ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Секция 4 «Развивающее дошкольное и начальное общее образование как стратегия подготовки компетентного выпускника»
Глуховская Юлия Валериевна
Ош № 80
Учитель начальных классов
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2015
Аннотация
В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально – биологических, либо биосоциальных закономерностей.
 Воспитание и развитие мальчиков настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. К сожалению, каждый из нас живет в одном мире и нам не дано попасть в мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир мыслей, понятий, отношений и негласных правил. И поэтому нам иногда кажется, что второго мира нет, нет другого образца поведения, кроме нашего собственного. Но если нам не дано пожить в другом мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим помочь маленькому человеку раскрыть свои уникальные возможности, данные ему своим полом, если хотим воспитать мужчину и женщину, а не бесполых существ.
Ключевые слова: гендер, гендерное воспитание, социализация.
Изучение гендерных особенностей, т.е. особенностей пола и его роли в воспитании детей младшего школьного возраста в настоящее время является одной из значимых социально-педагогических задач. Актуальность связана с тем, что к началу школьной жизни дети уже сознательно усваивают нормы поведения, права и обязанности. Дети стремятся к самоутверждению в ходе осуществления ролевого поведения, поэтому именно в начальной школе нужно формировать представления о социальных ролях. 
Сейчас стираются грани между ролями мужчин и женщин, так как детей воспитывают, в общей сложности, на основе правила «все равны». Такое четкое разделение ролей уступило место такому явлению как адрогиния – совмещение в индивиде маскулинных и фемининных черт, т.е. женских и мужских особенностей.
Выходом из этой ситуации может послужить гендерное воспитание. В школах необходимо осуществлять именно поло-ролевое воспитание, а не просто общее воспитание детей. Его суть – в овладении культурой, адекватной модели поведения, в правильном понимании роли мужчин и женщин в обществе. В школу приходят дети уже со свойственными им психологическими особенностями (особенности мышления, речи, восприятия и т.д.) и также разные по своему биологическому возрасту, с разным характером. В то время как школа готовится к приему всех детей, а не к приему отдельно мальчиков и девочек, т. е. в современных школах все усреднено. Школа реализует приемы и методы обучения и воспитания на всех детях, не учитывая гендерные особенности. Однако, многие ученые говорят о влиянии половой принадлежности ребенка на процесс воспитания, и считают, что пол – это основной фактор успешности процесса воспитания. И учителя чувствуют разницу и стараются действовать по-разному по отношению к мальчикам и девочкам. Важно формировать и укреплять понимание у детей их уникальности и как индивидуальности, и как представителя женского/мужского пола, права на нравственную, интеллектуальную и творческую свободу.[1, 35-36]
Младший школьный возраст — это период от 7 до 10-11 лет. В 6-7 лет ребенок попадает в новую среду, т.е в новую социальную ситуацию развития.У младшего школьника социальная ситуация характеризуется освоением нового пространства (школа), сменой распорядка дня, вхождением в новый коллектив сверстников, меняется стиль отношений (появляется учитель, который требует соблюдения некоторых норм), формирование нового отношения к ребенку в семье, как к ученику. Такая ситуация ужесточает условия жизни ребенка. (В.С. Мухина)
 В этих условиях у ребенка происходит социализация. «Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ему активно и компетентно участвовать в жизни общества.» [5,с. 355-366]
 Социализация проходит у мальчиков и девочек по-разному. У девочек лучше получается выражать свои внутренние переживания и происходящее в окружающем мире, поэтому, как правило, у девочек меньше коммуникативных трудностей. На мальчиков же со стороны общества идет большее давление, в силу стереотипов, сложившихся в обществе. Также пример мужской социальной роли в некотором плане отдалён от детей. Так как дети приобретают навыки и знания с помощью подражания, то в семье дети видят, в основном, что только мама выполняет работу по дому, и не имеют возможности наблюдать общественные и профессиональные функции отца. Поэтому дети не видят проявления традиционных мужских качеств, принятых в обществе. Имеет место и такое явление как феминизация, т.к. сейчас происходит увеличение числа неполных семей.
 Система образования по большей части подходит девочкам, т.к. она требует усидчивости, дисциплины и прилежания, что противоречит мужской природе. Об этом свидетельствуют исследования, в результате которых выяснилось, что в обычной жизни нет возможности выражать маскулинные черты и поэтому у мальчиков чаще встречается девиантное поведение. Проблема социализации девочек состоит в том, что современная и традиционная роль женщин в обществе не совпадает. И традиционная роль женщины не очень привлекательна (женщина ниже мужчины по социальному статусу, у нее меньше возможностей для самореализации), и результаты зарубежных исследований говорят о том, что старшем школьном возрасте число девочек, которые выбирают мужские роли в играх большее, чем число мальчиков, выбирающих женские роли.
 Существуют различия в готовности мальчиков и девочек к школе. Исследования свидетельствуют о том, что девочки подготовлены лучше, т.к. девочки лучше развита способность к общению, лучше сформирована произвольность общения и поведения, у них больший объем пространственно-зрительной памяти, более высокий уровень работоспособности, лучшее понимание учебной задачи. Также девочки уже знают, что такое учебная деятельность и разграничивают ее и игровую деятельность. А вот мальчики ходят в школу не только, чтобы учится, но и играть.
 Девочки лучше запоминают расположение вещей, мелкие детали, лучше противоположного пола сосредоточиваются в непривычной обстановке (например, в шумном месте), могут делать несколько дел одновременно, у женского пола лучше выносливость.
