Речевое развитие детей 4-5 лет


Речевое развитие детей 4-5 лет
     На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Дети начинают выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи.
Словарный запас.       Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Речевая активность возрастает  В СВЯЗИ с тем, что это возраст «почемучек».
Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразования, начинается взрыв словотворчества.
Речь детей изобилует грамматическими ошибками, неологизмами («детскими» словами.) Это период практического усвоения правил употребления грамматических средств.
У детей этого возраста очень велико тяготение к рифме. Они подбирают слова, порой лишенные всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого слуха. Такое стремление требует всякого поощрения со стороны взрослого.
В речи детей всё чаще появляются прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Всё шире ребёнок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около), появляются собирательные существительные (посуда, одежда, овощи, мебель и др.). Грамматический строй речи.
    В речи детей среднего возраста преобладают простые распространённые предложения. Увеличивается число распространённых предложений. Дети легко пользуются сложными предложениями.
       Рост словаря, употребление сложных в структурном плане предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки. Следя за ходом своих мыслей, ребёнок затрудняется одновременно следить и за грамматической формой изложения. Речь детей от четырех до пяти лет отличается подвижностью и неустойчивостью.
Связная речь.
   Главное направление развития речи на пятом году жизни — это освоение связной монологической речи. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.
Эта характеристика приблизительна. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте.
     Чтобы речь ребёнка развивалась в соответствии с возрастом, необходимо взрослым следить за своей речью: говорить спокойно, неторопливо, содержательно. Речь взрослого должна быть образцом для подражания.
Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять громкость, темп речи, интонацию  с учетом содержания рассказа или стихотворения.