Программа внеурочной деятельности шахматного клуба для начинающих игроков


  Программа внеурочной деятельности  
«Шахматный клуб - Дебют»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение кружка  " Увлекательные шахматы " позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала. Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно. Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди  обучающихся младшего школьного возраста. Шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.Актуальность программы- способствует становлению личности младших школьников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление школьника, способствует развитию логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам,  проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Обучение  младших школьников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день.  Игра в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс , позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
 Программа кружка  «Увлекательные шахматы»  составлена на основе авторской программы Сухина И.Г.
Цель программы: формирование у обучающихся базовых знаний для игры каждой шахматной фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений шахматного кодекса.
Задачи:    
- образовательные: познакомить обучающихся с шахматными терминами, сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход, умение проводить элементарные шахматные комбинации, познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
-развивающие: развивать внимание, воображение, мышление  ,  умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи, способствовать активизации мыслительной деятельности школьника; формировать мотивацию к познанию и творчеству.
-воспитательные: воспитывать культуру общения со сверстниками,  усидчивость, целеустремленность, , волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
Новизна Предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы-школе" И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;- применение нестандартных дидактических заданий и игр; - детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; - преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат.
 Формы работы : традиционное занятие, комбинированное занятие,  игра, турнир.
Место предмета в учебном плане: программа рассчитана на 2года:1класс-33часа,2 класс-34 часа. Периодичность проведения  занятий -1час в неделю.
Особенности организации образовательного процесса. Первый год обучения: учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур.
Второй год обучения: учебный курс включает в себя семь тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества шахматной фигуры   .Планируемые результаты
В процессе изучения программы  обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями (УУД): личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными. Содержание  программы раскрывает возможность для формирования УУД. По окончанию изучения данной программы возможно достижение следующих результатов:
 личностных
-способность к организации собственной деятельности,
-уважительное отношение к иному мнению,
-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,
-умение сотрудничать со сверстниками,
-мотивация к работе на результат.
 Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.Познавательные УУД включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении шахматных задач, строить речевое высказывание с использованием соответствующих шахматных  терминов ; способность к рефлексии деятельности; умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательств.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентации:  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении .Основные результаты реализации программы оцениваются через:
•    анкетирование родителей и обучающихся;
•    мониторинг результатов обучения и личностного развития;
•    тесты на определение уровня сформированности УУД.
Итоги реализации программы будут представлены: промежуточная аттестация( конкурс), итоговая аттестация  (шахматный турнир). 
1 класс.
Учебный план.
                               
№ Наименование тем                 Количество часов     Теория   Практика     Всего
1. Введение. Шахматная доска.           1ч. 2ч. 3ч.
2. Шахматные фигуры. 1ч 1ч.
3. Начальная расстановка фигур. 1ч. 1ч.
4. Ходы и взятие фигур. 5ч. 11ч. 16ч.
5. Цель шахматной партии. 1ч. 6ч. 7ч.
6. Игра всеми фигурами из начального положения. 1ч. 4ч. 5ч.
всего 9ч. 24ч. 33ч.
Содержание программы.(33ч.)
                   
Введение.Шахматная доска.(3ч.)
 Инструктаж по технике безопасности.  Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.  Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.Игра «Вертикаль.Горизонталь».
Теория-1ч.
Практика-2ч.
Всего-3ч.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.(2ч.)
 Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Игра «Секретная фигура»,» Что общего?»,»Угадайка».
Практика-1ч.
Всего-1ч.
3.Начальная расстановка фигур.(1ч.)
 Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Игра «Мешочек», «Да-нет».
Теория-1ч.
Всего-1ч.
4. Ходы и взятие фигур.(16ч.)  ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.  Дидактическая игра»Лабиринт».
СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Игра «Перехитри часовых».
ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".
 ФЕРЗЬ, Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности.
 ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".
КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".
 КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".
ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин". Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".
ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности". КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля).
 КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".
