Статья Эколого – психологические тренинги в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Данные схемы необходимы студентам для планирования работы по экологическому образованию дошкольников в период прохождения производственной практики в ДОО в рамках реализации содержания МДК.03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников.




Схема конспекта образовательной деятельности
по экологическому образованию дошкольников

А. Название.
Б. Программное содержание (перечисляются в определённой педагогом последовательности чётко сформулированные образовательные, развивающие, воспитательные, речевые задачи, словарная и индивидуальная работа).
В. Подготовка воспитателя (Оборудование - наглядный материал, учебное пособия и т.д.).
Г.Предшествующая работа
Д.Организационный момент
Е. Ход занятия: начало, основные части (или часть)
Ж Итог.
Особенности полного, развёрнутого конспекта занятия:
Отражается деятельность педагога, направленная на экологическое развитие детей.
Пишется конспект от первого лица (педагога).
В конспекте занятия превалирует прямая речь.
В скобках обычно проставляется:
а) предполагаемые ответы детей (там, где это необходимо, особенно в том случае, когда следующий вопрос или задание вытекает из ответа ребёнка) и их действия;
б) действия педагога;
в) пояснения для читающего конспект, например: «Как это называется? (Спрашиваю детей, демонстрируя модель животного.)». «Назовите признаки осени» (Вызываю 3-4 детей.)».
5. Текст конспекта максимально приближен к разговорной речи и состоит из коротких фраз, какими обычно пользуются педагоги в работе с детьми дошкольного возраста.
Тщательно составленный, полный, развёрнутый конспект занятия даёт возможность:
- ярко представить ситуацию занятия с детьми;
- мысленно пережить её во всех деталях и подробностях;
- своевременно внести необходимые коррективы;
- легко и неоднократно воспроизводить задуманное в реальных условиях педагогической работы с детьми.
Схема плана кратковременного наблюдения за явлениями и объектами природы
с детьми дошкольного возраста

Название наблюдения
Цель (образовательные, развивающие, воспитательные задачи, словарная работа)
Оборудование
Методические приемы:
а). Вопросы к детям: 3 - 4 основных вопроса во 2 младшей и средней группах,
5 - 6 основных вопросов в старших группах.
б). Дополнительные приемы: художественное слово, игра, близкая по содержанию,
опыты, продуктивная деятельность, пение песенки, трудовые действия и т.д.
Итог.


































Современные образовательные технологии в экологическом образовании.
Эколого – психологические тренинги в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста.


 Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
В настоящее время появилось много новых методов и приемов формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Экологический тренинг особый метод получения знаний о природе, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента. Это специально созданная благоприятная среда, где каждый может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Помощь и внимание окружающих помогают быстрее понять, какие личностные качества необходимы и какие профессиональные навыки надо развить. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт. Это особо актуально и для детей дошкольного возраста.
Существует много определений тренинга.
В 1991 году Комиссия по трудовым ресурсам Великобритании (Manpower Services Commission, MSC) предложила следующее рабочее определение: «Тренинг это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности. Цель тренинга в рабочей ситуации состоит в том, чтобы развивать способности личности и удовлетворять текущие и будущие потребности организации» (Wilson, 1999: 4).(Кеннет Фи, Технологии обучения менеджеров. Где, когда и как их использовать, М., «Добрая книга», 2006 г., с. 34.)
Л. А. Петровская (1982 г.): «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения». Ю. Н. Емельянов (1985 г.): «...Термин "тренинг" в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением». А. П. Ситников (1996 г.): «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделирования различных игровых ситуаций...» А. С. Прутченков (2001 г.): «Слово "тренинг" не означает ничего другого, кроме хорошо известного нам понятия "тренировка"». Вачков И.В., Дерябо С.Д., Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе, СПб, «Речь», 2004 г., с. 69. «Что же такое тренинг и что на нем происходит?
Тренингособый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента. Это специально созданная благоприятная среда, где каждый может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Помощь и внимание окружающих помогают быстрее понять, какие личностные качества необходимы и какие профессиональные навыки надо развить. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт. В реальной ситуации эксперименты могут привести к нежелательным последствиям. На стадии урока любой навык или качество моделируются на конкретных шагах и немедленно анализируются и проверяются в учебной обстановке, максимально приближенной к действительности. Так, на тренинге можно научиться гибкости, общению, принятию позиции другого, что очень полезно в жизни и творческой работе». (Гладышев С., Как вести себя на тренинге?, журнал "Обучение & карьера", 2005г.,N35,с.70.) «Тренинг - любая спланированная последовательность действий, предназначенная и направленная на то, чтобы помочь индивиду или группе людей научиться эффективно выполнять работу или задание. ( Л. Рай, Развитие навыков тренинга, СПб, «Питер», 2003 г., с. 8). «ТРЕНИНГ ЭТО МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ. Термин «тренинг» (от англ.  train, training) в русском языке имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка, дрессировка. Между тем точного эквивалента в русском языке нет. Существуют различные определения тренинга как метода обучения взрослых. Например, тренинг способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своим поведением и деятельностью. Или тренинг метод создания новых функциональных образований (либо развития уже существующих), управляющих поведением. Большинство профессионалов руководствуются в своей работе определением тренинга, предложенным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: тренинг многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека и группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека (С. И.Макшанов, Кобзева В.В., Баранова Г.В., Руководителю об обучении персонала: дизайн посттренинга, М., «Добрая книга», 2006 г., с. 70). «Итак, тренинговый метод это способ организации движения (активности) участников в пространстве и времени тренинга с целью осуществления изменений в их жизни и в них самих». (Вачков И.В., Дерябо С.Д., Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе, СПб, «Речь», 2004 г., с. 184).
«Тренинг форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Является одним из важнейших методов в системе профессиональной подготовки учителя». (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., Словарь по педагогике, М., ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, «МарТ», 2005 г., с. 357). «Что такое «групповой» тренинг? В определении группового тренинга нет ничего неожиданного. Групповой тренинг это любой процесс приобретения знаний, умений или поведенческих навыков, в котором участвуют более двух человек». (Д. Ли, Практика группового тренинга, СПб, «Питер», 2002 г., с. 12). «В исключительно популярном в последнее время в практической психологии методе тренинге особенно явственно присутствуют элементы игровой психотерапии. Психологический тренинг в целом, безусловно, можно отнести к игровому моделированию, а многие его модификации к игровой психотерапии. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], первым использовавший тренинговые группы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), считал, что воздействия других людей на человека (упоминавшиеся «горизонтальные связи») наиболее эффективный путь изменения его направленности и поведения. Следовательно, общение людей даже в искусственно созданных группах должно способствовать росту их коммуникативной компетентности, совершенствованию межличностного поведения, повышению эффективности управленческой деятельности и даже оптимизации мотивационной сферы и росту личности. Особую ценность тренингу и близким к нему формам общения в искусственных группах (например, в «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]») придает возможность посмотреть на себя со стороны. Либо с помощью специальной аппаратуры (аудио, видео), либо через сообщения других участников сеанса. Таким путем можно проверить надежность работы механизма индивидуальной социальной рефлексии, т. е. выявить адекватность своего представления о собственном образе в глазах других» (Никандров В.В., Экспериментальная психология, СПб, «Речь», 2003 г., с. 416-417).
«Тренинг это процесс, посредством которого некто учится новому умению или аспекту знания. В результате индивидуум овладевает инструментами для выполнения определенной работы, вследствие чего переходит от осознанного незнания к осознанной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В конце сессии тренинга ученик может научиться выполнять соответствующую работу, но его деятельность после этого не обязательно соответствует требуемому стандарту. Тренинг может. быть формальным (например, обучающие курсы) и неформальным (например, инструктаж без отрыва от производства). Подлинное обучение не происходит до тех пор, пока ученик не перенесет знание из обстановки тренинга в «реальный мир» и не осуществит устойчивое изменение своего поведения».  (С. Торп, Дж. Клиффорд, Коучинг: руководство для тренера и менеджера, СПб, «Питер», 2004 г., с. 18). «Виктор Каган описывает тренинг как совершенно особую форму обучения, опирающуюся не на декларативное, а на реальное знание и дающую возможность пережить на собственном опыте то, о чем лекция говорит вообще. Он отмечает, что «декларативное знание о вреде пьянства или курения, соблюдении десяти заповедей и т. п. мало что способно изменить в этом мире в жизни людей. Его логически завершенная форма эрудиция, которую Амбруаз Паре едко назвал «пылью, вытряхнутой из книг в пустой череп» (Каган В. Е., Психотерапия для всех и для каждого, М., «ЭКСМО-Пресс», 1998 г.). Реальное знание может ничего не знать о десяти заповедях, но руководит поведением человека в точном соответствии им. Реальное знание это «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» собственного опыта, а не информации. На наш взгляд, именно понятие «опыт» является общим и ключевым для понимания [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Можно сказать, что групповой психологический тренинг является методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия». (Евтихов О.В., Практика психологического тренинга, СПб, «Речь», 2005 г., с. 16-17). «Тренинг (от англ. train  тренироваться) в самом общем значении рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений. Как один из инструментов психолога он может применяться в индивидуальной и групповой работе. Но наибольшую популярность этот способ воздействия приобрел в работе с группой» (Пахальян В.Э., Групповой психологический тренинг, СПб, «Питер», 2006 г., с.15). «В 1970-е гг. в ГДР под руководством М. Форверга был разработан метод, названный им [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. С таким названием тренинг появился и у нас в стране.  Тренинги в нашей стране начались с тренинга общения. Тренинг общения является базовой программой практически для любого другого тренинга. Когда были разработаны другие программы (тренинг уверенности в себе, тренинг переговоров, тренинг продаж, тренинг формирования команды, тренинг бесконфликтного поведения и другие), в основу этих программ лег социально-психологический тренинг. Поэтому название СПТ часто используется и для обозначения других тренинговых программ, построенных на принципах СПТ.  Если обратиться к «Большому толковому психологическому словарю», составленному Артуром Ребером, мы увидим такое определение тренинга: «Тренинг вообще любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности». Это очень широкое определение, которое охватывает любое обучение, в том числе и не только человека. Главная мысль этого определения заключается в том, что тренинг это тренировка, наработка навыков и умений. Другое определение тренинга дал Ю. Н. Емельянов: «Тренинг это группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением» (1985, с. 89). И. В. Вачков предлагает такое рабочее определение тренинга: «Совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития». В «Психологическом словаре» (1990) социально-психологический тренинг (далее СПТ) определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении». ( Пузиков В.Г., Технологии ведения тренинга, СПб, «Речь», 2005 г., с. 11-12
"ТРЕНИНГ - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование способностей и установок, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности".  (Саруханов В. А., Словарь телевидения, или Что бы это значило?.., часть 2, СПб, "Всемирное слово", 2005 г., с. 178).

