Научно-методическая статья РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА – КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА – КАК ОСНОВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ
СПЕЦИАЛИСТОВ
Корбова Марина Александровна
г.Нижневартовск
Бюджетное учреждение профессионального образования «Нижневартовский политехнический колледж»
Двадцать первый век и новое тысячелетие – это время информации. Как и всегда важнейшим средством обмена информацией по-прежнему была и остаётся речь. Формирование коммуникативно-речевых навыков, умения грамотно и свободно говорить и писать, целесообразно используя языковые средства, – необходимое условие становления успешного во всех отношениях специалиста. При этом не важно, какой профессиональной деятельностью он занимается. Именно в этом основное предназначение русского языка и культуры речи.
Формирование языковой, речевой и коммуникативной компетентности будущих профессионалов мастеров производственного обучения и техников по различным направлениям – основная цель дисциплин «Русский язык» и «Литература» изучаемых в Нижневартовском профессиональном колледже.
Изучение данных учебных дисциплин в колледже обусловлена необходимостью научно-технического подъема в стране, рынком труда, новыми социально-экономическими условиями, требующими кардинального роста производительных сил на основе создания интенсивных систем обучения, обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовки и уровень, требуемого обществом личностного развития молодежи. Подготовка конкурентоспособного на рынке труда, профессионально мобильного рабочего в значительной степени зависит от профессиональной компетентности и педагогического мастерства педагога профессиональной школы.
Важным условием методического мастерства будущего мастера производственного обучения является владение техникой педагогического общения. В межличностном общении решающую роль имеет коммуникативная сторона.
К факторам, обуславливающим коммуникативные барьеры, относятся невыразительная, фонетически неправильная речь, напряженность в логике ее построения, социокультурные и этнические различия, внешний вид, манера поведения и другие. Речевые коммуникативные барьеры в педагогической деятельности мастеров производственного обучения не только отрицательно могут влияют на их авторитет, но в значительной степени будут способствовать снижению эффективности проводимых ими занятий. Будущий мастер может отлично знать практическую часть дела, быть специалистом своего дела, но оказаться не подготовленным кратко и ясно доводить до учащихся суть знаний и умений, не уметь свободно владеть и оперировать понятийным аппаратом, являющимся основой профессиональной подготовки. Отсюда следует, что формирование и развитие культуры речи у студентов колледжа, владение языком получаемой технической и педагогической составляющих профессии является такой же важной составной частью их профессиональной подготовки, как изучение общетеоретических, общетехнических, специальных и иных дисциплин.
К сожалению, в большинстве средне-специальных учебных заведениях обучение русскому языку и литературе имеет ту же направленность, что и в школе — дать студентам, как и по общенаучным дисциплинам (физика, химия, математика) общеобразовательную подготовку, не учитывая того, какую специальность они получают, какова специфика языка предстоящего профессионально-педагогического труда. В этом случае русский язык и литература не «работают» на формирование таких профессионально значимых качеств педагога профессиональной школы, как коммуникабельность, умение доступно и кратко доводить до учащихся суть программного материала по той или иной дисциплине, грамотно оформлять технологическую карту, деловую бумагу, расширять деловые контакты с людьми, непрерывно совершенствовать устную и письменную грамотность, пополнять свои знания путем самостоятельной работы с научной и технической литературой.
В связи с этим в ответ на требования времени в Государственные образовательные стандарты всех звеньев системы профессионального образования в качестве обязательных включены учебные дисциплины «Русский язык» и «Литература», целью которой является формирование и развитие коммуникативной компетенции будущего специалиста- участника профессионального общения на русском языке в различных сферах производственного общения.
В Нижневартовском профессиональном колледже рабочая программа и календарно-тематический план по дисциплине «Русский язык» и «Литература» построены с учетом требований современного рынка труда.
В начале курса дисциплины студентам доводится информация о том, что современным работодателям требуются специалисты- универсалы. Под специалистами-универсалами подразумеваются те выпускники, которые не только будут владеть основами будущей профессии, но и будут грамотными, всесторонне развитыми людьми, готовыми к решению проблем и восприятию информации.
Помимо теоретических занятий на практических занятиях студенты учатся писать резюме, грамотно выстраивать отношения с собеседником, учатся вести диалог в различных ситуациях. Подобным практическим занятиям уделяется значительное внимание, так как именно на них студенты слышать живую грамотно практическую речь и учатся на наглядном примере как разговаривать с другими людьми. На уроках русского языка и литературы студенты учатся понимать уместно ли использование сленговой речи в тех или иных рабочих ситуациях или нет. С учетом того, что молодежный сленг часто проникает в устную официально-деловую речь, это более чем актуально.
На практических занятиях студенты часто играют в ролевые игры, на которых проигрываются ситуации, которые могли бы возникнуть во время прохождения ими практики, при приеме на работу и т.д. Активно внедряются на уроках русского языка и культуры речи современные информационные технологии. Так студенты нередко готовят видео-презентации на темы:
«Разговор с начальником в кабинете по поводу трудоустройства на работу», «Неприятный разговор с нарушившим дисциплину сотрудником» (где студенты ставят себя как на место работника, так и работодателя). Такие занятия позволяют студентам, будущим специалистам более уверенно со знанием дела приступить к будущей работе.
Данные дисциплины позволяют легче адаптироваться в профессиональной сфере и с этой точки зрения русский язык и культура речи являются необходимой составляющей комплекса дисциплин изучаемых в средних профессиональных учебных заведениях.
Список литературы
1. Зобов Р.А. Самореализация человека: введение в человекознание/
Р.А. Зобов В.Н. Келасьев. – Спб, 2009.
2. Русский язык и культура речи. /Под ред. В. Максимова. - М.,
Гардарики, 2006.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 2002.
4. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2002.
5. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 2010.
6. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. – СПб, 2008.
7. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии,
история и теория. – СПб: ИГУП, 2007.
8. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб., 2011.