Теория-5ч.
Практика-11ч.
Всего-16ч.
5. Цель шахматной партии.(7ч.) 
ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха". Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".
MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат". Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход". Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".
НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".
 РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".
Терия-1ч.
Практика-6ч.
Всего-7ч.
6.Игра со всеми фигурами из начального положения. (5ч.)
ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода",
 Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
 Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
Теория-1ч.
Практика-4ч.
Всего-5ч  
                                 Учебно-тематический план.
№ Наименование тем                 Количество часов     Теория   Практика     Всего
1. Введение. Шахматная доска.           1ч. 2ч. 3ч.
1.1 Введение. Шахматная доска. 1ч. 1ч.
1.2 Шахматная доска. 1ч. 1ч.
1.3. Шахматная доска. 1ч. 1ч.
2. Шахматные фигуры. 1ч. 1ч.
2.1. Шахматные фигуры. 1ч. 1ч.
3. Начальная расстановка фигур. 1ч. 1ч.
3.1. Начальное положение. 1ч. 1ч.
4. Ходы и взятие фигур. 5ч. 11ч. 16ч.
4.1.-4.2. Ладья. 1ч. 1ч. 2ч.
4.3.-4.4. Слон. 1ч. 1ч. 2ч.
4.5. Ладья против слона. 1ч. 1ч.
4.6-4.7. Ферзь. 1ч. 1ч. 2ч.
4.8. Ферзь против ладьи и слона. 1ч. 1ч.
4.9-4.10. Конь. 1ч. 1ч. 2ч.
4.11. Конь против ферзя, ладьи, слона. 1ч. 1ч.
4.12.-4.13. Пешка. 1ч. 1ч. 2ч.
4.14. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. 1ч. 1ч.
4.15. Король. 1ч. 1ч.
4.16. Король против других фигур. 1ч. 1ч.
5. Цель шахматной партии. 1ч. 6ч. 7ч.
5.1.-5.2. Шах. 2ч. 2ч.
5.3.-5.5. Мат. 1ч. 2ч. 3ч.
5.6. Ничья, пат. 1ч. 1ч.
5.7. Рокировка. 1ч. 1ч.
6. Игра всеми фигурами из начального положения. 1ч. 4ч. 5ч.
6.1.-6.4. Шахматная партия. 1ч. 4ч. 5ч.
Итого 9ч. 24ч. 33ч.
                                           К концу первого  года
Ученик научится:
- использовать в игре шахматные термины:  белое и черное поле,  горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;-употреблять в речи названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- применять правила хода и взятия каждой фигуры.
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
                    Методическое обеспечение программы.    
№ Раздел программы. Формы занятий. Приёмы и методы организации образовательного процесса. Дидактический материал, техническое оснащение занятий. Формы подведения итогов.
1 Введение. Шахматная доска.  Традиционное занятие. Словесный , наглядный метод . Раздаточный материал. Шахматная доска.  Опрос.
2 Шахматные фигуры. Традиционное занятие. Словесный , наглядный, практический метод . Раздаточный материал. Шахматная доска. Опрос.
3 Начальная расстановка фигур. Традиционное занятие. Словесный , наглядный, практический метод . Раздаточный материал. Шахматная доска. Опрос.
4 Ходы и взятие фигур. Игра. Словесный , наглядный, практический метод . Раздаточный материал. Шахматная доска. Промежуточная аттестация (конкурс).
5 Цель шахматной партии. Игра. Словесный , наглядный, практический метод . Раздаточный материал. Шахматная доска. Турнир.
6 Игра всеми фигурами из начального положения. Игра. Словесный , наглядный, практический метод . Раздаточный материал. Шахматная доска. Итоговая аттестация (шахматный турнир).
                         
                                       
                                                                           2 класс
                                          Учебный план.
№ Наименование тем                 Количество часов     Теория   Практика     Всего
1. Введение.           1ч. 1ч. 2ч.
2.  Краткая история шахмат. 1ч. 1ч.