В процессе формирования представлений о природе у детей имеют место разные виды деятельности: сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых; практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг); детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе и другие.
Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.
Эффективность экологического воспитания в ДОУ обеспечивает разнообразие методов и приемов, форм в работе с детьми. Тренинг – одна из новых форм работы с детьми по экологическому воспитанию.
 Тренинги бывают разные. И темы обсуждаются всякие.  И формы предлагаются  неожиданные. Тренинг давно стал ведущим форматом в работе педагогов - «дошкольников». Но эколого – психологический тренинг, о котором идет речь,  особенно интересен.
Что такое эколого-психологический тренинг?
    Эколого-психологический тренинг помогает решить следующие задачи:
формирование, развитие экологических установок у детей (например, нет «вредных» и «полезных» насекомых), преодоление прагматического отношения к природным объектам;
коррекция целей взаимодействия ребенка с природой  (например, дерево ценно не потому, что из него можно что-то сделать, а само по себе);
обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой (например, не кричу в лесу, потому что это чужой дом);
развитие восприятия ребенка при контакте с природой (например, обследуя ракушки, воздействуем на все сенсорные анализаторы ребенка; трогаем, смотрим, нюхаем, слушаем, взвешиваем);
расширение индивидуального экологического пространства ребенка (например, живые не только я, и мама, папа, но и подорожник, жужелица, сорока).
Особенности занятий:
группа детей должна быть не более 12 человек;
проведение занятия не требует специальных знаний у детей;
в группе могут присутствовать дети разного возраста;
занятия можно использовать в работе с семьями;
все упражнения взрослый выполняет вместе с детьми;
занятия продолжительностью 25-30 минут проводятся 1-2 раза в неделю.
  Кто может участвовать в тренинге?
       В тренингах могут участвовать дети разного возраста, даже двухлетние малыши, особенно в разновозрастных группах. Хорошо, если в работу включаются младшие воспитатели, педагоги, заведующая, родители, братья и сестры воспитанников. Занятие может быть организовано только для родителей, двух-четырех семей сразу, а также для коллектива ДОУ.
  Где можно проводить тренинг?
      Лучше всего – в экологической комнате, цветочной галерее или в зимнем саду. Вполне подойдет и природный уголок группы, лес, парк, фруктовый сад.  Взрослому нужно быть готовым к тому, что на улице много отвлекающих факторов. Поэтому одни части тренинга можно проводить на воздухе, другие – в помещении.
Примеры тренингов (Л.Мартынова, преподаватель МОИПК, г. Минск).
 МЫ  -  ГУСЕНИЦЫ.
Для этого упражнения необходимо приготовить:
детские гольфы разных цветов (по одному на каждого участника);
питьевую воду в стаканах или блюдцах;
кусочки капусты на подносе;
небольшие покрывала или полотенца.
Каждый участник, надев гольф на руку, «превращается в гусеницу», которые знакомятся друг с другом: «Я зеленая гусеница. Я желтая гусеница. Я полосатая гусеница. Я пестрая» (в зависимости от цвета гольфа). Воспитатель сопровождает игру комментариями, при этом он сам выполняет различные действия: «Гусеницы сидят на дереве, ползают по веткам, едят листья, они очень вкусные (участники игры пытаются съесть капустные листья без помощи рук). А вот капли воды на ветках, их можно пить, очень вкусно! (дети должны выпить воду из блюдец без помощи рук). Хорошо дышать гусеницам свежим воздухом.  Но вот спустилась ночь, нужно найти дом для ночлега. Забрались гусеницы на листья и заснули, (дети прячутся под покрывалами по 2-3 человека).  Пришло утро и наши гусеницы проснулись. Приятно погреться на солнце. Наконец, наступает пора превращаться в бабочку. Гусеница делает кокон-домик (дети заворачиваются в покрывала), спит, а через некоторое время кокон раскрывается,  и появляется бабочка. Бабочка улетает».
   В конце занятия можно сделать на одежде значки гусениц из колючек репейника.
    ЖУК ВВЕРХ НОГАМИ.
     Для этой игры необходимо приготовить изображение жуков размером 1-2 см. (впоследствии их размер можно уменьшить, усложняя таким образом задания) ; картонные круги, овалы, на одной стороне которых нарисованы разные жуки (возможный вариант – гусеницы).
     Воспитатель раскладывает «перевернутых» жуков по всей группе. Затем предлагает детям превратиться в различных насекомых и поползать: «Вдруг жуки упали на спину, дергают ножками, брыкаются (дети, лежа на спине, имитируют движения), хотят перевернуться, но никак не могут. Как же плохо лежать вверх ногами – неудобно, страшно! Неужели они так и будут мучиться?  Я помогу им.  Возьму листок  бумаги или листок дерева, лежащий на земле, и переверну насекомых, пусть бегут своей дорогой (воспитатель берет листок и помогает  воспитанникам перевернуться).  Как обрадовались жуки помощи! Побежали по траве к своим детям, к маме, папе. Молодцы, ребята, превращайтесь обратно в людей! Посмотрите перед вами лежат перевернутые жуки (картонные).  Поищите их по всей комнате,  помогите им  перевернуться, а затем отнесите в «траву, кусты» (например, на  подоконник,  где стоят комнатные цветы, или на  зеленый лист бумаги – «поляну».)
ЛЮДИ И  БОЖЬИ  КОРОВКИ.
      Воспитатель и дети  разрисовывают заранее приготовленные эмблемы с контурным изображением божьих коровок,  закрепляют их на своей одежде. Взрослый предлагает поиграть в игру «Привет, божья коровка!» Все обнимаются друг с другом,  «шевелят» усиками (пальцами, приставленными ко лбу) и говорят «Привет, божья коровка Лариса! Привет божья коровка Саша!» Дети делятся на две команды, например: девочки и мальчики.  Воспитатель руководит игрой, давая задания, и сам демонстрирует игровые действия: «Сейчас божьи коровки – девочки присядут на куст (ковер, траву) , а божьи коровки-мальчики  превратятся в людей. Божьи коровки-девочки ползают по веткам, едят тлю, пьют росу с листьев, греются на солнце, наслаждаются свежим воздухом. Вот проехала машина, оставив после себя выхлопные газы. Божьим коровкам стало трудно дышать, и они вновь почувствовали себя хорошо!  Всем захотелось спать: заползли под листочки (под покрывала, большие платки), поспим, отдохнем.  А вот гуляют люди-мальчики. Вдруг они заметили на ветках куста божьих коровок, подошли к ним поближе. А божьи коровки-девочки испугались: «Кто это такой большой к нам приближается? Страшно!  Это люди». А люди говорят:  «Не бойтесь, божьи коровки, мы вас не тронем, только посмотрим, какие вы , и пойдем по своим делам, а вы занимайтесь своими!» (пусть дети повторяют эти слова) И люди ушли, а жуки почувствовали себя весело и спокойно. А теперь девочки превращаются в людей, а мальчики - в божьих коровок  (игра повторяется со сменой ролей). Можно провести аналогичную игру «Люди и дождевые черви», «Люди и воробьи».
  «ПРИРОДНЫЕ»  ЧЕЛОВЕЧКИ.
    Понадобится разнообразный природный материал:
семена, , но чтобы это сделать, он должен развить и улучшить себя. плоды, камни, палочки, сучки, листья и т п.;
небольшие банки или коробки (для каждого участника);
кусочки пластилина.
Воспитатель предлагает детям выложить на полу или на стене человечка из любого природного материала.  Его части тела можно соединить при помощи пластилина.  Вариант задания: использовать только один вид плодов. (получается Каштановый человечек, Тыквенный, Арбузный) . Далее педагог спрашивает:  «А как зовут человечков? Сообщите им ваше имя. Что бы вы сделали, если бы превратились в такое маленькое существо?  Как вы думаете, что ему нравится? (не нравится) в людях?  Попробуйте дать жизнь Травяному человечку, человечку из коры, Песочному, Каменному человечку».
      Пусть дети поселят человечка в любое место природного или животного уголка, в ландшафтном садике.

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы. Выработать экологически грамотное поведение
у детей помогут тренинги, так как это одна из форм познавательной, образовательной и игровой деятельности одновременно.

     






2


3 1,5


2



15