Педагогика встречных усилий с использованием современных дидактических моделей на уроке русского языка как средство развития устной и письменной речи и повышения грамотности учащихся


«Педагогика встречных усилий с использованием современных дидактических моделей на уроке русского языка как средство развития устной и письменной речи и повышения грамотности учащихся».
Судьба будущей России - в руках школьного учителя. Учителю, прежде всего, нужно продумать и прочувствовать до конца своё великое предназначение. Он не специалист по ликвидации безграмотности, а, прежде всего, воспитатель души. Поэтому для него важно самому ясно понять, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить, укреплять и развивать совесть, достоинство, честь, патриотизм.
Процессы модернизации современного образования обозначили проблему формирования у обучающихся не столько абстрактно-теоретических, сколько социально-практических знаний, умений и навыков, в том числе и в процессе обучения русскому языку. Традиционная предметность должна сочетаться с реальной действительностью, социумом, в котором предстоит жить и трудиться сегодняшним школьникам.
Формирование у школьников коммуникативной компетенции, культуры общения от межличностной до корпоративной особенно актуально сегодня, когда необходимо динамично и грамотно ориентироваться в захлестывающем потоке самой разнообразной информации. Развитие и образование подрастающего поколения — процесс, практически непрерывный: они учатся и развиваются не только, даже не столько в школе, сколько под влиянием семьи, социума, окружения подростков, средств массовой информации, Интернета.
В своей работе я использую новые образовательные технологии интерактивного характера, которые предоставляют возможности освоения сложных форм одновременного мышления на разных уровнях решаемой проблемы, индуцируют мыслительную деятельность учеников, позволяют освоить практически приемы и стратегии делового взаимодействия.
Опыт использования программ компьютерной поддержки обучения русскому языку позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективными для применения в учебном процессе являются программно-методические комплексы, включающие в себя программы по усвоению теоретического материала, комплексные системы упражнений, направленные на формирование орфографических и пунктуационных навыков, и программы контроля знаний и умений. Важным качеством данных программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.
Комплексная система упражнений, созданная с учетом достижений традиционной педагогики, психологии и дидактических возможностей компьютера, обеспечивающая поэтапный, многоуровневый контроль усвоения орфографических знаний и выработку прочных орфографических навыков, выстраивалась в соответствии с особенностями формирования орфографических навыков и возможностями компьютера. Такая система упражнений, с одной стороны, опирается на особенности формирования орфографического навыка, а с другой — учитывает возможности каждого отдельного обучающегося.
В отличие от традиционного обучения, программно-педагогические средства могут не только дать задания для выполнения различных упражнений, подобрать дидактический материал для каждого ученика и непрерывно изменять его сложность в зависимости от успехов школьника. Обучающие программы способны руководить процессом формирования орфографических навыков, указывать, какие необходимо совершать действия для решения той или иной орфографической задачи на том или ином этапе формирования навыка, и тут же осуществлять постоянный оперативный контроль за правильностью действий и их корректировку. Поэтому учащийся знает, правильно ли он решает каждую орфографическую задачу. При этом компьютерное обучение обеспечивает полную самостоятельность учащихся в ходе выполнения тренировочных упражнений.
Таким образом, разнообразные интерактивные технологии позволяют организовать процесс обучения, в котором с небольшими временными затратами происходит эффективное развитие вербальных коммуникативных способностей школьников, а также развитие навыков группового взаимодействия, а через него — приобщение к культуре принятия решений, к участию в процессе организации и управлении деятельностью.
Безусловно, ни одна самая высокотехнологичная компьютерная программа не заменит живого человеческого общения, не уменьшит роли учителя в образовательном процессе — она лишь инструмент, позволяющий создать новое образовательное пространство на уроке, в котором каждому, даже самому слабому учащемуся дается возможность индивидуально, самостоятельно, но организованно овладеть необходимым объемом информации.
Мой опыт показывает, что систематическое и целенаправленное использование электронных учебников, является логическим продолжением традиционной работы над орфографическими и пунктуационными правилами и ставящего своей целью организовать индивидуальную работу учащихся по овладению мыслительными операциями, в комплексе с другими средствами обучения дает более высокий уровень грамотности учащихся, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к русскому языку.
