятилетия в России происходило коренное изменение жизни общества и функционирования государства. В настоящее время образование ориентировано не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Главным результатом образования является развитие функционально грамотной личности, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Важным является формирование у учащихся компетентности в решении проблем, то есть способность ставить и решать определенные типы рациональных задач: определять цели, оценивать ситуацию, переводить общую цель в конкретные задачи, планировать последовательность решения, временные затраты, выбирать адекватные задачам методы и формы презентации результатов, оценивать успешность, быть готовым к постановке задачи на саморазвитие.
Для достижения новых результатов образования необходимы новые подходы к организации процесса обучения, новая система взаимодействия между учителем и учеником (переход от позиции «я учу тебя» к позиции «мы с тобой учимся вместе). Это означает, что каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить для себя на вопрос «Как обучать в новых условиях?».
Актуальность методической темы: «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся» заключается в выборе современных методов и технологий обучения младших школьников.
Отсюда целью своей работы считаю: создать педагогические условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся посредством применения методов и приемов проблемного обучения.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
Провести анализ научно-методической литературы по данной проблеме.
Изучить особенности технологии проблемно-диалогического обучения, методы постановки учебной проблемы, методы поиска решения учебной проблемы.
Отобрать наиболее эффективные приемы и формы организации учебной деятельности учащихся посредством проблемного обучения.
Провести мониторинг качества обучения учащихся на основе диагностических материалов.
Данная работа и практический материал может быть использован учителями начальных классов, а также при работе с детьми, испытывающими трудности в обучении.
I. Организация учебного процесса на основе технологии проблемно-диалогического обучения
1.1. Сущность проблемного обучения в начальной школе
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение по сравнению с традиционным дает тройной эффект усвоения знаний. Во-первых, нельзя не понимать то, что открыл сам. Во-вторых, деятельность создает мощное развитие памяти, внимания, речи, творческих способностей. В-третьих, деятельность воспитывает активную личность, учит высказывать своё мнение, доказывать свои догадки. Данное обучение можно отнести к здоровьесберегающим, т.к. дети работают на интересе, а значит, не нужно себя заставлять, значит, нервные нагрузки снижаются.
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций
Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний. На этапе введения нового материала учитель применяет проблемные методы, которые “проводят” учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения. На этапе воспроизведения знаний педагог даёт задания, позволяющие школьникам пройти ещё через два творческих звена – выражение решения и реализацию продукта. Таким образом, при проблемном обучении ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Творческая учебная деятельность обеспечивает более качественное усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект (особенно развивает логическое мышление, речь и творческие способности), а также воспитывает активную, инициативную личность.
Возникает вопрос: как создать проблемную ситуацию на уроке? В Образовательной системе «Школы России» предлагается так называемый проблемно-диалогический метод, который, кстати, можно использовать при любой программе и на любом предмете, прежде всего, – на уроках изучения нового материала. Самое главное – чтобы учитель сам был заинтересован в изучении и использовании данной технологии.
Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением», которые представлены в виде таблицы.
Приёмы создания проблемной ситуации по Е. А. Мельниковой
Таблица 1
Тип проблемной ситуации
Тип противоречия
Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением
Между двумя (или более) фактами
Одновременно предъявить противоречивые факты, теории



Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием


Между житейским представлением учеников и научным фактом
а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”;
б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией

С затруднением
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
Дать практическое задание, не выполнимое вообще



Дать практическое задание, не сходное с предыдущим



а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;
б) доказать, что задание учениками не выполнено


Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти.
Предлагаются следующие варианты.
Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.
Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.
Но бывают случаи, когда самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?
Применить третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.
Следовательно, учитель выводит учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.
Побуждающий диалог в проблемной ситуации
Таблица 2
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1 о фактах: Что удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
о теориях: что вас удивило? Сколько существует точек зрения?
Прием 2 Сколько же в нашем классе мнений?
Прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле?
Прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
Прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается Чем это задание не похоже на предыдущие?
Прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнили?
Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какова будет тема урока?


