роль детской литературы в формировании нравственных ценностей учащихся начальной школы.

А.Г.КАЧЕЕВА

ГОРОД БАРНАУЛ МБОУ «СОШ№59»

РОЛЬ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д.Дидро
Проблема сохранения интереса к книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания. Аудио-видео техника, работа с компьютером ослабила интерес к чтению книг, желание работать с книгой. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня : у детей низкий уровень развития речи, воображения , мышления , коммуникативных и познавательных способностей .Отсутствие чтения книг о добре и зле, совести и чести , о достоинстве замедляет процесс формирования нравственных ценностей у младшего школьника.
Поэтому проблема нравственного воспитания через художественную литературу сегодня стоит очень остро.
Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства младшими школьниками. Именно в начальной школе определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто - нет. На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги. Лучшими изданиями признаны сборники "Русские сказки", "Жили-были". Из изданий фольклора : русские народные сказки , потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.
Нельзя  пройти мимо издания сборника "Аленушкины сказки" в который вошли сказки многих детских писателей. Интересен по содержанию сборник переводных сказок в картинках "Крошка Енот и другие", куда вошли сказки итальянских, английских, норвежских, французских, польских и иных писателей для детей младшего школьного возраста. Самые большие возможности в воспитании у детей  положительных эмоций - у сказок.
          В каждой сказке положена граница между добром и злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе, и всегда побеждает добро. Идея победы добра над злом вынашивалась, рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому, что пронизана надеждой человечества в торжество добрых начал. А вера в это подкреплено временем. Потому так сильно воздействие  сказки на внутренний мир ребёнка.
Через сказки идет воспитание у детей доброты, послушания, переживания за судьбы героев.
             Большое воспитательное влияние оказывают сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке».Ребята говорят о своем отношении к сварливой старухе,объясняют почему так поступила золотая рыбка.
            Уничтожать и побеждать самое страшное зло нравиться маленьким детям и это безоговорочно убеждает их в превосходстве добра.  Дети предпочитают сказочную ситуацию «обычным» потому, что сказочный мир им ближе и понятнее. Любовь к сказкам и счастливая способность верить в сказку  даёт нам, взрослым,  возможность сеять в душах детей «вечное», «доброе».
Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Первоклассники, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребенка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу.
Тексты для чтения посвящены воспитанию в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. Рассказы подобраны таким образом, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы.
Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Из поэтических произведений целесообразно знакомство прежде всего произведения классиков детской литературы. Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.  Среди рассказов русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы "Для детей") и Л. Толстого ("Для детей" и "Азбука"). Очень любимы детьми рассказы Н. Носова, изданные в отдельных сборниках "Живая шляпа" , "Бобик в гостях у Барбоса" . Среди лучших книг о живой природе следует назвать "Большие и маленькие" Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова. Великим мастером рассказов о природе был В.Бианки. В каждом из его произведений много нового для ребят. Это такие произведения как «Лесные домишки», «Аришка–трусишка», «Купание медвежат» . Все эти рассказы и сказки полны не только  сведениями о природе, но и добротой, ненавязчивой поучительностью.
          Много «ценного» материала о природе и о добром отношении к ней можно взять из произведений Н.Сладкова, Г.Скребицкого, Н.Дурова, Г.Снегирева. Большой раздел детского чтения посвящен воспитанию в детях любви ко всему живому. При подборе рассказов данного раздела ставится задача привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Ребенок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей.
Детям также будут интересны некоторые журналы. Детей порадует любой из следующих журналов: "Воробушек", "Колокольчик", "Веселые картинки".
Художественная литература служит могучим  , действенным средством умственного , нравственного и эстетического воспитания детей , оказывает на них большое влияние. Перед педагогом стоит важная задача –каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства , раскрыть его замысел , заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному :чувствам , поступкам , лирическим переживанием героев.
