Урок истории в 6 классе Средневековая деревня и ее обитатели


Технологическая карта урока по истории Средних веков.
Класс: 6 класс
Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №13 г.о. Жигулевска Лысенко О.И.
Тема: Средневековая деревня и ее обитатели.
Тип урока: комбинированный
Тема Средневековая деревня и ее обитатели.
Цель Дать представления о жизни в средневековой деревне и рыцарском замке, об обязанностях, которые несли крестьяне, и образе жизни феодалов; выделить признаки натурального хозяйства, познакомить с понятиями феодальная вотчина, повинности, оброк,барщина, замок,палица, кольчуга,латы,забрало, турнир,герб,девиз.
Задачи Образовательные:
Раскрывают смысл понятий: феодальной лестницы, сеньор, вассал; на какие сословия делилось средневековое общество;
дать представление об условиях и образе жизни, занятиях крестьян;
выделить признаки натурального хозяйства;
дать характеристику феодального замка и существующих в нем взаимоотношениям.
Развивающие:
развивать умения и навыки работы с историческим пространством : историческими источниками, иллюстративным рядом;
развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией;
развивать умения прослеживать связь времен (средние века и современности);
формулировать умения выполнять эмоционально-оценочные суждения
развивать познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником
Воспитательные:
формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности;
воспитание интереса к истории; желание учащихся в дальнейшем продолжить изучении данной темы
УУД Личностные:; понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира.
Регулятивные: Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.
Коммуникативные: Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Планируемые результаты Личностные:
ориентируются в нравственном содержании и поступках людей на примере взаимоотношений разных слоев общества в Средневековье, осознают причины успеха в учебной деятельности.
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
Метапредметные:
овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением;развитие умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);
развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
развитие умения работать в коллективе.
Предметные:
формирование умения систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;
формирование умения применять полученные знания на практике;
развитие познавательного интереса к истории, расширение кругозора учащихся
Основные понятия Феодальное общество, феодалы, феодальная вотчина, повинности, оброк, барщина, турнир, герб, девиз.Ресурсы:
Основные
Дополнительные Основные: Рабочая программа, учебник, исторический документ.
Дополнительные: Интернет – ресурсы, презентация «В рыцарском замке» {Электронный ресурс.},
Вид урока Урок открытия новых знаний
Технологии Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий
Организация пространства Работа в группах
Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты
Предметные УУД
1.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности. Цель этапа: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока.
Средневековая французская пословица гласит «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды.» О ком говорится в ней и в чем смысл ее? Обсудим это на уроке.
Объявление темы урока, учебных результатов и хода занятия.(презентация) Для раскрытия сущности и значения событий и явлений применять понятийный аппарат исторического значения Метапредметные: овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением.2.Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа: закрепление и углубление знаний по предмету.
Участвуют в диалоге. Беседа.
-Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?
-Из кого образовался класс зависимых крестьян?
В середине 11 в. в Европе установился феодальный строй. Власть в обществе принадлежала феодалам. Подавляющее большинство населения-зависимые крестьяне. Именно о них и будем вести речь.
1.Что означает изученное ранее понятие «феодальная лестница».
2.Дайте определение понятиям «сеньор» и «вассал».
3.А входили ли крестьяне в феодальную лестницу?
В 11-13 вв. в Западной Европе-3 сословия:духовенство,рыцарство, крестьянство. Освоение понятий по теме «Средневековая деревня»
Феодальная лестница,сеньор,вассал.
Знают ли на какие сословия делилось средневековое общество.
Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Коммуникативные: Владеют диалогической формой речи.
Познавательные:
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности
Демонстрируют знания по пройденному материалу.
Личностные: умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми.
3.Изучение нового материала.
Работа с иллюстрацией учебника, формулирование устных ответов. Организует формулирование
темы урока учащимися.
Озвучивает ключевые моменты изучаемого материала.
Задание: изучите иллюстрации учебника (с.87-88, 90-93) и ответьте на следующие вопросы:
-Какие работы выполняют крестьяне, изображенные на миниатюре.
-Какие еще крестьянские работы изображены на с.90-93?
Умение находить нужную информацию.
Характеризуют условия и образ жизни, занятия крестьян, представляют близкие к действительности картины исторических явлений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 
Личностные: действие смыслообразования, т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность.
Познавательные:
Обмениваются полученной информацией.умеют использовать иллюстрационный материал.
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению.

Работа со словарем (вотчина,поместье) «Нет земли без сеньора»- такое правило существовало в Средние века. Вся земля, поля, луга, реки и озера стали их собственностью.
Это феодальная вотчина, или поместье.
Освоение понятий: вотчина и поместье. .
Работа с историческим документом «Повинности зависимых крестьян (вилланов) Нормандии» и заполнение таблицы. Задание: прочитать исторический документ на с.90 и ответить на вопросы:
1.Какие обязанности крестьян, упомянутые в тексте, относятся к оброку и барщине?
2.Ккакие еще дополнительные платы и ограничения были у крестьян?
3.Можно ли на основании документа сказать, было ли у крестьян свое хозяйство? Умение работать с историческим документом. Находить правильный ответ на поставленный вопрос. Личностные: ориентируются в нравственном содержании и поступках людей на примерах взаимоотношений разных слоев общества в Средневековье.
Познавательные:владеют смысловым чтением текста,самостоятельно выделяют в нем необходимую информацию.
Регулятивные:умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Осмысленно читают тест, формулируют устные ответы.
Работа с текстом учебника п.3.&11?исследуйте и назовите причины объединения крестьян в общины.
Работа с текстом учебника (с.92-93, п.6)
Вопрос: Какое хозяйство называется натуральным?
Две главные причины господства натурального хозяйства? Находить правильный ответ на поставленный вопрос. Регулятивные: ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;
Познавательные:
владеют смысловым чтением текста,самостоятельно выделяют в нем необходимую информацию.
В тетрадях графически изобразить феодальное поместье. Виртуальное путешествие во времени. Презентация «В рыцарском замке». Слушают учителя и делают записи. Грамотно излагать исторический материал. Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Физ. минутка. 4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.
Составление вопросов.
На основе изученного материала обобщить выводы и составить пять вопросов к тексту параграфа так, чтобы они начинались со слов «что», «когда», «где», «почему», «как».
Работа в парах.
Готовность применять новые знания и умения Познавательные:
Ориентируются на разнообразие способов выполнения задания.;Коммуникативные Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Регулятивные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивание качества и уровня усвоения.
5.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель этапа: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.
Оценивают уровень своих новых знаний на уроке.
Подведение итогов урока.
- Средневековая французская пословица гласит «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды.» О ком говорится в ней и в чем смысл ее?
Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе;Регулятивные: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные: оценка действий партнера
6.Информация о домашнем задании – Цель: постановка учебных задач.
Записывают домашнее задание в дневник. Домашнее задание
(дифференцированное):
1.Для сильных учеников-&11,ответить на вопрос: сохранились ли элементы натурального хозяйства в современной деревне?
2.Для средних учеников- &11,составить схему «Повинности средневековых крестьян».
3.Для слабых учеников- & 11, вопросы и задания к параграфу. Познавательные:формировать мотивацию к изучению нового материала.
Регулятивные: принимать учебную задачу для самостоятельного изучения.