Следующий метод учебной проблемы – подводящий диалог.
Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.
Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.
Сравнительная характеристика диалогов
Таблица 3

Побуждающий
Подводящий

Структура
отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика
система посильных ученику вопросов заданий, подводящих его к открытию мысли


Признаки
мысль ученика делает скачок к неизвестному
-переживание учеником чувства риска
-возможны неожиданные ответы учеников
-прекращается с появлением нужной мысли ученика
-пошаговое, жесткое ведение мысли ученика
-переживание учеником удивления от открытия в конце диалога
-почти не возможны неожиданные ответы учеников
-не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

Результат
развитие творческих способностей
развитие логического мышления


Если подводящий диалог подвел (в смысле - не придумался), сообщаем тему в готовом виде, но с добавкой мотивирующего приема к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока. Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Учебную проблему можно поставить тремя методами. Первый - побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй - подводящий к теме диалог. Третий - сообщение темы с мотивирующим приемом.
Таким образом, практика показывает, что все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.

Технология проблемно-диалогического обучения.
Создание проблемной ситуации на уроке
Методы постановки учебной проблемы Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока; 2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.
Следовательно, поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог;
сообщение темы с мотивирующим приемом.
Побуждающий к проблемной ситуации диалог. Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
1) создания проблемной ситуации;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждения к формулированию учебной проблемы;
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами 1 и 2. Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
В основе проблемных ситуаций «с удивлением» может лежать и другое противоречие - между житейским (т.е. ограниченным и даже ошибочным) представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется прием 3. В сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.
В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается приемами 4,5,6. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания. Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще. Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущие. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

1.2.1. Постановка проблемных задач (вопросов)
Проблемные вопросы по природоведению:
Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках природоведения.
Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.
-Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.
-Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д.
-Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.

-На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?
-Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?
-Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения?
-Что случится, если растения исчезнут?
-Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?
-Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?
-Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?
-Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.
Проблемные вопросы по русскому языку:
1) Являются ли родственными (однокоренными) слова:
-Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?
-Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
-Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
-Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.
При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.
2) Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?
-Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)
-Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)
-Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные – мужского)
Постановка проблемных задач по математике:
Это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.
-В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько --апельсинов съели они вместе? -Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему? Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.
-Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч. Сколько километров он проехал? (Данных недостаточно, не указан отрезок времени, который велосипедист был в пути).
Предлагаю задачи, в которых нет вопроса:
-Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.
(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).
1.2.2.Задачи с заведомо допущенными ошибками
Широко использую такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Иногда предлагаю “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.
Другой приём: даю правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и предлагаю найти “верное” решение. Детям приходится проанализировать различные способы решения задачи, доказать, что все варианты верны, выбрать самый доступный или рациональный.
1.2.3. Задачи с противоречивыми данными
-На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?
В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?
(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)
1.2.4. Нестандартные тексты задач.-Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности. Огромный интерес вызывает у детей решение задач из “Задачника” Г. Остера.
1.2.5. Творческие задачи.
-Это задачи, при выполнении которых необходимо найти новый алгоритм решения.
Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.
1.3. Структура проблемного урока
Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Словосочетание «творческое усвоение знаний» означает, что на уроке ученик проходит все звенья научного творчества, хотя при этом он ставит учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в доступных формах. Таким образом, из всех образовательных целей творчески достигаются только знания. Отсюда следует вывод чрезвычайной важности: проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.
Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. Все это отображено в таблице.


Таблица 4
Цель урока
Этапы урока
Творческие звенья деятельности
учащихся

З
Н
А
Н
И
Е
Введение
Постановка учебной проблемы
-формирование вопроса или темы урока



Поиск решения
- открытие субъективно нового знания


Воспроизведение
Выражение решения
- выражение нового знания в доступной форме



Реализация продукта
- представление продукта учителю и классу


Возникает вопрос: как создать проблемную ситуацию на уроке? В Образовательной системе «Школа 2100» предлагается так называемый проблемно-диалогический метод, который, кстати, можно использовать при любой программе и на любом предмете, прежде всего – на уроках изучения нового материала. Самое главное – чтобы учитель сам был заинтересован в изучении и использовании данной технологии.
II. Исследование по применению проблемного обучения в начальной школе
Исследование по применению проблемного обучения в начальной школе, представляет собой три этапа:
1 этап (до применения проблемного обучения как системы)
а) диагностика осознания детьми проблемных ситуаций;
б) наблюдение за учащимися с точки зрения их отношения к учению.
2 этап
применение проблемного обучения.
3 этап
а) диагностика осознания детьми проблемных ситуаций;
б) сравнение результатов диагностик до применения проблемного обучения и после;
в) анализ эффективности применения проблемного обучения в начальной школе.
Для исследования было разработано три  формы диагностики:
1) наблюдения, позволяющие выявить уровень осознанного отношения ребенка к  проблемной ситуации, его поведения в решении проблемной ситуации;
2) наблюдение над познавательной активностью детей;
3) анкетирование, направленное  на выяснение отношения учащихся к учению. Диагностики проводились дважды: до применения проблемного обучения и после него. Это обеспечило наглядность в сравнении результатов и подведении итогов исследования. Я считаю, что данные диагностики в совокупности дают более точное представление о возможностях использования проблемного обучения в начальной школе.
В исследовании принимало участие 18 детей, 2 класса.
Рассмотрим подробно работу на каждом этапе исследования.