 Мальчики, как правило, лучше разбираются в математике, лучше справляются с заданиями на внимание, память. У мужского пола лучше развито трехмерное мышление, т.е. мальчики могут представить, например, нарисованную геометрическую фигуру в объеме, могут вращать ее в разном направлении. Такое мышление как правило сформировано у мальчиков уже к 7 годам.
 
У Девочек обычно выше успеваемость (в совместной школе), и различия в отметках незначительные, у мальчиков же разброс в отметках может составлять 3 балла. Среди девочек много отличниц и Л. Волынская говорит о том, что интеллектуально сильные девочки носят ярлык психической ненормальности: у них низкая самооценка, плохо осознаваемое недоверие к себе, поэтому они и отличницы, чтобы скрыть это обстоятельство и быть выше в своих глазах и окружающих. Девочки отличницы таковые есть, потому что стараются быть прилежными и послушными, как им говорят, а это качества, которые ведут к пассивности и безынициативности, из-за этого могут возникать проблемы в общении с противоположным полом.
 Д. Хартли изучал отношение школьников к поведению своих сверстников. В итоге выяснилось, что мальчики оценивают поведение других только в положительных тонах, а свое – и в положительных и отрицательных. Девочки же свое поведение оценивают как положительное, а поведение мальчиков как отрицательное. [1, с. 154]
Обучение, как бы оно не считалось общим, все равно рассчитано по большей части на девочек, так как среди воспитателей в детском саду, учителей в школах мужчин очень мало, в основном это женщины. Они лучше чувствуют, что необходимо девочкам, поэтому основное внимание приходится именно на женский пол.
 В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман в своей книге «Мальчики и девочки – два разных мира» говорят о том, что у девочек и мальчиков разное время вхождения в урок, у девочки быстро повышается уровень работоспособности, у мальчика позже, но учителя, ориентируясь по девочкам на пик работоспособности дают основной объем новой информации, в этот момент мальчики еще раскачиваются. Когда новый материал изучен работоспособность девочек снижается, а у мальчиков повышается, но основная часть урока уже прошла. Поэтому важно обращать внимание на время подачи информации, на состояние всех учеников в классе.[3, c.24]
Согласно исследованиям специалистов, ответы на вопросы у девочек более однообразны, чем у мальчиков. Мальчики проявляют большую индивидуальность и нестандартность в мыслях. Женщинам легче решать задачи шаблонные, т. е. можно показать девочкам решение задачи, и она дальше будет следовать по этому принципу. Мальчикам же лучше помогать самим дойти до ответа в задаче, тогда он лучше поймет смысл и цель задачи. Исследователи считают, что мужской пол превосходит женский в пространственных умениях, например, в геометрии, решая задачи мальчики мысленно поворачивают геометрические фигуры, когда как девочкам понятнее обозначать фигуру буквами и работать с ними. Из этого следует, что у мужчин более развито пространственные умения (развивается к 6 годам). Вообще, если говорить о математическом мышлении, то нельзя сказать, у кого оно лучше, у мальчиков или у девочек, потому что оно разное. Девушкам в основном присуща логическая непрерывность, соблюдение шаблонов и также правильное оформление, тогда как у юношей наблюдается большая неструктурность и небрежность, но им присуще не типовые алгоритмы решения, а изобретение своих. И поэтому, когда учитель – женщина объясняет материал в последовательности, это ближе девочкам, и поэтому с начала девочки лучше понимают урок. [4, c. 46]
 В книге «Мальчики и девочки – два разных мира» также говорится о выживаемости женского организма, это объясняется тем, что в ситуациях, которые оказывают эмоциональное воздействие, повышается тонус коры головного мозга и активность, и мозг как бы готов ответить на любое воздействие внешнего мира. Мозг мальчика проходит эмоциональный пик, а затем он переключается на другую деятельность, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. [3, с.18]
Таким образом, гендерные различия присутствуют в процессе социализации, в степени готовности детей к школе, успеваемости и в отношении школьников к своим сверстникам.
Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.
Учителя начальных классов должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков, но им трудно понять эту сторону жизни мальчика — они-то сами другие. Вот и получается, что педагог долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от нее, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, т. к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если вся ваша речь сводится к двум словам: “ты плохой”, — то чего вы ждете от мальчика? Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно — чем же вы недовольны.
Мальчик и девочка — это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать — зависит только от нас с вами.[3, c. 54]
Итак, что же такое «гендерное воспитание»? Это транслирование знания о важности следования традиционной гендерной роли, из которой проистекает жизненное самоопределение, а также создание условий для принятия и усвоения этого знания, то есть формирования «правильной» гендерной идентичности. Будущее учащихся видится в первую очередь в создании семьи и рождении детей. Элементы либерализации, имеющиеся в изданиях, скорее носят характер формального, декларативного принятия неких норм, например, «гендерного равенства». Но содержательно эта норма никоим образом не воспринимается как вариант критики и изменения сложившейся гендерной системы и порядка в обществе.
Литература:
Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов /В.С. Агеев// Вопросы психологии. – 1987.-№2.- с. 152-157.
Гендерный подход в педагогике и образовании // Штылева, Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: ПЕР СЭ, 2008. С. 165-188.
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 1998.
Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек // Педагогика. - №10. – 2001. – С. 30-35
Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков ; под ред. П. И. Пидкасистого. - Москва: Сфера, 2004. - 439 с.