Нарушение письменной речи у учащихся.


Нарушение письменной речи у учащихся.
Нарушения речи у учащихся являются очень распространёнными и носят системный характер. Они затрагивают как фонетико – фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом. Наиболее частыми речевыми расстройствами у учащихся школы являются дефекты звукопроизношения и нарушение письменной речи. В связи с тем, что у учащихся отмечается нарушение слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, пространственных представлений. Поэтому нарушение какой- либо из указанных функций и вызывает нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.
Основные ошибки на письме у учащихся.
- графические ошибки, отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определёнными звуками. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме, наиболее часто смешиваются следующие буквы: П-Т, П-Н, П-И, У-И, Ш-И, М-Л.
- специфические фонетические замены, сюда относится замена и смешение букв, обозначающих шипящие и свистящие звуки, звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные, замена букв обозначающих гласные звуки.
- нарушение слоговой структуры слова, это пропуски отдельных букв и целых слогов, перестановка букв и слогов, раздельное написание частей одного слова. И слитное написание двух слов.
- грамматические ошибки, к ним относятся пропуски и неверное применение предлогов служебных слов, падежных окончаний, неверное согласование слов.
- орфографические ошибки – преимущественно на буквы, обозначающие безударные гласные, непроизносимые согласные, на написание звонких и глухих согласных, на обозначение смягчения согласных.
Основные причины появления ошибок на письме.
- неправильное произношение всех звуков речи;
- неправильное различение звуков на слух;
- неумение выделять звук на фоне слова;
- неумение определять место звука в слове;
- несформированность грамматических систем;
У учащихся с нарушением письма страдает и связная речь. Так как связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности и носит характер последовательного и развёрнутого изложения. Связная речь формируется на основе диалогической речи. Поэтому на логопедических занятиях уделяется большое внимание развитию связной речи, в особенности пересказу, просить пересказывать прочитанные сказки, рассказы, просмотренные фильмы и мультфильмы. Необходимо учить учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы, составлять рассказы по серии сюжетных картинок.
Основные методы, используемые на занятиях:
- Учебное исследование;
- многогранность;
- вариантность;
- постепенное углубление занятий использующих наглядно – чувственные опоры.
Для преодоления снижения речевой активности используются двигательные реакции, сопряжённые с речью.
Основные направления коррекционной работы по исправлению письменной речи у учащихся:
- выявление нарушений чтения и письма;
- развитие фонетического восприятия;
- развитие навыков звукового анализа и синтеза;
- обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им;
- развитие грамматических навыков;
- развитие связной речи.
Поэтому логопедическая работа по коррекции письменной речи должна строиться с учётом этих направлений. Практический материал разбит на блоки в соответствии со структурой логопедических занятий и должен быть расположен по степени нарастания сложности заданий.
Развитие фонематического восприятия.
С развитием фонематического слуха осуществляется работа над звукопроизношением. Необходимо устранить все недостатки фонем, искажения, замены, отсутствие звука. Иногда у некоторых учащихся при нарушенном фонематическом слухе даже сохранённые звуки не могут артикулироваться абсолютно чётко.Наиболее часто у учащихся на письме нарушена дифференциация следующих звуков Ц – С, Ч – Т, Ч – Щ, звонких и глухих согласных, особенно смычных Д – Т, Б – П, Г – К, свистящих З – С, шипящих Ж – Ш.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Для усвоения навыков письма большое значение имеет умение учащихся разделять слова на слоги, кроме того слоговой анализ, помогает более эффективно овладевать звуковым анализом слова. В процессе письма учащиеся часто пропускают гласные звуки, которые воспринимаются как оттенки согласных звуков. Учащиеся должны усвоить основное правило слогового деления, в слове столько слогов, сколько гласных звуков. В процессе обучения звуко - слоговому анализу необходимо научить учащихся различать знакомые звуки, знать гласные, знать изучаемые согласные звуки и их артикуляционные признаки (твёрдость – мягкость, звонкость – глухость), выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (мак), двусложных (типа липа), трёхсложных (типа машина), определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова), определять количество звуков в слове.Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
На этом этапе работы необходимо учить учащихся разным способам образования новых слов, например, образования слов с помощью различных приставок от одной гласной основы (у – шёл, при – шёл), с помощью одной приставки от гласных глагольных основ (при – шёл, при – нёс). Проводить работу по подбору однокоренных слов. На протяжении всех логопедических занятий расширяется, уточняется, закрепляется словарный запас.
Работа по развитию лексико – грамматических навыков.
Упражнения носят характер наблюдения, сравнения, в результате чего учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, осмысливать и вводить изучаемые конструкции в собственную речь. Поэтому на логопедических занятиях используются упражнения для практического овладения категориями существительного, прилагательного, причастия, наречий, глагола. Упражнения для уточнения расширения лексического запаса слов, упражнения по словообразованию. Работа с родственными словами, с антонимами, синонимами, с многозначностью слов. Наиболее трудными для учащихся является употребление в письменной речи предложно – падежных конструкций, в понимании предлогов.
Развитие связной речи.
Развитие связной речи, как устной, так и письменной на логопедических занятиях должно уделяться большое внимание. На этом этапе работы проводится работа над сюжетной картинкой, серией последовательных сюжетных картин, сравнительных картин для объяснения причинно – следственных связей. Кроме этого на занятиях необходимо использовать объяснительное чтение. В процессе чтения выполнять чтение с делением на слоги всех слов предложения. Даётся задание на заучивание пословиц, чистоговорок, поговорок, считалок.
Формирование неречевых процессов.
На логопедических занятиях необходимо наряду с развитием речи учить учащихся правильно мыслить, сравнивать, обобщать, развивать навыки анализа и синтеза, учить контролировать свою и чужую речь, развивать зрительную и слуховую память. На логопедических занятиях в 1 классе по коррекции письма включаются упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Такие как:
- учимся проводить прямые, ломанные, кривые линии;
- обводка по шаблону, трафарету, контуру;
- соединение по точкам;
- раскрашивание и штриховка в разных направлениях с соблюдением ограничения. Например, заштриховать треугольник вертикальными линиями.
Если учащиеся плохо запоминают буквы, используются такие приёмы и методы как:
- выкладывание букв из палочек, гороха, пуговиц;
- лепка из пластилина;
- прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами;
- угадывание букв по контуру из набора пластиковых букв;
- обведением пальцем контура букв, штриховка букв.
Проводимая работа на занятиях позволяет сделать вывод о том, что логопедическая работа на письме должна быть комплексной направленной на коррекцию нарушений в письменной и устной речи.