1 этап- до применения проблемного обучения, как системы
Диагностика поведения учащихся в проблемной ситуации
Цель данной диагностики – проследить за действиями ученика в условиях проблемной
ситуации: обнаруживает ли учащийся проблему и осознает ли ее, может ли найти путь решения проблемной ситуации. При этом учитывалось самостоятельно ли ребёнок справился с заданием или получил помощь от учителя. Для этого я выбрала 4 проблемные ситуации по разным предметам. Ученику предлагались для решения две проблемные ситуации по порядку. Результат наблюдений отмечала знаком «+» при положительном ответе, знаком «
·» при отрицательном. После разрешения первых двух ситуаций, были предложены ещё две, для более точного отслеживания (с учётом помощи и случайного выхода из проблемной ситуации)
Проблемные ситуации, предложенные детям и их краткая характеристика.
1) С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?
Для данной диагностики была предложена следующая запись:
у, вы, за, при, летел, под, с, до, пере
Одним из вариантов ответов будет - за счет приставок. Затем было предложено образовать новые слова, выделить приставки.
2) Дана запись: 5, 13, 21, . Продолжи ряд чисел.
(Ученик находит закономерность: каждое последующее число больше предыдущего на 8. Значит ряд продолжим таким образом: 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53, )
Результаты данного наблюдения внесены в таблицу (Приложение 1)
После этого были предложены ещё две аналогичные ситуации.
3) ищ, ик, кот, ок, ёнок
С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке, кроме приставок? Для этого можно использовать суффиксы. Образуй новые слова и выдели в них суффикс.
4) Дан числовой ряд: «69, 60, 51, ». Продолжи запись.
(Ученик устанавливает закономерность: каждое следующее число меньше предыдущего на 9. И продолжает запись следующим образом: 69, 60,51, 42,33,24,15,6, )
Результаты данного наблюдения внесены в таблицу (Приложение 2).
Наблюдение Цель наблюдения: выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение произвольного внимания и познавательной активности, а также выяснить эмоциональное отношение к учебе.
Показатели для оценивания:
·  активность (количество заданных вопросов, высказываний, поднятых рук)
·  самостоятельность в выполнении заданий (после пояснения)
·  отвлекаемость (количество любых действий, не связанных с учебой)

