Урок средневековая деревня и ее обитатели.


Урок истории в 6 классе. (Технологии группового и проблемного обучения)
Тема: «Средневековая деревня и её обитатели»
Цели:
Сформировать понятие о том, какое положение занимало крестьянское сословие в феодальном обществе.
сформировать представление о положении крестьян в период Средневековья; основных занятиях и повинностях крестьян; особенностях будничной жизни и натурального хозяйства.
Задачи:
уметь работать с текстом учебника, выделять главную идею; усвоение основных понятий темы; установить причинно-следственных связей; умение объяснять явления, процессы, связей и отношений в ходе урока; формулировать и аргументировать свою точку зрения; работать в группах, установить рабочие отношения; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами; овладеть основами коммуникативной рефлексии; уметь оценивать роль общины в жизни крестьян.
создать условия, способствовавшие освоению учащимися особенностей жизни крестьян в период Средневековья;
сформировать способность сравнивать жизни крестьян и феодалов;
продолжить развивать умение работы с историческими документами согласно памятке, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
воспитывать уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
уметь критически осмысливать информацию о средневековой деревне
Этапы урока:
Организационный момент. Проблемная задача урока6
В чём проявлялась феодальная зависимость крестьян?
Актуализация опорных знаний. Исторический диктант:
Феод, феодал, сеньор, вассал, феодальная лестница, междоусобицы.
Мотивация учебной деятельности. Работа с документом
Проблемное задание:
Почему крестьяне искали покровительство у феодалов, которые их эксплуатировали?
Докажите, что каждый крупный феодал имел в своих владениях такую же власть, как правитель государства?
Отрывок из Анналов аббатства Мури (Швейцария): «Жил некогда в Волене могущественный вельможа по имени Гунтрамен, имевший множество владений в разных местах и жадно взиравший на имущество своих соседей. Некие свободные люди, проживавшие в одном селении, надеясь, что он будет к ним добрым и милостивым, передали ему свои земли и стали ему платить оброк с условием, чтобы пребывать в безопасности под его покровительством и защитой.
Он же, возрадовавшись и замыслив злое, стал утеснять их: сперва одолевал просьбами, потом, пользуясь своей широкой властью, приказал исполнять для него разные службы, как будто они его крепостные, именно – утеснял их полевыми работами, уборкою сена и прочим по своему произволу…
Тем временем король прибыл в Солер; пришли туда и поименованные поселяне с жалобами на незаконное их утеснение. Но в столь многочисленном сборище вельмож, а также по причине грубости их речи не дошли до государя эти жалобы»
Изучение нового материала.
Проблемное задание: В чём проявлялась власть феодала над зависимыми крестьянами?
Крестьянин перед лицом сеньора. Работа с текстом учебника – работа в группах (с. 107-109. Первая группа). Беседа по вопросам к тексту.
1 группа – Барщина
2 группа – денежный оброк
3 группа – натуральный оброк
4 группа - другие повинности
Выписать и объяснить повинности крестьян: Барщина, натуральный и денежный Оброк, другие повинности.
2. Будни средневековой жизни. Работа с иллюстрациями учебника.
3. Крестьянская община. Самостоятельная работа с текстом учебника (с. 112-113) по заданию:
Почему крестьяне объединялись в общины?
4. Натуральное хозяйство. Выступление ученика, опережающее задания.
5) Презентация «Средневековая деревня и её обитатели». Ответы на вопросы к презентации.
V. Закрепление знаний. Метод синквейн.
Метод «Синквейн»
1 – средневековая деревня
2 – община, повинность
3 – трудиться, кормить, подчиняться
4 – «Нет земли без сеньора»
5 – община
Рефлексия.
Что мне известно?
Что я узнал?
VII. Домашнее задание. Пар. 11, термины.