На уроках уделяю большое внимание формированию умения «видеть» структуру слова, определять значение морфем, и в первую очередь корня, так как это во многом способствует успешной работе по предупреждению одной из самых распространенных ошибок — ошибки в написании безударной гласной в корне, особенно в глаголах. Принадлежность слова к той или иной части речи учащиеся определяют сами, что в значительной степени помогает формированию умения «узнавать их в лицо». Затем эти слова многократно «пропускаются» через различные виды работ: орфографические и словарные диктанты, тренировочные упражнения, задания, связанные с анализом структуры слова, тренировочные. Они записываются в раздел ученического словаря — «Словарь трудных слов» и заучиваются наизусть. Эти слова также систематически включаются в контрольные словарные диктанты. Полную самостоятельность при проведении таких диктантов обеспечивает наличие двух вариантов. При этом сразу диктуются два слова — первое для одного, второе для другого варианта.
Считаю, что главным критерием оценки эффективности урока русского языка является конкретный результат—достигнута ли его цель или нет, что усвоили и как усвоили учащиеся, какие конкретные умения отработаны на данном уроке. Обязательной является работа в классе над всеми допущенными ошибками. Она проводится на этом же или на следующем уроке. Эффективной формой контроля является и тестовая проверка. Она позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности об объективности результатов обучения.
Результаты тестовой проверки фиксируют достижения учащихся на определенном этапе обучения, поэтому они носят тематический характер (проверка изученной темы), промежуточный (проверка фрагментов темы) и итоговый (например, проверка знаний, умений и навыков учащихся за определенный период обучения). Проверку могу провести как по всему тесту, так и по его отдельным вопросам. Организуется она следующим образом. Каждый ученик получает листы с тестовыми заданиями. Вся работа выполняется на этих листах (без записей в тетрадях): ученик должен выбрать правильные ответы и обвести их ручкой или карандашом. Задание считается выполненным верно, если ученик обвел кружком все цифры, которые соответствуют правильному ответу
Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, предлагаю творческие задания; в словарно-лексической работе используются такие приемы, как составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, обращение к этимологии слов, работа со словарями, составление с новыми словами гнезд однородных слов. Все это способствует прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека.
Кроме основного типа уроков - традиционного, в своей работе провожу уроки-семинары как одну из форм обобщающе-повторительных занятий, уроки-зачеты, уроки корректировки знаний учащихся. В целях систематического контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащимся, кроме традиционных форм — диктантов, изложений, срезовых контрольных работ, предлагаются тесты, которые позволяют, во-первых, быстро осуществить прямую и обратную связь в системе обучения и откорректировать знания и умения учащихся, во-вторых, подготовить их к тестированию, применяемому в определении знаний, профессионального уровня и коэффициента интеллектуальности в различных сферах современной жизни.
Развитие речи, ее содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание.
В системе развития речи учащихся предлагаю различные формы творческих и самостоятельных заданий — от самостоятельной работы с лингвистической литературой до рецензирования и составления диктантов и изложений; в уроки включаю индивидуальные, групповые и коллективные задания. Эффективной формой развития монологической лингвистической речи школьников являются их выступления на семинарах.
Для развития речи учащихся необходима работа с образцами правильной русской речи, поэтому дидактическим материалом уроков являются тексты русских мастеров слова, звучит образная русская речь. Как одну из форм работы с текстами я провожу комплексный анализ, который готовит учащихся к правильному и глубокому пониманию литературного произведения и анализу языковых явлений. Кроме того, текст создает определенный эмоциональный настрой и может быть своеобразным эмоциональным пиком урока русского языка. В процессе комплексной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки учащихся. Одним словом, решается комплекс задач, что позволит старшеклассникам подготовиться к экзаменам. Работу по анализу текста организовываю исследовательскую деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся «открывают для себя» закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдения над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц не из параграфа учебника, а в результате практической деятельности, которая носит творческий, исследовательский характер.
Значение уроков литературы трудно переоценить: именно на этих уроках дети получают представления о вечных нравственных ценностях, о добре и зле, узнают о мире и о людях, о своей Родине и народе, знакомятся с классическими и современными литературными произведениями, сочувствуют героям, смеются и плачут, овладевают
тайнами художественного слова.