Результаты:
Высокий уровень познавательной активности (активное отношение к учебе и развитие познавательной самостоятельности) - 10 баллов.
Ученик задает большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического, все его действия имеют целенаправленный познавательный характер,  ребенок очень редко отвлекается, выполняет самостоятельно задания, желает выполнять трудные задания.
Средний уровень познавательной активности (положительное отношение к учебе) - 5 баллов.
Ученик задает вопросы, направленные на знание только фактического материала и его активность и отвлекаемость примерно в равных количествах, а, получая задания для самостоятельного выполнения ученик нуждается в помощи,
Низкий уровень познавательной активности (отрицательное или нейтральное отношение к учёбе) – 0 баллов
Ученик большую часть урока отвлекается, в малой степени проявляет  активность, или не проявляет вообще. Его вопросы не имеют никакого познавательного характера или вообще не связаны с данный учебным предметом. Самостоятельность в выполнении заданий отсутствует.
В течение двух недель за детьми на уроках осуществлялось наблюдение. Затем была подсчитана активность детей и их отвлекаемость. Результаты внесены в таблицу (Приложение 3) и сделан вывод об уровне отношения детей к учебе. Результаты представлены в диаграмме (Приложение 4)
Анкетирование
Цель анкетирования - выяснить отношение детей к учебе, характер возникающих трудностей, отношение учащихся к этим трудностям.
Анкетирование учащихся проводилось дважды – до применения проблемного обучения и после него, чтобы выяснить какие изменения произошли и характер этих изменений.
Анкета для учеников
Внимательно прочитайте вопросы. Подчеркните нужное.
Задания 4,6 предполагают выбор нескольких вариантов ответов одновременно. Результаты анализа анкет представлены в следующей таблице (Приложение 5)
Результаты исследований до применения проблемного обучения.
Диагностика поведения ученика в решении проблемной ситуации.
После проведения данного исследования выяснилось, что единицы детей замечают проблемную ситуацию, осознают существующую в ней проблему. Найти самостоятельно пути выхода из проблемной ситуации удается не многим, некоторым для этого требуется помощь. Разрешить аналогичную ситуацию смогли лишь несколько учеников.
Наблюдение над познавательной активностью детей
У 3 человек активность превышает отвлекаемость, что может свидетельствовать о высоком уровне познавательной активности. Эти дети очень часто задают большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического.
Эти дети самостоятельно выполняют учебные задачи.
У 10 человек активность и отвлекаемость находятся примерно в равных количествах, что говорит о среднем уровне активности познания. Эти дети интересуются лишь фактическим материалом и пытаются давать высказывания, имеющие целенаправленный характер. В выполнении самостоятельных заданий этим детям необходима помощь.
И у 5 человек отвлекаемость превышает активность, что говорит о низком уровне активности обучения. Эти дети задают очень мало вопросов и часто эти вопросы не имеют целенаправленного познавательного характера, они очень часто отвлекаются. Самостоятельно выполнить задания не могут.
Анализ результатов диагностики показал, что основная масса учащихся – дети со средним уровнем заинтересованности в учебе, эти дети активны на уроке «по заданию учителя», много отвлекаются на посторонние дела во время урока. Количество детей, у которых отвлекаемость превышает активность больше, чем детей с преобладанием активности.
Вывод: в ходе анализа анкет учащихся выяснилось, что большинству детей нравится учиться в школе, но многие из них испытывают трудности в обучении, в основном это трудности, связанные с усвоением нового материала, с невозможностью самостоятельного выполнения сложных заданий, необходима помощь.
Анкетирование учащихся, направленное на выяснение отношения учащихся к учению
Результаты трех исследований до применения проблемного обучения показали, что дети способны видеть и воспринимать проблемные ситуации самостоятельно, но нуждаются в помощи и руководстве по освоению модели поведения в проблемной ситуации (найти проблему, сформулировать ее, искать пути разрешения, выбрать нужный, доказать верность выбора). У учащихся есть сильное желание учиться, постигать новые знания, проявлять самостоятельность, но трудности, встающие на их пути, мешают реализации этих желаний.
. 2 этап- применение технологии проблемного обучения
На этом этапе уроки проводились с применением технологии проблемного обучения в системе. Основой для работы в этом направлении служили задания учебника, в которых авторы предусмотрели специальные методические приёмы. Дети выдвигали гипотезы, спорили, рассуждали, сравнивали своё мнение с мнением других и с тестом учебника.
Проблемный урок строю по следующей структуре:
I. Организационный момент
- вовлечение детей в деятельность
2. Актуализация знаний
- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых для «открытия» нового знания;
- фиксирование затруднения в деятельности
3. Постановка учебной проблемы
- определение затруднения, его место - определение необходимости нового знания
4. «Открытие» учащимися нового знания
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы
5. Первичное закрепление - внешнее оформление новых алгоритмов
- фиксирование уже оформленного знания
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе
- самостоятельное решение типовых заданий;
- самостоятельная проверка своих работ по эталону
7. Повторение
- включение нового материала в систему знаний;
- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала
8. Итог урока
- рефлексия деятельности на уроке;
- самооценка учащимися собственной деятельности
На проблемном уроке создаю все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем провожу обязательное проговаривание алгоритма решения и применяю его нa практике при выполнении самостоятельной работы. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Пользуюсь следующими приемами создания проблемных ситуаций:
·  Подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ этого разрешения;
·  Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
·  Предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций;
·  Побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы
из ситуации, сопоставлять факты.
·  Ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование,
конкретизацию, логику, рассуждения.
·  Определяю проблемные теоретические и практические задания;
·  Ставлю проблемные задачи (например: с недостающими, избыточным или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Моя задача как учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решении. . Обучаясь по данной технологии, у ребят появилась уверенность в своих силах и знаниях. Положительная динамика наблюдается и в развитии уровня мотивации к учению.
3.2. 3 этап- исследование после применения проблемного обучения
3 этап – исследование после применения проблемного обучения. На данном этапе проводились те же самые диагностики, что и на первом: диагностика на основе наблюдения, наблюдение, анкетирование.
Диагностика поведения ученика в решении проблемной ситуации
Для выяснения результатов применения проблемного обучения проводилось повторное исследование. На этом этапе исследования ученикам также предлагалось для разрешения сначала две проблемные ситуации, затем две аналогичных предыдущим проблемные ситуации:
1)Ученику предлагается четверостишие:
Варкалось. Хливкие шорьки
Тырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Задание: Понять, о чем идет речь в этой нелепице очень трудно.
Но найти слова, которые отвечают на известные тебе вопросы, можно.
Назови слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какие? что делали?
(Верный ответ: на вопрос кто? отвечают слова шорьки, зелюки, мюмзики;
что? - нава, мова; какие? - хливкие; что делали? - тырялись, хрюкотали)
2) Можно ли записать одни числа другими числами? Запиши двойку тремя пятерками. Если ребенок не справляется даю подсказку: над данными числами можно совершать арифметические действия. 2 = (5 + 5) : 5
3)Ученику предлагается следующее четверостишие:
Залка бармоделет,
Нысурка веслит,
Гашмочка с жомкою
В куськи к нам шпырлит.
Назови слова, которые отвечают на вопрос «Кто? Что? Что делает?
4) Как записать четверку тремя пятерками?
4 = 5 – (5 : 5)
Результаты были внесены в таблицу (Приложение 6).
Наблюдение над познавательной активностью детей
После систематического применения проблемного обучения проводилось повторное наблюдение за деятельностью учащихся на уроке по тем же параметрам, что и на первом этапе (активность, самостоятельность, отвлекаемость).
Данные наблюдения внесены в таблицу (Приложение 7).
Результаты представлены в следующей диаграмме (Приложение 8)
Повторное анкетирование учащихся, направленное на выяснение отношения учащихся к учению
После применения проблемного обучения проводилось повторное анкетирование. Повторное анкетирование помогло более точно отследить изменения, произошедшие в эмоциональной и познавательной сфере учеников, а также характер этих изменений (Приложение 9)
Вопросы 3,4 предполагали выбор нескольких вариантов ответов одновременно.

