РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МДК.03.04 Основы менеджмента и правовые основы профессиональной деятельности специальность 43.02.02 «Парикмахерское искусство»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования МОСКОВСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
БАЛАШИХНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
(ГБОУ СПО МО БПЭК)












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА






МДК.03.04 Основы менеджмента и правовые основы профессиональной деятельности
специальность 43.02.02 «Парикмахерское искусство»






















Балашиха
2015


ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
комиссией
Протокол № ____
от «__» _________ 201__ г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.02.02 Парикмахерское искусство



Председатель предметной
(цикловой) комиссии
___________Ю.В. Савинкина


Заместитель директора по научно-методической
работе
____________________И.М. Селикатова





Составитель Кириллова Е.А. преподаватель ГБОУ СПО МО БПЭК



Рецензент:























СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации учебной дисциплины

17

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

18



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ МДК.03.04 ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Область применения рабочей программы
Рабочая программа МДК.03.04 разработана в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 43.02.02 «Парикмахерское искусство»
Рабочая программа МДК.03.04 может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, при повышении квалификации и профессионально переподготовке работников сферы парикмахерских услуг.

1.2. Место МДК.03.04 в структуре основной профессиональной образовательной программы:
МДК.03.04 относится к общепрофессиональному циклу базовой части ФГОС СПО по специальности «Парикмахерское искусство».

1.3. Цели и задачи МДК.03.04 – требования к результатам освоения МДК.03.04:

Обучающийся должен уметь:
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
анализировать организационные структуры управления;
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
оценивать среду и субъекты предпринимательства;
оценивать условия и предпосылки развития предпринимательства;
применять нормативную базу предпринимательства;
оценивать предпринимательские риски;
определять стадии развития предпринимательства;
разрабатывать договора, регулирующие предпринимательскую деятельность;
применять правовые знания в конкретных производственных ситуациях;
защищать свои правовые права в рамках действующего законодательства.

Обучающийся должен знать:
методы планирования и организации работы подразделения;
принципы построения организационной структуры управления;
основы формирования мотивационной политики организации;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
внешнюю и внутреннюю среду организации;
цикл менеджмента;
процесс принятия и реализации управленческих решений;
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
систему методов управления;
методику принятия решений;
стили управления, коммуникации, принципы делового общения.
способы управления конфликтами;
функции стратегического планирования и методы реализации стратегического плана;
этапы, виды и правила контроля;
этику делового общения
основы предпринимательской деятельности;
признаки предпринимательства;
среду предпринимательства;
субъекты предпринимательства;
виды предпринимательства;
стадии развития предпринимательской фирмы;
основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения.


Количество часов на освоение рабочей программы МДК.03.04:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 112 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
МДК.03.04 Основы менеджмента и правовые основы профессиональной деятельности

2.1. Объем МДК.03.04 и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
112

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78

в том числе:


практические занятия
12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
34

в том числе:


тематика внеаудиторной самостоятельной работы
34

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание
МДК.03.04 Основы менеджмента и правовые основы профессиональной деятельности

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4






Введение
Предмет, цели, задачи МДК.03.04. Менеджмент и правовые основы профессиональной деятельности, как особый вид. Роль и место знаний по профессиональному модулю в подготовке руководителей и специалистов для предприятий сферы парикмахерских услуг.
2
1

Раздел 1. Сущность и значение менеджмента в сфере парикмахерских услуг




Тема 1.1 Система управления.
Содержание учебного материала
3



1.
Система управления: понятие, составляющие элементы. Организация как объект управления.
2
1,2


Самостоятельная работа обучающихся:
Определить этапы формирования коллективов.
1
1

Тема 1.2 Внешняя и внутренняя среда организации
Содержание учебного материала
5



1.

Среда организации. Внешняя среда и ее элементы. Факторы прямого и косвенного воздействия, их характеристика, взаимосвязь. Подвижность и неопределенность внешней среды. Внутренняя среда, ее основные переменные (цели, задачи, технология, структура и люди).

2


1,2








Практические работы
1. Построение дерева целей для салонов-парикмахерских.
1
3




1



Самостоятельная работа обучающихся:
Составить логико-смысловую схему «Внешняя и внутренняя среда предприятий сферы парикмахерских услуг»
2


Тема 1.3 Функция планирования
Содержание учебного материала
5



1.
Планирование: понятие, значение, классификация. Роль планирования в сфере парикмахерских услуг. Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования..
2
1,2


2.
Стратегическое планирование. Процесс стратегического планирования в сфере парикмахерских услуг. Тактическое и оперативное планирование: понятие, основные этапы.




Практические работы
1. Составление миссии предприятий сферы парикмахерских услуг
1
3


1


Самостоятельная работа обучающихся:
Сделать анализ стратегии развития современных салонов-парикмахерских
Собрать информацию из СМИ о стратегиях, применяемых предприятиями сферы парикмахерских услуг
2


Тема 1.4 Функция организации
Содержание учебного материала
5



1.
Функция организации: понятие, признаки, классификация. Уровни управления в организации. Жизненный цикл организации. Сущность делегирования. Виды полномочий и ответственности.
2



1,2


2.
Организационные структуры управления: понятие, требования, предъявляемые к ним, принципы построения. Структурные подразделения, звенья и ступени управления. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Виды организационных структур управления.

