Статья Правовое регулирование социальной защиты военнослужащих


Статья авторская. Любое копирование заперещено.
И.А. Куликова,
ФГБОУ ВО «Мурманский арктический
государственный университет»
г. Мурманск, Россия
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Аннотация. Данная статья посвящена особенностям военной службы и необходимости дополнительных гарантий и защиты интересов военнослужащих, а также установления для данной категории граждан некоторых прав в большем объеме
Ключевые слова: военная служба, военнослужащие, социальные гарантии, социальная защита
I.A. Kulikova,
FSBEI HE «Murmansk state
arctic university»
Murmansk, Russia
LEGAL REGULATION
SOCIAL PROTECTION OF SERVICEMEN
Annotation.This article is devoted to the peculiarities of military service and the need for additional safeguards and protect the interests of military personnel, and to establish for this category of citizens some rights in a wider scope
Keywords:military service, the military, social security, social protection
Статья авторская. Любое копирование заперещено.
Переход российского общества к рыночным отношениям, потребовал особого внимания государства к социальной защите военнослужащих.
Социальная защита военнослужащих и членов их семей остается одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации.
Государство и его институты осуществляют руководящее воздействие на процессы в сфере военно-социальной политики путем правового регулирования, т.е. нормативно-организационного воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями. Неотъемлемым элементом механизма правового регулирования отношений в военно-социальной сфере является применение права, составляющее содержание властной деятельности государственных органов и уполномоченных должностных лиц, в результате которой принимаются индивидуальные предписания по назначению пенсий, выплате компенсаций, пособий, реализации льгот и т.д. Правовые нормы закрепляют особый механизм реализации субъективных социальных прав военнослужащих и членов их семей, включающий в себя правомерные действия физического лица и компетентных государственных органов.
Закон о статусе военнослужащих содержит нормы, ограничивающие лиц, проходящих военную службу, в реализации некоторых прав и свобод. Первая предполагает установление прямых запретов на осуществление какой-либо деятельности (например, предпринимательской). Вторая форма предусматривает закрепление особого порядка реализации военнослужащими прав и свобод: права на свободу передвижения, на отдых, свободу слова и др.
В соответствии с действующим законодательством для лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлено три вида пенсий: за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Структура пенсий, предусмотренных для военнослужащих Законом о государственном пенсионном обеспечении, проста и по общему правилу не включает дополнительных выплат. Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих, напротив, предусматривает надбавки к пенсиям (ст.ст. 17, 24, 38), повышения пенсий (ст. 45) и увеличение пенсий (ст. 16). Однако четкого разграничения между ними в законодательстве не приводится. Гражданину, получающему различные выплаты, труднее разобраться в содержании правовых актов, которыми они предусмотрены. Это порождает и организационные сложности, с которыми сталкиваются органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.
Лица, проходившие военную службу, и члены их семей признаются одной из тех категорий граждан, в отношении которых в первую очередь были установлены различные виды социальных предоставлений. Эффективное функционирование современной системы социальной защиты военнослужащих призвано способствовать повышению уровня и качества жизни военнослужащих (в том числе, лиц уволенных с военной службы) и их семей, росту престижа военной службы, кадровой обеспеченности Вооруженных Сил РФ. Вместе с тем, законодательство в этой сфере требует совершенствования. Не случайно обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей названо в числе задач Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной решением Коллегии Министерства обороны РФ от 28 марта 2008 года.
Военно-служебная деятельность связана с существенным риском для жизни и здоровья гражданина. Это отличает военнослужащих от лиц, работающих по трудовому договору, которые по общему правилу имеют право на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности (ст. 219 Трудового кодекса РФ).
Так как военная служба по контракту является формой реализации права на труд, социально-экономический риск распространяется и на военнослужащих. Специфика заключается в следующем. 1) Военная служба – вид трудовой деятельности, связанный с опасностью для жизни и здоровья осуществляющих его граждан, поэтому реализация социального риска здесь более вероятна. 2) Социальный риск у военнослужащих усугубляется за счет невозможности полной реализации некоторых прав в силу наличия ограничений в законодательстве или в результате особенностей развития военно-служебных отношений. 3) Социальный риск, которому подвержены лица, проходящие военную службу, отражается и на членах их семей. К примеру, в связи с переводом военнослужащего-контрактника в другую местность его супруга может лишиться работы без перспектив трудоустройства по имеющейся профессии.
Статья авторская. Любое копирование заперещено.
Компенсационная функция социального обеспечения военнослужащих предполагает возмещение утраченного в связи с нетрудоспособностью трудового дохода либо повышенных расходов, обусловленных социально значимыми обстоятельствами, а также компенсацию ограничений отдельных прав и свобод военнослужащих, установленных исходя из интересов обороноспособности Российской Федерации. Духовно-идеологическая функция социального обеспечения лиц, проходящих военную службу, влияет на патриотическое воспитание молодежи, так как особое значение уделяется реализации социальных прав граждан, пострадавших вследствие исполнения обязанностей по защите Родины.