3. Шахматная нотация. 1ч. 1ч. 2ч.
4. Ценность шахматных фигур. 1ч. 3ч. 4ч.
5. Техника матования одинокого короля .1ч. 2ч. 3ч.
6. Достижение мата без жертвы материала. 1ч. 2ч. 3ч.
7. Шахматная комбинация. 1ч. 18ч. 19ч.
Итого 7ч. 27ч. 34ч.
                    Содержание программы.(34ч.)
1.Введение. .(2ч.)
Введение. Инструктаж по технике безопасности. Повторение пройденного материала.
 Инструктаж по технике безопасности.   Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.  Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре Ходы шахматных фигур. Шах. Мат. Пат. Игровая практика. Рокировка. Взятие в проходе. .Игра «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат».
Теория-1ч.
Практика-1ч.
Всего-2ч.
2. Краткая история шахмат.(2ч.)
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика.
Теория-1ч.
Всего-1ч.
3.Шахматная нотация.(2ч.)
 Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения .Дидактические задания:»Кот быстрее», «Вижу цель».
Теория-1ч.
Практика-1ч.
Всего-2ч.
4. Ценность шахматных фигур.(4ч.)
Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Игровая практика. Дидактические задания:»Кто быстрее?», «Выигрыш материала», «Обе армии равны», «Защита».
Теория-1ч.
Практика-3ч.
Всего-4ч.
5. Техника матования одинокого короля. (3ч.) 
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля.  Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля. Дидактические задания: «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», « На крайнюю линию», « В угол», « Ограниченный король», «Мат в два хода»,» Ограниченный король»,
Теория-1ч.
Практика-2ч.
Всего-3ч.
6. Достижение мата без жертвы материала. (3ч.)
Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.  Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактическое задание :»Объяви мат в два хода», «Защитись от мата». Игровая практика.
Теория-1ч.
Практика-2ч.
Всего-3ч.
7.Шахматная комбинация.(19ч.)
Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема завлечения. Тема отвлечения. Тема блокировки. Тема разрушения королевского прикрытия. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки. Дидактические задания: »Объяви мат в два хода», « Выигрыш материала». Игровая практика.
Теория-1ч.
Практика-18ч.
Всего—19ч. 
                            Учебно-тематический план.
№ Наименование тем                 Количество часов     Теория   Практика     Всего
1. Введение.           1ч. 1ч. 2ч.
1.1-1.2. Введение. Инструктаж по технике  безопасности .Повторение пройденного материала. 1ч. 1ч. 2ч.
2.  Краткая история шахмат. 1ч. 1ч.
2.1.  Краткая история шахмат. 1ч. 1ч.
3. Шахматная нотация. 1ч. 1ч. 2ч.
3.1.-3.2. Шахматная нотация. 1ч. 1ч. 2ч.
4. Ценность шахматных фигур. 1ч. 3ч. 4ч.
4.1.-4.4. Ценность шахматных фигур. 1ч. 3ч. 4ч.
5. Техника матования одинокого короля .1ч. 2ч. 3ч.
5.1.-5.3. Техника матования одинокого короля. 1ч. 2ч. 3ч.
6. Достижение мата без жертвы материала. 1ч. 2ч. 3ч.
6.1.-6.3. Достижение мата без жертвы материала. 1ч. 2ч. 3ч.
7. Шахматная комбинация. 1ч. 18ч. 19ч.
7.1.-7.15. Шахматная комбинация. 1ч. 14ч. 15ч.
7.16.-7.19. Повторение программного материала. 4ч. 4ч.
Итого 7ч. 27ч. 34ч.
                                           
К концу второго года
Ученик научится:
_применять обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур в игре;
осознавать ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;
Ученик получит возможность научиться :-записывать шахматную партию;
-матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй;
-проводить элементарные комбинации
                    Методическое обеспечение программы.    
№ Раздел программы. Формы занятий. Приёмы и методы организации образовательного процесса. Дидактический материал, техническое оснащение занятий. Формы подведения итогов.