1,2


Практические работы
1. Разработка заданной организационной структуры предприятий парикмахерских услуг.
1
3

1


Самостоятельная работа обучающихся:
Разработать принципы распределения делегирования в сфере парикмахерских услуг. Определить организационно-управленческие структуры организации
2


Тема 1.5 Функция мотивации
Содержание учебного материала
7



1.



Мотивация: понятие, назначение. Критерии мотивации (потребности,
стимулы, вознаграждение) труда персонала в организациях.
Содержательные теории мотивации. Потребности и мотивационное
поведение.
4
1,2


2.
Процессуальные теории мотивации, их характеристика. Мотивация персонала в профессиональной деятельности. Индивидуальная и групповая мотивация. Правила работы с группой.




Практические работы
1. Разработка рекомендаций по мотивации к труду
1
3



1


Самостоятельная работа обучающихся:
Выявить и проанализировать мотивацию трудовой деятельности, применяемую в сфере парикмахерских услуг.
2


Тема 1.6 Функция контроля
Содержание учебного материала
7




Сущность и назначение контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Этапы контроля в организациях.
2
1,2



Правила контроля. Итоговая документация по контролю в сфере парикмахерских услуг.
2



Практические работы
1. Составление плана - схемы проведения контроля в сфере парикмахерских услуг.
1

3

1


Самостоятельная работа обучающихся:
Разработать оригинальную систему контроля персонала в организациях сферы парикмахерских услуг.
Подготовить документацию, необходимую для осуществления контроля в салонах-парикмахерских
2


Тема 1.7 Методы управления
Содержание учебного материала
5



1.
Методы управления: понятие, классификация, взаимосвязь и взаимозависимость. Характеристика экономических, социально – психологические и организационно - распорядительных методов управления.
2
1,2


Практические работы
1. Оценка социально-психологических показателей коллектива, выявление психологической совместимости членов коллектива.
1
3



1


Самостоятельная работа обучающихся:
Составить логико – смысловую схему «Классификация методов управления».
Определить психологический климат в коллективе группы.
2


Тема 1.8 Лидерство и власть
Содержание учебного материала
7



1.
Понятие и природа лидерства. Формальное и неформальное лидерство. Теории лидерства. Качества успешного лидера. Функции и обязанности руководителя.
4
1,2


2.
Понятие власти и влияния. Баланс власти. Формы и источники власти и влияния.




3.
Стили руководства: понятие, классификация, виды. Факторы влияющие на формирование стиля управления. Эффективность различных стилей управления.




Практические работы
1. Определение стиля управления по «Решетке менеджмента».
2. Решение ситуационных задач на определение способов влияния руководителя на подчиненных и оптимальных путей построения взаимоотношений с подчиненными
1
3





1


Самостоятельная работа обучающихся:
Составить вопросы для выявления неформальных лидеров рабочей группы. Определить способы достижения власти и влияния в организации.
Проанализировать достоинства и недостатки, а также эффективность применения различных стилей управления в сфере парикмахерских услуг.
2


Тема 1.9 Деловое и управленческое общение
Содержание учебного материала
4



1.
Управленческое общение: понятие, роль, формы, функции, назначение. Этика делового общения. Условия эффективного общения.
2
1,2


2.
Особенности и правила ведения деловых бесед, совещаний и переговоров. Техника телефонных переговоров.

1,2


Самостоятельная работа обучающихся:
Составить план проведения совещания, план общения на ресепшене и план общения администратора салона с клиентами.
Изучить роль обратной связи в деловом общении.
2
3,1

Тема 1.10 Самоменеджмент
Содержание учебного материала
5



1.
Менеджер: понятие, роль и место в системе управления. Требования, предъявляемые к личностно - деловым качествам менеджера. Должностные обязанности и квалификационные требования, предъявляемые к руководителям в сфере парикмахерского сервиса. Методика оценки качеств менеджера.
Авторитет и имидж менеджера. Правила служебного поведения руководителя.
2
1,2


2.
Самоменеджмент: понятие, значение в работе менеджера. Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления совершенствования труда. Организация рабочего места.

1,2


Практические работы
1. Составление плана организации личной работы руководителя.
1
3




1


Самостоятельная работа обучающихся:
Составить должностные обязанности управляющего салона-парикмахерской
Составить план-схему организации рабочего места руководителя
2


Тема 1.11 Управление конфликтами и стрессами.
Содержание учебного материала
4



1.
Конфликты: понятие, классификация, причины возникновения, стадии развития, методы управления.
Типичные конфликтные ситуации в организациях парикмахерского сервиса. Правила поведения в конфликте.
2
1,2


2.
Стресс: природа и причины. Взаимосвязь конфликта и стресса. Методы предупреждения стрессовых ситуаций.

1,2


Самостоятельная работа обучающихся:
Предложить пути разрешения конфликтных ситуаций сложившихся в группе.
Разработать рекомендации выхода из стресса
2
1,3

Раздел 2. Сущность и значение предпринимательства в сфере парикмахерских услуг




Тема 2.1 Понятие и содержание предпринимательской деятельности
Содержание учебного материала
6



1
Определение предпринимательства и предпринимателя. Инновационная направленность предпринимательской деятельности. Обмен как основное понятие предпринимательства. Макро- и микросреда предпринимателя, факторы и их влияние. Формы и виды предпринимательской деятельности. Предприниматели без образования юридического лица и юридические лица как равноправные субъекты предпринимательской