Развитие творческого потенциала студентов как способ формирования личностных качеств будущих специалистов


Развитие творческого потенциала студентов как способ формирования личностных качеств
будущих специалистов
Развитие творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности по литературе – это тема, над которой мы работаем на протяжении многих лет. Эта проблема не нова, но актуальна сегодня как никогда. Наш век требует от человека не шаблонных привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче реализоваться в профессиональной деятельности, найти творческую «изюминку» в любом деле и достичь высокой производительности труда.
В.А. Сухомлинский считал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Поэтому во внеурочной работе по литературе важно найти такие формы, методы и приемы работы со студентами, которые развивают творческие способности.
Работая со студентами, понимаешь, что мероприятия по литературе будут тогда результативны, когда они интересны. Интерес студентов подпитывается желанием присутствовать на необычных мероприятиях. Следовательно, необходимо подбирать такие формы, чтобы ребятам хотелось в них участвовать, выполнять различные виды работ, с удовольствием изучать новый материал, используя уже накопленные знания, работать не только самостоятельно, проявляя свое творчество, но и в группах и микрогруппах. Как преподавателю-словеснику приходится уделять много внимания подготовке и проведению внеурочных мероприятий. Все они призваны выявить и развить способности и таланты каждого студента, помочь ему раскрыть свою индивидуальность, а также привить умение быть одной командой со своими однокурсниками. В своей работе используются следующие формы внеаудиторной работы: вечер-спектакль, концерт, литературно-музыкальная композиция, литературное кафе, ролевая игра, конкурс чтецов, конкурс сочинений и др.
Наиболее привлекательной формой по результатам анкетирования студенты назвали вечера-спектакли. Провожая Год литературы в России, был подготовлен и проведен Литературный фестиваль «Вспоминая классику», в котором приняли участие все группы колледжа. Сначала продумывалась основная идея. Не зря А.Н. Островский писал, что «если автор не может придумать название произведения, то значит, не ясна его идея». Идея данного фестиваля театральных миниатюр - еще раз вспомнить и перечитать произведения русской литературы ХIX и ХХ века. Следующий очень важный этап – работа над сценарием. Все выступления групп имеют сценарий, т.е. строятся по сценическим законам, имеют завязку, фабульную основу и кульминацию. Мини-спектакли по произведениям А.С. Пушкина («Цыганы», «Метель»), Н.В. Гоголя («Мертвые души»), А.Т. Твардовского («Василий Теркин») и др. позволили углубить и расширить знания о творчестве великих классиков, то есть выйти за рамки учебной программы.
Как же раскрывается творческий потенциал студентов на данном мероприятии? На наш взгляд, происходит это прежде всего через:
углубление и расширение знаний по литературе;
развитие личностных ресурсов: уверенности в себе, повышение самооценки;
формирование чувства прекрасного.
Уроки-спектакли не случайно так любимы студентами. Создается особый эмоциональный фон, когда преподаватель и студент являются соавторами, создается удивительная творческая атмосфера, возникает заинтересованное обсуждение важных литературных и мировоззренческих вопросов – споры, в которых рождается истина. В этой атмосфере студент из ответчика, со страхом ожидающего, когда его спросят, превращается в соратника, равноправного с преподавателем искателя истины, с которым вместе думают, мучаются, порой фантазируют, ищут, радуются открытиям…
Характер знаний, получаемых в ходе таких мероприятий, таков, что они должны быть не только продуманы, осмыслены, восприняты разумом, но, прежде всего, прочувствованы, восприняты эмоционально.
По характеру воздействия на студентов к урокам-спектаклям близки литературно-музыкальные композиции. К 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова была подготовлена и проведена литературно-музыкальная композиция «Страницы мятежной жизни». При подготовке сценария была поставлены задачи:
- повторение, обобщение и углубление знаний студентов о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;
- воспитание чувства патриотизма;
- формирование эстетических и духовно-нравственных качеств и творческого потенциала обучающихся.
В основу композиции были положены основные этапы творческой биографии поэта, которые сопровождались чтением стихов Лермонтова.
В презентацию были включены портреты поэта, его рисунки, воспоминания современников, фрагменты из фильма о Лермонтове, а также иллюстрации к его произведениям.
При отборе стихотворений учитывались не только широко известные программные произведения, но и те, которые позволяли расширить представление о личности поэта, глубоко проникнуть в его духовный мир. Большой интерес студентов вызвала инсценировка отрывка из драмы «Маскарад». Ребята не только сыграли сценку, но и исполнили вальс на музыку А.Хачатуряна.