Результаты исследований после применения проблемного обучения

Диагностика поведения ученика в проблемной ситуации
Анализируя данные таблицы, можно установить, что после применения проблемного обучения почти все ученики видят в предложенном задании проблему и почти все ее самостоятельно осознают. Самостоятельно находят разрешение проблемной ситуации уже больше половины учеников, а если помощь окажет учитель, то почти все ученики справляются с заданием. Найти выход из аналогичной проблемной ситуации способны почти все ученики.
Наблюдение над познавательной активностью детей
Анализ наблюдения показал следующие результаты:
У 8 учащихся активность превышает отвлекаемость.
У 9 человек активность и отвлекаемость находятся примерно в равных количествах.
И только у 1 ученика отвлекаемость превышает активность
Представлена сводная диаграмма (Приложение 10)
Вывод: По диаграмме прослеживается динамика изменения уровня познавательной активности учащихся до применения проблемного обучения и после применения проблемного обучения.
Анкетирование
Анализ анкет второго этапа показал, что у детей повысился интерес к учебе, новым знаниям, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению заданий.
Результаты всех исследований после применения проблемного обучения позволяют утверждать, что учащиеся сознательно действуют в условиях проблемной ситуации, большинство из них самостоятельно способны найти ее разрешение. Ученики успешно освоили приемы поведения в проблемной ситуации.
После применения проблемного обучения интерес к учебе и учебная активность значительно возросли. Деятельность детей стала более сосредоточенная, более длительное время удерживается внимание учеников во время урока, увеличилась доля самостоятельной деятельности детей.
По итогам сопоставительного анализа результатов исследования, можно утверждать, что использование проблемного обучения делает возможным преодоление всех сложностей в обучении и повышает познавательную активность и самостоятельность в обучении.
III. Анализ эффективности применения проблемного обучения в начальной школе
Анализ результатов диагностики показал, что активность у детей существенно повысилась, а интерес к учебе значительно увеличился. В классе остался всего 1 ребёнок с повышенным уровнем отвлекаемости. Напряжение интеллектуальных сил ученика рождается в столкновении с трудностью в понимании и осмыслении нового факта или понятия и характеризуется наличием проблемной ситуации, высокого познавательного интереса учащихся к теме.  Связь между формированием положительной учебной мотивации и проблемным обучением объясняется тем, что такой способ организации учебного процесса детерминирует процесс активного, творческого мышления учащихся, направленный на овладение общими способами решения проблемных задач.
А также выяснилось, что у детей повысился интерес к учебе, новым знаниям, улучшилось эмоциональное отношение к учению, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению проблемных заданий. Воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся создаёт условия, благоприятствующие активной мыслительной деятельности. А эмоциональность и способы её создания являются неотъемлемым элементом проблемного обучения. Обычно применяемые в школе способы подачи учебного материала приводят к неуправляемому (случайному) формированию у учащихся учебно-познавательных мотивов. Использование же проблемного обучения создает условия для целенаправленного формирования учебно-познавательных мотивов.
Подтвердилось также опытным путем и то, что проблемная ситуация также стимулирует мыслительную деятельность учащихся в процессе учения, помогает обеспечить то деятельное состояние мозга, которое является необходимым условием для образования новых связей, и в этом отношении признается как одно из главных условий возникновения познавательной потребности, так как она помогает учащимся осознать тему урока в учебной деятельности, специально для этого организуемой учителем.
Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, дети испытывают огромное удовольствие, если разрешат проблему самостоятельно, их самооценка растет.