1 Введение.  Традиционное занятие. Словесный , наглядный метод . Раздаточный материал. Шахматная доска.  Опрос.
2 Краткая история шахмат .Традиционное занятие. Словесный , наглядный,  метод . Раздаточный материал. Шахматная доска. Опрос.
3 Шахматная нотация. Игра. Словесный , наглядный, практический метод . Раздаточный материал. Шахматная доска. Опрос.
4 Ценность шахматных фигур. Игра. Словесный , наглядный, практический метод . Раздаточный материал. Шахматная доска. Промежуточная аттестация (конкурс).
5 Техника матования одинокого короля. Игра. Словесный , наглядный, практический метод . Раздаточный материал. Шахматная доска. Турнир.
6 Достижение мата без жертвы материала. Игра. Словесный , наглядный, практический метод . Раздаточный материал. Шахматная доска. Опрос.
7 Шахматная комбинация. Игра. Словесный , наглядный, практический метод . Раздаточный материал. Шахматная доска. Итоговая аттестация (шахматный турнир).
                         
                      Ресурсы реализации программы:
Кадровые:
-учитель начальных классов
Материально-технические:
-компьютерная техника, программное обеспечение(презентации),
-шахматная демонстрационная  доска с магнитными фигурами,
-наборы шахматных досок
Информационно-методические:
1.Сухин И.Г. Программа курса «Шахматы-школе».-М..Просвещение,2001.
2.Сухин И.Г. Шахматы, второй год,или Играем и выигрываем. Обнинск.Духовное возрождение,2009.
3.Авербах Ю.Л.Путешествие в шахматное королевство.М..-Физкультура и спорт.,1976.
4.Бронштейн Д.И. Самоучитель.М..-Физкультура и спорт.,1980.
5.Сухин И.Г. Шахматы.Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны .Обнинск.Духовное возрождение,2009.
7.Гаршин В.И. Румяные щеки. М..- Физкультура и спорт 1989.
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” 1–4 классы подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и концепцией физического воспитания.
Данная программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Рекомендована учителям физической культуры общеобразовательных учреждений и тренерам детских спортивных школ.
Содержание
1. Пояснительная записка 5
1.1 Введение 5
1.2 Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности 8
 1.3 Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий 9
 1.4 Содержание программы и методические рекомендации 10
2. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности. 20
3. Формы учета знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности 22
4. Материально – техническое обеспечение 23
5. Список литературы 24
6. Тематическое планирование 26
7. Календарно – тематическое планирование 27
8. Приложение 30
1. Пояснительная записка.
1.1. Введение.
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно – оздоровительное направление.
Рабочая программа внеурочной деятельности “Шахматы в школе” предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 14 классах.
В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.А.Алехин писал: “Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни”.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят “упоение в борьбе”, но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся являются:
Закон Российской Федерации “Об образовании”;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса” (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 “О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования” в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
О недопустимости перегрузок учащихся в школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (2009 г.).
1.2. Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья учащихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Цель конкретизирована следующими задачами:
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
1.3. Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” предназначена для обучающихся 1–4 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 35–40 минут.
Группы укомплектованы учащимися в количестве не более 10 человек, режим работы не превышает 1 часа в неделю. Реализация программы “Шахматы в школе” осуществляется на базе лицея №15 и школы №1, в специально отведенном кабинете для занятий шахматами.
Основные формы и средства обучения:
Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
Участие в турнирах и соревнованиях.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик.