Умение правильно воспринимать литературное произведение , осознавать наряду с содержанием элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой :его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства.
Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий учитель находит путь к сердцу ребенка».
            Ребенку необходим прямой и яркий пример для подражания,  нужна книга, в которой говорится, как нужно поступать. Это произведения А. Барто  «Вовка – добрая душа», В.Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо»   ,  А.Гайдара  «Сказка о военной тайне» ,   В. Тайца, В.Осеевой «Волшебное слово», В.Носова «На горке» .
         Книги о труде взрослых побуждают у детей любопытство, интерес, уважение, желание помочь, быть похожими. Очень ценны для воспитания этих нравственных качеств у детей книги Маршака  «Как печаталась ваша книга».
Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.
Огромное значение имеет характер бесед. Они не должны быть назидательными, сугубо нравоучительными, подводить детей к готовым выводам. Нужно, чтобы дети больше размышляли сами.
Важную роль играет эмоциональный настрой самого учителя. Голосом, интонацией, мимикой важно показать ученикам свое отношение к положительным и отрицательным персонажам, донести до них лирические, комические и драматические ситуации произведения. Эмоциональные реакции учителя передаются детям, способствуют формированию у школьников определенного отношения к прочитанному.
Надо стремиться к тонкому пониманию учащимися поведения литературных героев, не только их поступков, но и чувств, переживаний, а также причин, лежащих в основе их поведения. Анализ причин позволяет подвести ребенка к более глубокому пониманию психологии героев, избежать грубой прямолинейности его суждений и оценок.
Нередко дети оценивают поступок на основе лишь внешних фактов. Они ограничиваются чаще всего словами “поступил хорошо” или “поступил плохо”. Помочь детям выразить мысль более точно и определенно – значит помочь им осознать нравственную сторону поступков и чувств литературного героя.
Огромная роль в формировании нравственных ценностей у учащихся начальной школе отводится в работе с родителями. Учитель на родительских собраниях должен говорить о роли книге в развитии ребенка , рекомендовать список книг для чтения. На родительских собраниях я даю родителям список книг , которые дети должны обязательно прочесть. Говорю , о том, что родители обязаны следить за тем, что читают их дети и постоянно обсуждать прочитанное.Для этого у нас заведены читательские дневники , где ребята отражают какие книги они читали, а родители обязательно расписываются , что книга была прочитана .Мы с детьми постоянно посещаем библиотеки нашего города, являемся читателями библиотеки №20.На каникулах часто посещаем библиотеку вместе с родителями.
В трудах философов разного времени находим отзывы о формировании нравственных качеств личности ,через чтение книг. Ильин И.А.резко выступает против теории Л. Толстого о
непротивлении злу насилием. Рассмотрев понятия добра и
зла с философской точки зрения, Ильин приходит к выводу,
что принуждение и сила при сопротивлении злу допустимы в
определенных пределах и при определенных обстоятельствах.
Выбор пути борьбы со злом для каждого представляет
нравственную проблему долга личности. Человек сам
должен решить, как ему поступить. Конечно, бывают конкретные ситуации, когда для нравственного здоровья и личности, общества лучше противостоять злу и любовью и добром , не отвечая на удар ударом , но бывают и другие ситуации, когда в личности нужно прибегнуть к принуждению . Философский ответ на
поставленный вопрос состоит в том, что в зависимости от
конкретной ситуации должен быть разный ответ на нее.
Конечно, Ильин И.А. прекрасно понимал и писал об этом,
что борьба со злом - это прежде всего нравственное
воспитание, духовное воздействие. 5-[С. 40,41].
Из выше сказанного следуют основные понятия:
Воспитание должно быть направлено на формирование у детей системы правильных нравственных понятий, представлений и убеждений. Для этого существуют различные средства и методы. Мы рассмотрели основные из них: методы словесного воздействия, роль личного примера воспитателя и организация упражнений в нравственном поведении, опыт общественного поведения.
Существуют разные формы занятий по чтению. Но их объединяет одно, - они дают младшему школьнику возможность поделиться с товарищами радостью пережитого. Узнать, что их интересует и волнует. Общение учеников на уроках коллективного чтения помогает сплочению детского коллектива.

Азбука нравственного воспитания. / Под ред. И.А.Каирова. – М., 2001.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,1997.
Диалоги о воспитании (Книга для родителей). / Под ред. В.Н.Столетова. – 1984.
Доброта начинается с детства. // Начальная школа. – 2000. - №4.
5 .Ильин И.А. Путь к очевидности.-М.,1993.

Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. – Минск, 1980.
Развиваем речь. // Начальная школа. – 2000. - №4.
Толстых В.И. Эстетическое воспитание. – М., 1984.












15