Внеаудиторное мероприятие, посвященное творчеству К. Симонова, «На перекрестке судеб и дорог», было проведено в форме литературного кафе. Вечер был приурочен к 75-летию со дня опубликования знаменитого стихотворения «Жди меня». Программа по литературе выделяет на обзор творчества поэтов военной поры один академический час. Внеклассная работа позволила студентам расширить знания о Симонове, пробудила интерес к его творчеству. При составлении сценария активно использовалась мемуары, воспоминания о поэте, фрагменты аудио- и видеозаписей с участием Симонова, фрагменты фильма «Жди меня».
В ходе подготовки и проведения мероприятия творческий потенциал раскрывается через
формирование потребности в чтении русской поэзии;
повышение общей языковой культуры;
эстетическое и духовно-нравственное развитие.
Кроме студентов в литературном кафе участвовали преподаватели, которые с удовольствием перечитывали любимые строки из сборников К. Симонова и рассказывали о музе поэта – актрисе Валентине Серовой.
К 120-летию со дня рождения талантливейшего русского поэта Сергея Александровича Есенина была подготовлена литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации «России стихотворная душа». В ходе подготовки и проведения этого мероприятия студенты познакомились со сложной жизнью великого русского поэта, с воспоминаниями его друзей и близких и, главное, с его стихами, в которых выражена любовь ко всему живому, к жизни, к Родине. Студенты в сценических костюмах воплощались в Есенина, Горького, Зинаиду Райх, героев поэмы «Анна Снегина». Были исполнены песни и романсы на стихи Есенина, показаны фрагменты фильма о поэте.
Этот вечер позволил обобщить знания студентов о творчестве Есенина, заставил задуматься о трагической судьбе поэта в переломную эпоху, затронул молодые души, хочется верить, что стихи Есенина будут жить в сердцах наших ребят и делать их лучше, добрее, благороднее.
В канун Дня Победы традиционно проводятся в колледже конкурсы сочинений, поэтические вечера, концерты. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне был посвящен урок-концерт «А музы не молчали». Проведению его предшествовала большая подготовительная работа, в которой были задействованы все группы первого и второго курса. В группах проводился конкурс чтецов (тематика – «Поэзия военных лет» - была объявлена заранее). Победители этого конкурса были приглашены на итоговый концерт.
При подготовке сценария были использованы фрагменты кинофильма «Доживем до понедельника», где звучит песня на стихи Николая Заболоцкого «В этой роще березовой…», песни военных лет, а кульминацией концерта стала композиция о поэтах, не вернувшихся с войны, где студенты читали стихи Николая Майорова, Георгия Суворова, Михаила Кульчицкого и других поэтов.
Подобные мероприятия не только развивают творческие способности
(ведь выразительное чтение мы практикуем и на обычных уроках), но и способствуют воспитанию патриотизма, гордости за свою Родину, ее героическое прошлое.
В своих сочинениях на тему «След войны в моей семье» ребята часто пишут, восхищаясь поколением 40-ых: «Как они могли выжить в этом аду!? Особенные были?! Да нет, обычные…»
Развитие творческих способностей в первую очередь зиждется на сопереживании, поэтому так важно затронуть души ребят. В ходе подготовки сценария, репетиций очень много внимания уделяется индивидуальной работе со студентами, которым предстоит быть ведущими. Здесь важна психологическая подготовка, отработка речевых навыков, эмоциональный настрой, даже внешний вид, которые вместе способствуют созданию торжественной атмосферы праздника.
Творческий потенциал на такого рода мероприятиях раскрывается через:
формирование духовных, нравственных, поведенческих качеств личности;
развитие образного мышления;
формирование готовности к познанию нового.
В мероприятиях, о которых говорилось выше, ведущими всегда были студенты. Это кропотливая работа не проходит даром: как правило, эти ребята активно участвуют и в дальнейшей студенческой жизни колледжа и неплохо учатся.
Таким образом, можно сделать вывод:
Внеурочные мероприятия по литературе создают благоприятные условия для развития не только лингвистической и социокультурной компетенции, но и формирования личностных качеств студентов – будущих специалистов в любой профессии: творчества, креативности.
Во внеурочной работе студенты проявляют большую самостоятельность и инициативность как в проведении, так и в организации мероприятий, что поможет им в дальнейшей профессиональной деятельности.
Участие в творческих проектах углубляет и расширяет не только знания по литературе, способствует повышению качества чтения, но и воспитывает гражданина и патриота своей Родины.
Список литературы
Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству. - М.: Научное творчество, 1999.
Антонова Е.Е. Проблема развития способностей и одарённости в педагогической теории Я.А. Коменского/ Е.Е. Антонова // Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология. – 2011. - №1(4). – С. 17-20.
Богоявленская С. А. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2014.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. - М: Педагогический поиск, 2009.
Насонова, Т.Г. Творческие способности учащихся как психолого-педагогическая проблема / Т.Г. Насонова // Образование и общество. – 2012. - №4. - С.20-27.