1.4. Содержание программы и методические рекомендации.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Этот курс может без труда освоить каждый учитель начальной школы, даже если он совсем не знаком с шахматной игрой.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учится выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению “доматового” периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Программой “Шахматы, первый год” предусматривается 33 занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает шесть тем: “Шахматная доска”, “Шахматные фигуры”, “Начальная расстановка фигур”, “Ходы и взятие фигур”, “Цель шахматной партии”, “Игра всеми фигурами из начального положения”. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Учебник для первого класса четырехлетней и трехлетней начальной школы “Шахматы, первый год” или “Там клетки черно-белые чудес и тайн полны” подобно другим учебникам для первоклассников содержит минимум слов и максимум иллюстративного материала. Самый элементарный шахматный материал в нем закрепляется благодаря большому количеству дидактических игр и заданий. Для изучения силы и слабости каждой шахматной фигуры приводится большое количество заданий. В учебнике или на демонстрационной доске дети сами решают задания, а поучительные положения разыгрывают друг с другом или с учителем. Много страниц учебника занимают задачи на мат в один ход. Приводятся примеры разыгрывания начала шахматной партии, показывается, как наказывают за грубые ошибки одну из сторон.
“Шахматы, первый год”.
I. Шахматная доска.
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.
II. Шахматные фигуры.
Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).
III. Начальная расстановка фигур.
Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило“Каждый ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
IV. Ходы и взятие фигур. (Основная тема учебного курса.)
Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра “на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.
V. Цель шахматной партии.
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.
VI. Игра всеми фигурами из начального положения.
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.
К концу первого года обучения дети должны знать:
Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.К концу первого года обучения дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
рокировать;
объявлять шах, мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
“Шахматы, второй год”.
“Шахматы, второй год” – логическое продолжение начатой работы. Учебно-методический комплект состоит из программы “Шахматы, второй год”, учебника для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”, пособия для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”, книга “Шахматный задачник, второй год обучения”.Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи.
Программа “Шахматы, второй год” предусматривает 34 учебных занятий, по одному занятию в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.
Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение учащихся ставить мат.
Учебный курс включает пять тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”.
I. Краткая история шахмат.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
II. Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.
III. Ценность шахматных фигур.
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение изащита. Способы защиты (5 способов).
IV. Техника матования одинокого короля.
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
V. Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.
К концу второго года обучения дети должны знать:
шахматные правила FIDE;
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
правильно вести себя за доской;
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
“Шахматы, третий год”.
I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.
Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух– и трехходовые партии.
II. Основы дебюта.
Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Принципы игры в дебюте:
Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”.
Борьба за центр.
Безопасная позиция короля. Значение рокировки.
Гармоничное пешечное расположение. Разумная игра пешками.Классификация дебютов.
III. Основы миттельшпиля.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.
Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.
IV. Основы эндшпиля.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
находить несложные тактические приемы;
точно разыгрывать простейшие окончания.
“Шахматы, четвертый год”.
“Шахматы, четвертый год” – используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются задачи для самостоятельного решения: “Ферзь против пешки”, “Ферзь против короля” и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Занятия посвящены в основном совершенствованию игры в миттельшпиле, поскольку главная борьба происходит в середине партии. Основные темы курса “Анализ и оценка позиции”, “Шахматные комбинации”, “План в шахматах”.
Учащиеся учатся элементарно анализировать позицию и на основе анализа составлять простейший план дальнейшей игры. Дети знакомятся с темами комбинаций, учатся находить несложные тактические приемы и проводить комбинации.
Учащиеся принимают участие в соревнованиях.
I. Шахматная партия.
О трех стадиях шахматной партии. Виды преимущества в шахматах: материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени. Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.
II. Анализ и оценка позиции.
Основные правила игры в миттельшпиле (В.Стейниц). Анализ и оценка позиции. Элементы позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).
III. Шахматная комбинация.
Пути поиска комбинации.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.
Матовые комбинации на мат в три хода.
Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др..Комбинации, ведущие к ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации).
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).правила игры в миттельшпиле;
основные элементы позиции.
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
правильно разыгрывать дебют;
грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
проводить элементарно анализ позиции;
составлять простейший план игры;
находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания;
пользоваться шахматными часами.
2. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:
Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учитьработать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценкудеятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и пониматьречь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
3. Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Виды контроля:
текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.
Оценивание результатов:
По итогам тестирования каждому учащемуся выставляется отметка (в форме значка):
треугольник– удовлетворительно, цветочек– хорошо,звездочка – отлично.