Одним из важнейших условий формирования литературного развития учащихся является домашнее чтение, поэтому зачастую вопросы домашнего задания предопределяют содержание и форму следующего урока. Я использую систему индивидуальных заданий, только обязательно нужно, давая такое задание ученику, проверить его выполнение и оценить. Очень важно, чтобы индивидуальное задание -в устной или в письменной форме выполнялось строго к указанному сроку, иначе эти задания теряют не только свою актуальность, но и смысл.
Читая произведения русских и зарубежных писателей, мы вместе с учащимися не раз задумываемся над глобальными проблемами: Как жить? Чем дорожить ? Какую дорогу выбрать? Как научиться понимать себя самого и другого человека
Вместе с тем, на уроках литературы идет формирование таких специальных умений, как умение сопоставлять эпизоды, находить ключевое слово и т. д. На каждом уроке, как правило, идет работа над постижением сути произведения, а также работа над словом - понятием.
Ученик движется от понимания смысла слова в произведении к умению сформулировать собственную мысль, выразить своё впечатление от прочитанного. Поэтому я обращаю внимание на работу по развитию речи, на расширение словарного запаса учеников, на умение формулировать собственные мысли и впечатления.
Приобщение к искусству слова не может успешно осуществляться в процессе только лишь репродуктивной деятельности, поэтому особое внимание обращаю на творческие работы учащихся.
В своей работе, стремясь довести читательское восприятие учеников до высшего идейно-эстетического уровня, конечно, забочусь не только об интеллектуальном осмыслении, но и о глубокой эмоциональной реакции, эстетическом наслаждении и развитии воссоздающего и творческого воображения.
Творческий характер восприятия литературного произведения формируется под непредсказуемым знаком вопроса, таким интригующим и сдерживающим одновременно. И все-таки уже можно определенно сказать, что один из способов избежать угрозы отчуждения читателя от живого текста — это литературная игра.
Игра на уроке литературы наилучшим образом помогает разрушить те невидимые стены, что зачастую становятся непреодолимой преградой между книгой и школьником.
К играм на уроке относятся неоднозначно. Часто игра ассоциируется с чем-то беззаботным, развлекающим, уводящим от сложных и серьезных проблем. Но я считаю, что школьник «в игре расширяет поле зрения, в том числе и интеллектуальное» . Игра помогает противостоять отупляющей однотипности уроков, подслащивает горький корень учения, помогает хоть ненадолго уйти от принуждения и понукания. Достоинство литературных игр еще и в том, что они раскрепощают сознание.
Нестандартная форма построения учебного процесса в виде игры делает более доступной художественную выразительность текста, так как ослабляет сдержанность эмоциональной реакции. Свободное, открытое погружение в текст без указующего перста учителя, непредсказуемый ход литературной игры пробуждают зоркость и чуткость сердца. . И это помогает лучше воспринимать пафос произведения, личность художника, выразительность его стиля. Именно нестандартная форма урока обеспечивает такое глубокое проникновение в литературный материал, при котором усиливается внимание к деталям, освещающим смысл произведения, к психологической выразительности образов. Литературная игра, таким образом, становится лучшим средством осуществления литературного развития в неформальном общении.
При составлении игр я творчески использую сюжетные элементы таких известных телевизионных передач, как «Звездный час», «Умники и умницы» и др. Традиционные. хорошо известные телепередачи уже познакомили детей с правилами игры, и это облегчает ее проведение на уроке. К тому же полюбившаяся зрителям форма веселого и остроумного зрелища без особой агитации вызывает положительную реакцию.
Я убеждена, что если ограничиться пусть даже мастерским анализом произведения, минуя внеклассные занятия, то о Пушкине и Тургеневе, Толстом и Лермонтове, об Ахматовой и Цветаевой ученики получат лишь приблизительное представление.
Цель внеклассного занятия — развитие эстетических вкусов и творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно мыслить и работать, привлечь внимание к произведению. Регулярно проводим «Дни Чтения», «Фестиваль риторики», «Я поэт».
Мои ребята принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах. Были написаны исследовательские работы по литературе ( работы «Великая Отечественная война в произведениях Бондарева», «Моя Родина», «Я и моя семья – вместе в будущее» - были отмечены областными дипломами), учащиеся пишут стихи.
Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и задача учителя -стать им другом, раскрыть богатство их душ.