Ряд предоставляемых военнослужащим выплат входит в систему государственного социального обеспечения. Это надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы; компенсация вместо санаторно-курортного лечения; компенсация проезда к месту отпуска и т.д. Отнесение названных сумм к системе социального обеспечения обусловлено их целевым назначением (компенсация риска несения повышенных социально-значимых расходов и риска материальной необеспеченности, обусловленного реформированием законодательства о льготах и недостаточным ростом основной части денежного довольствия).
Предоставление военнослужащим жилья рассматривается как вид социального обеспечения данной категории граждан. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения лиц, проходящих военную службу, признается одной из форм предупреждения социально-рисковых ситуаций. Взаимосвязь продолжительности военной службы и объема предоставляемых гражданам жилищных прав стимулирует их к продолжению военно-служебных отношений. Социальное обеспечение военнослужащих предполагает особые способы обеспечения жильем (государственные жилищные сертификаты), эффективность которых позволила распространить их на отношения по жилищному обеспечению иных категорий граждан.
С другой стороны, размер страхового обеспечения недостаточно высок для того, чтобы обеспечить компенсацию утраченного заработка на продолжительный срок. Страховые суммы выплачиваются однократно, а не периодически, что также не отвечает целям возмещения утраченного заработка.
Статья авторская. Любое копирование заперещено.
Необходим эффективный механизм защиты от инфляции пенсий, назначаемых по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих. Индексация пенсий лиц, проходивших службу по призыву, и членов их семей, долгое время осуществлялась по правилам индексации базовой части трудовой пенсии. С 1 января 2010 года такие пенсии будут индексироваться при индексации размера социальных пенсий (ст. 25 Закона о государственном пенсионном обеспечении). Механизм индексации социальных пенсий отличается от соответствующих правил, закрепленных в законодательстве о трудовых пенсиях, что не отвечает интересам военнослужащих из числа призывников.
На сегодняшний момент самой актуальной проблемой социального обеспечения военнослужащих остаётся слабый механизм индексирования пенсий и реализация такой гарантии, как получение жилья.
В период с 2010 по 2015 г.г. из состава уволенных в запас военнослужащих 64% получили государственный жилищный сертификат, 31% выбрали ипотечную систему получения жилья, 5% ожидают получения жилья.
Средний показатель количества несчастных случаев за год (инвалидность, потеря трудоспособности, смерть) — 1,076 тысячи случаев.
За последние 5 лет уровень престижности воинской службы повысился на 8,9%. Выпускники общеобразовательных школ выбирают профессию военнослужащего в 1,3 раза чаще (что подтверждает растущий конкурс в высшие военные училища).
По данным мониторинга воспитательной работы в общеобразовательных школах уровень патриотизма молодёжи повысился на 11,4% в период с 2010 по 2015 г.г.
Демографическая функция реализуется посредством установления льгот для военнослужащих с семейными обязанностями, в том числе, проходящих службу по призыву. По данным Роскомстата за последние 3 года рождаемость в семьях военнослужащих повысилась на 12,7%.
Помимо этого, граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом при поступлении в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения образовательных учреждений высшего профессионального образования.В 2013-14 учебном году таким правом воспользовалось 3,4% военнослужащих (от общего количества абитуриентов), в 2014-15 – 4,3%. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, пользуются льготами при посещении платных мероприятий, организуемых учреждениями культуры и спорта. Указанные льготы устанавливаются органами местного самоуправления. По данным статистики 97% военнослужащих и их семей пользуются данными льготами.
Особый характер военной службы и установление ограничений прав и свобод военнослужащих предполагают необходимость их компенсации посредством одновременного закрепления ряда дополнительных гарантий защиты интересов военнослужащих.
Статья авторская. Любое копирование заперещено.
Наиболее важное значение социального обеспечения имеют стимулирующая, компенсационная, идеологическая и демографическая функции, которые нацелены на повышение уровня социального обеспечения и позволяют решить задачу привлечения в Вооруженные Силы РФ квалифицированных специалистов и ориентируют граждан к прохождению службы в течение длительного времени.
Главной проблемой социального обеспечения военнослужащих остаётся слабый механизм индексирования пенсий и получения жилья. Считаю важным пересмотр размера субсидии по программе «Государственный и жилищные сертификаты» в сторону увеличения, а также индексации средств, которые аккумулируются на именном накопительном счёте военнослужащих в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения. Необходим документ, который не только бы чётко регламентировал данные пункты, но и значительно упрощал эти процедуры.
Список использованных источников
Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М. : Юридическая литература, 2009. - С 17-64.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Документы: Версия Проф. URL: http:// www. consultant. ru/ document/cons_doc_LAW_34683/ (23.11.2015)
Федеральный Закон"О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 n 76-ФЗ [Электронный ресурс]// СПС КонсультантПлюс: Законы: Версия Проф.– URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182707 (23.11.2015)
Закон РФ от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законы: ВерсияПроф.URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165950 (23.11.2015)
Федеральный правовой портал law.edu.ru [ Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1408133. - Социальное обеспечение военнослужащих. – (23.11.2015)