Вывод:
Сравнив результаты исследования можно сделать вывод о том, что проблемное обучение даёт положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности и  на качество их учения, так как повысились уровни познавательного интереса, самостоятельности и активности детей в учении (Приложение 11)
Заключение:
Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, - формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.
Однако эффективное развитие творческого мышления обеспечивает лишь система проблемных ситуаций.
Проведённое исследование показало, что большинство учеников заинтересовано в учебе, но активность и самостоятельность деятельности снижена по причине постоянно возникающих трудностей и невозможности самостоятельно разрешить их.
После применения проблемного обучения, по результатам диагностик, было выявлено, что у учащихся существенно повысилась активность в познавательной деятельности, возросла самостоятельность в поисках решения заданий, появилась внутренняя мотивация к познанию, а также улучшилось эмоциональное отношение к учению.
Результаты исследования позволяют утверждать, что при использовании на уроках системы проблемных ситуаций учащимся доступен более высокий уровень познавательной деятельности, обеспечивает глубину и осознанность усвоения знаний.
Включение школьников в самостоятельную поисковую деятельность помогает им овладеть приёмами самостоятельной работы, дети учатся сравнивать, наблюдать, делать выводы, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, проблемные ситуации создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка, приучают их к умственному напряжению, повышают познавательную сферу ребёнка.
Опыт может быть использован учителями начальных классов, которые заинтересованы в получении и достижении максимальных высот в учебном и воспитательном процессе, так как проблемное обучение является условием развития познавательной сферы младших школьников и следственно ведет к достижению определенных результатов.
Работа трудоёмкая, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.
Но на помощь приходят учебники, так как обучение в моём классе происходит на основе образовательной системы «Планета знаний», которая руководствуется принципами развивающего обучения, что позволяет естественным образом выстраивать технологию проблемного обучения без ограничений.
Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся.
Однако работать по данной технологии учителю надо начинать после основательного ее изучения, когда видны все ее преимущества. Затем следовать цели: «Обучая, не навреди.» И это – главное.
IV. Литература
Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
Брушменский  А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.
Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. М., 2003.
Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности.- М: УМЦ «Школа 2000.».- 2005
Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. – М., 2002; 2006.
Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога и пути ее освоения учителем // Актуальные проблемы развития системы повышения квалификации. Начальное и дошкольное образование: Сб. науч. тр. – М., 2003.
Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100»: Сб.программ. – М., 2004.
Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра // Начальная
школа плюс До и После. – 2005. – № 6.
Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех: Сб. мат. – М., 2006.
Мельникова Е.Л. От теории мышления – к технологии обучения // Психология и школа. – 2008. – № 1.
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. и др. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. - М: УМЦ «Школа 2000.».- 2006
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000»- Москва, «ACADEMIA»- 2007
Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. –М., 2006.
































