Нарушение письма у младших школьников. Дисграфия


МОУ « Рождественская СОШ»
Иконникова Э.Г. учитель начальных классов
Нарушение письма у младших школьников. ДисграфияС началом обучения в школе у многих детей обнаруживаются трудности овладения письмом. Нарушение письма является распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста. Необходимо раннее выявление, предупреждение и коррекция специфических нарушений письма у детей, так как письмо играет важную роль в жизни человека, оно влияет на психическое развитие, на формирование личности.
Что же такое дисграфия? Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Признаками дисграфии принято считать стойкие ошибки в письменных работах детей школьного возраста, которые не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила, что позволяет выделять их среди ошибок, характерных для большинства детей младшего школьного возраста в период начала овладения письмом. Дисграфические ошибки являются многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время, они связаны с несформированностью лексико-грамматического строя речи, недоразвитием оптико-пространственных функций, неполноценной способностью детей дифференцировать фонемы на слух и в произношении, анализировать предложения, осуществлять слоговой и фонематический анализ и синтез.
Выделяет следующие группы ошибок при дисграфии:
 -  искаженное написание букв;
   - замена рукописных букв, имеющих графическое сходство, а также обозначающих фонетически сходные звуки;
   - искажение звукобуквенной структуры слова (перестановки, пропуски, добавления, персеверации (повторение ) букв, слогов);
    -   искажения структуры предложения (раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов( ошибочное воспроизведение слова, путем соединения слогов, взятых из разных слов);
     -  аграмматизмы на письме (нарушение умения правильно строить и воспроизводить предложения)
Начало формы
Конец формы
По мнению многих исследователей, из-за малой продолжительности добукварного периода, очень многие дети просто не успевают овладеть сложнейшим навыком анализа речевого потока, что говорит о необходимости правильно организованной дошкольной подготовки.
Для овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Из всех видов анализа речевого потока: деление предложения на слова, слов на слоги и слов на звуки, - самым сложным для детей является последний - фонематический анализ слов. По мнению исследователей, под полным фонематическим анализом слова подразумевается умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, то есть четко представлять себе его звуковую структуру. В, частности, ребенок должен уметь определить: какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова; сколько всего звуков в слове; какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, последний и т.д.; каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова.)
Среди всех видов нарушений письма, дисграфия на почве языкового анализа и синтеза, является наиболее распространенной. Причины дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у обучающихся исследователи видят в речевом недоразвитии, несформированности психических функций и трудностях звукового анализа слов.
В письменных работах детей с данной формой дисграфии наблюдаются специфические ошибки, в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.
Ошибки данного вида дисграфии, носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Без специально организованной, систематической помощи специалистов, знающих причины, механизмы речевой патологии, эти нарушения не могут быть устранены.
Для коррекции данного вида специфических ошибок необходима последовательная логопедическая работа по формированию аналитико –синтетических функций. Логопедическая работа с младшими школьниками, в целях коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, включает следующие направления:
1. Развитие анализа и синтеза структуры текста
2. Развитие анализа и синтеза структуры предложения
3.Развитие слогового анализа и синтеза
4.Формирование фонематического анализа и синтеза
Таким образом, логопедическая работа способствует развитию анализа и синтеза структуры текста, предложения, развитию слогового, фонематического анализа и синтеза, а также развитию неречевых аналитико-синтетических функций, что значительно снижает количество специфических ошибок на письме у младших школьников.