Итоговая оценка выводится как средний балл из суммы оценок.
4. Материально-техническое обеспечение.
На занятиях используются:
магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
шахматные часы – 2 штуки;
словарь шахматных терминов;
комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук.
5. Список литературы
Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 1979.
Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.
Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.
Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.
Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.
Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.
Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.
Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.
Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.
Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.
Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.
Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.
Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.
Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976.
6. Тематическое планирование.
Тематическое планирование 1 класс.
№ тема Кол-во часов
1 Шахматная доска. 4
2 Шахматные фигуры. 9
3 Начальная расстановка фигур. 4
4 Ходы и взятие фигур. 8
5 Цель шахматной партии. 5
6 Игра всеми фигурами из начального положения. 3
всего 33
Тематическое планирование 2 класс.
№ тема Кол-во часов
1 Краткая история шахмат. 6
2 Шахматная нотация. 8
3 Ценность шахматных фигур 10
4 Техника матования одинокого короля. 6
5 Достижение мата без жертвы материала. 4
всего 34
Тематическое планирование 3 класс.
№ тема Кол-во часов
1 Шахматная партия. Три стадии шахматной партии. 3
2 Основы дебюта. 9
3 Основы миттельшпиля. 10
4 Основы эндшпиля. 12
всего 34
Тематическое планирование 4 класс.
№ тема Кол-во часов
1 Шахматная партия. 8
2 Анализ и оценка позиции. 8
3 Шахматная комбинация. 18
всего 34
7. Календарно-тематическое планирование.
1 класс.
№ Тема часы
1 Первое знакомство с шахматным королевством. Белые и черные поля. 1
2 Шахматная доска. 1
3 Горизонталь, вертикаль, диагональ. 1
4 Центр шахматной доски. 1
5 Белые фигуры, черные фигуры. 1
6 Ладья. 1
7 Слон. 1
8 Ферзь. 1
9 Конь. 1
10 Пешка. 1
11 Король. 1
12 Сравнительная сила фигур. 1
13 Ценность шахматных фигур 1
14 Начальное положение (начальная позиция). 1
15 Расположение каждой из фигур в начальном положении; 1
16 Правило“Каждый ферзь любит свой цвет”. 1
17 Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. 1
18 Правила хода и взятия каждой из фигур. 1
19 Игра “на уничтожение”. 1
20 Белопольные и чернопольные слоны, 1
21 Одноцветные и разноцветные слоны. 1
22 Качество. Легкие и тяжелые фигуры. 1
23 Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. 1
24 Взятие на проходе. 1
25 Превращение пешки. 1
26 Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. 1
27 Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. 1
28 Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. 1
29 Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. 1
30 Длинная и короткая рокировка и ее правила. 1
31 Шахматная партия. Начало шахматной партии. 1
32 Представления о том, как начинать шахматную партию. 1
33 Короткие шахматные партии. 1
2 класс.
№ Тема часы
1 Рождение шахмат. 1
2 Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур. 1
3 Обозначение вертикалей. П/и: “Назови вертикаль”. 1
4 Обозначение горизонталей. П/и: “Назови горизонталь”. 1
5 От чатуранги к шатранджу. 1
6 Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей. П/и: “Назови диагональ”. 1
7 Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей. П/и: “Диагональ”. 1
8 Наименование полей. П/и: “Какого цвета поле?”. 1
9 Наименование полей, шахматных фигур. П/и: “Кто быстрее”. 1
10 Шахматы проникают в Европу. 1
11 Наименование полей, шахматных фигур. П/и: “Вижу цель”. 1
12 Ценность шахматных фигур. 1
13 Ценность шахматных фигур. П/и: “Кто сильнее?”. 1
14 Чемпионы мира по шахматам. 1
15 Сравнительная сила фигур. 1
16 Сравнительная сила фигур. П/и: “Обе армии равны”. 1
17 Абсолютная и относительная сила фигур. 1
18 Сравнительная сила фигур. П/и: “Выигрыш материала”. 1
19 Выдающиеся шахматисты нашего времени. 1
20 Достижение материального перевеса. 1
21 Нападение и защита. 1
22 Способы защиты. 1
23 П/и: “Защита”. 1
24 Шахматные правила FIDE. 1
25 Мат различными фигурами. 1
26 Ферзь и ладья против короля. 1
27 Две ладьи против короля. 1
28 Король и ферзь против короля. 1
29 Этика шахматной борьбы. 1
30 Король и ладья против короля. 1
31 Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры). 1
32 Миттельшпиле (середина игры). 1
33 Эндшпиле (конец игры). 1
34 Защита от мата. 1
3 класс.