V. Приложение

Приложение 1
Диагностика поведения учащихся в решении проблемной ситуации
(1 этап)
№п/п
1-я проблемная ситуация
2-я проблемная ситуация

1
-
-

2
-
+

3
+
-

4
-
+

5
+
+

6
+
+

7
+
+

8
+
+

9
+
-

10
-
-

11
-
+

12
-
-

13
+
-

14
+
+

15
-
-

16
+
+

17
+
-

18
-
+







Приложение 2
Диагностика поведения учащихся в решении проблемной ситуации
(1 этап)
№п/п
3-я проблемная ситуация
4-я проблемная ситуация

1
-
-

2
-
+

3
+
-

4
-
+

5
+
+

6
+
+

7
+
+

8
+
+

9
+
-

10
-
-

11
-
+

12
-
-

13
+
-

14
+
+

15
-
-

16
+
+

17
+
-

18
-
+









Приложение 3
Уровень познавательной активности (1 этап)
№п/п
Количество баллов

1
0

2
5

3
5

4
5

5
10

6
10

7
10

8
5

9
0

10
0

11
5

12
0

13
5

14
5

15
0

16
5

17
5

18
5










Приложение 4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]














Приложение 5
Анкетирование учащихся,
направленное на выяснение отношения учащихся к учению (1 этап)
№ п/п
Вопрос
Ответы
Кол-во
ответов

1
Нравится ли тебе учиться в школе?
а) да
б) не всегда
в) нет
г) не знаю
10
6
-
2

2
Трудно ли тебе дается учеба?
а) да
б) иногда
в) нет
г) не знаю
6
8
3
1

3
Возникают ли у тебя трудности в усвоении нового материала?
а) да
б) иногда
в) нет
г) не знаю
9
6
3
-

4
Если трудности возникали, то какие они? (возможен выбор нескольких вариантов)
- трудно сразу понять новую
тему
- трудно самостоятельно
выполнять задания по новой
теме
- в новых темах всегда сложные
задания
- неинтересно изучать новый
материал
- я боюсь трудностей на уроках
9
10
5
-
3

5
Нравится ли тебе преодолевать трудности, искать пути решения сложных задач?
а) да
б) иногда
в) нет
г) не знаю
6
7
4
1

6
Как ты относишься к новым сложным заданиям?
- мне интересно
- я их боюсь
- с неохотой выполняю их
- очень нравится выполнять
сложные задания
- мне требуется помощь в их
выполнении
8
5
2
4
3


Приложение 6
Диагностика поведения учащихся в решении проблемной ситуации
(3 этап)
№п/п
1-я проблемная ситуация
2-я
проблемная ситуация
3-я проблемная ситуация
4-я проблемная ситуация

1
-
+
-
+

2
-
+
+
+

3
-
+
+
+

4
-
-
+
+

5
+
+
+
+

6
+
+
+
+

7
-
+
+
+

8
-
+
+
+

9
-
-
-
+

10
-
+
-
+

11
+
+
+
+

12
-
+
-
+

13
-
+
+
+

14
+
+
+
+

15
-
+
+
+

16
+
+
+
+

17
-
+
-
+

18
-
+
+
+


Приложение 7
Уровень познавательной активности (3 этап)
№п/п
Количество баллов

1
5

2
5

3
10

4
5

5
10

6
10

7
10

8
10

9
5

10
5

11
10

1
0

1
5

14
10

15
5

16
10

17
5

18
5











Приложение 8




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



















Приложение 9.
Анкетирование учащихся,
направленное на выяснение отношения учащихся к учению (3 этап)
№ п/п
Вопрос
Ответы
Кол-во
ответов

1
Нравится ли тебе учиться в школе?
а) да
б) не всегда
в) нет
г) не знаю
15
2
-
1

2
Изменилось ли твое отношение к изучению новых тем?
а) да
б) немного изменилось
в) нет
г) не знаю
12
4
2
-

3
Если изменилось, то как?

· стало интереснее изучать новые темы

· стало сложнее изучать новые темы

· стало интереснее учиться

· захотелось узнать много нового

· исчез интерес к учебе

· захотелось преодолевать трудности на уроках

· захотелось самостоятельно искать пути решения трудных заданий

· я перестал бояться трудностей на уроках
14
7
14
14
2
15
12
14

4
Как ты теперь относишься к новым сложным заданиям?

· мне стало интересно их разбирать

· мне не хочется их выполнять

· мне хочется искать пути решения

· мне хочется самостоятельно искать пути решения заданий

· мне нравится искать разные способы решения заданий
14
15
13
14
12




Приложение 10

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




















































13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14615




Заголовок 115