№ Тема часы
1 Шахматная партия. 1
2 Правила и законы дебюта. 1
3 Дебютные ошибки. 1
4 Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. 1
5 Игра на мат с первых ходов партии. 1
6 Детский мат и защита от него. 1
7 Игра против “повторюшки-хрюшки”. 1
8 Связка в дебюте. 1
9 Коротко о дебютах. 1
10 Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). 1
11 Игры: “Мат в один ход”. “Поймай ладью”. “Поймай ферзя”. 1
12 Двух– и трехходовые партии. “Можно ли побить пешку?”. 1
13 “Можно ли сделать рокировку?”. “Захвати центр”. 1
14 “Чем бить фигуру?”. “Сдвой противнику пешки”. 1
15 Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. 1
16 Понятие отактике. 1
17 Тактические приемы. 1
18 Связка в миттельшпиле. Двойной удар. 1
19 Открытое нападение. 1
20 Открытый шах. 1
21 Двойной шах. 1
22 Понятие остратегии. 1
23 Пути реализации материального перевеса 1
24 Элементарные окончания. 1
25 Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). 1
26 Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), 1
27 слона (простые случаи), коня (простые случаи). 1
28 Матование двумя слонами (простые случаи). 1
29 Матование слоном и конем (простые случаи). 1
30 Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. 1
31 Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. 1
32 Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. 1
33 Ключевые поля. Удивительные ничейные положения 1
34 Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. 1
Приложение 1.
Дидактические игры и игровые задания.
“Горизонталь”. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками).
“Вертикаль”. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
“Диагональ”. То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
“Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.
“Угадай-ка”. Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
“Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”.
“Угадай”. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.
“Что общего?”. Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
“Большая и маленькая”. Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.
“Кто сильнее?”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”.
“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
“Мешочек”. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
“Да или нет?”. Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
“Не зевай!”. Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: “Ладья стоит в углу”, и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.
“Игра на уничтожение”– важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают “работать” на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
“Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
“Лабиринт”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их.
“Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
“Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.
“Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
“Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
“Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей , но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
“Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
“Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.
“Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
“Защита”. Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
Примечание.Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как “Лабиринт” и т.п., где присутствуют “заколдованные” фигуры и “заминированные” поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
“Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.
Приложение 2.
Дидактические задания.
“Мат в один ход”.“Поставь мат в один ход нерокированному королю”. “Поставь детский мат”. Белые или черные начинают и дают мат в один ход.
“Поймай ладью”. “Поймай ферзя”. Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
“Защита от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).
“Выведи фигуру”.Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.
“Поставь мат “повторюшке” в один ход”. Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.
“Мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
“Выигрыш материала”. “Накажи пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
“Можно ли сделать рокировку?”. Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
“Чем бить фигуру?”. Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
“Сдвой противнику пешки”. Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.
“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.
“Мат в три хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.
“Мат в два хода”.Белые начинают и дают мат в два хода.
“Мат в три хода”. Белые начинают и дают мат в три хода.
“Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.
“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
“Проведи пешку в ферзи”. Требуется провести пешку в ферзи.
“Выигрыш или ничья?”. Нужно определить, выиграно ли данное положение.
“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
“Путь к ничьей”. Точной игрой нужно добиться ничьей.
“Самый слабый пункт”. Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.
“Вижу цель!”. Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.
“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.
“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.