Разработка урока по теме: Употребление причастий в литературном языке


Урок русского языка по теме "Употребление причастий в литературном языке", 6-й класс
Задачи урока:
образовательные: систематизировать знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль причастий в художественном и научном текстах;
развивающие: развивать логическое мышление, письменную и устную речь учащихся, обогащать их словарный запас, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать интерес к русскому языку как к учебному предмету; расширять кругозор учащихся.
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку и родной литературе; воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, настойчивости, упорства; воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие.
- Давайте улыбнемся партнеру по плечу и пожелаем друг другу хорошего дня.
Создание проблемной ситуации
«Что-то не так».
На доске - предложения с грамматическими ошибками, связанными с употреблениями причастий.
Таймд Раунд Робин (каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение 20 секунд).
1.Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне.
2.На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер.
3.Его разбудила беготня, поднявшейся в доме.
4.Ребята, увидящие красоты озёр Карелии, надолго запомнят их.
Вступительное слово учителя. Запись даты и темы урока в тетради.
Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?
Итак, тема сегодняшнего урока – «Употребление причастий в литературном языке».
Постановка целей.
- Ребята, давайте подумаем, какими могут быть цели нашего урока? (Сингл-Раунд-Робин. Подумали про себя, сформулировали цели урока, используя опорные слова. Начинает отвечать ученик под №3, далее – по кругу. (система, применение, практика, орфография, пунктуация, правила). Ответит ученик за столом № 2 под №1, стол №4 под №3.
систематизировать знания о причастии;
отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила.
- Правильно, ребята. Сегодня мы с вами будем стараться грамматически и орфографически верно употреблять причастия в речи.
Но урок я хочу начать с высказывания А.С.Пушкина: «Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же, как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному. … Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; мы говорим: которая скачет, - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом. Из того еще не следует, что в русском языке причастие должно быть уничтожено. Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретенного им в течение веков».
Основная часть.
Работа с учебником, упр.157. Ученик под №2 за столом №2 прочитает задание: прочитать рекомендацию писателя М.Горького молодым коллегам и высказывание лингвиста Д.Э.Розенталя.
Ученики читают тексты.
- Чем различаются и в чем сходятся позиции обоих авторов? Чья точка зрения на причастия ближе к основной мысли, выраженной в тексте А.Пушкина? Аргументируйте свое мнение.
-Подумайте, сформулируйте ответ на данный вопрос и запишите на листочке. (Финк-Райт-Раунд-Робин «подумай-запиши-обсуди в команде»). Затем по команде читают ответы на данный вопрос с участника под №4 по кругу.
Проверка: ответит участник 1 за столом 3.
Работа со списком типичных ошибок, встречающихся в речи при использовании причастий.
Чтение упр. № 159.
А сейчас послушайте предложения с речевыми ошибками. Вам нужно будет тут же эти ошибки исправлять, записывая правильные варианты на листочках. На столах лежит список типичных ошибок.
- Забредшая в лес корова потерялась. (стол 3, №1)
- Вытерший посуду мальчик помог маме. (стол 2, №1)
- У тебя опять порванные носки. (стол 4, №2)
- Весь убранный хлеб сложили в амбар. (стол1, №4)
- Не садись, этот стул сломанный. (стол 3, №4)
- Мы купили небьющуюся посуду. (стол 2, №4)
- Посмотри на эти сверкающие на горе огни. (стол 4, №3)
- Не образуется причастие от глагола толкнуть. (стол1, №1)
3) Упр.160. Релли Робин. Партнеры по плечу поочередно образуют от данных глаголов все возможные страдательные и действительные причастия.
4) Упр.161. Ол Райт Раунд Робин – один ученик зачитывает свой ответ, а все остальные записывают ответ в тетрадь, далее – по кругу.
VII Домашнее задание, подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы увидели, насколько велики возможности причастий. Мы попытались конструировать предложения с причастиями и причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкций. Заканчивая урок, я опять-таки напомню вам слова Пушкина о том, что благодаря причастиям наш язык становится богаче выражениями и оборотами.
Оценивание учащихся.
Запишите домашнее задание: на выбор – упр.156 – написать сочинение-рассуждение, упр.162 – списать предложения, заменяя глагол причастием. На этом наш урок закончен. Спасибо за работу.
Отклонения от норм образования причастий
1.Неправильный выбор суффикса при образовании действительного причастия пр.вр. Суффиксы –вш- или –ш- зависят от образующей основы: забрел-забредший.
2.Неправильный выбор суффикса при образовании страдательного причастия пр.вр. Чаще они образуются с помощью суффиксов –нн- и –енн-: порванный, убранный.
С помощью суффикса – т- образуются причастия от глаголов с суффиксом –ну-, с основой пр.вр. на –ер, с основой на –ы, глаголы с основой на гласный и с суффиксом –ну-: взять – взятый, запереть-запер-запертый.
3.Неоправданное отбрасывание или добавление постфикса –ся. Если в глаголе, от которого образуется причастие, имеется постфикс –ся, то он должен оставаться и в причастии: оставаться-оставшийся, цвести-цветущие.
4.Есть переходные глаголы, от которых страдательные причастия пр.вр. не образуются: толкнуть, догнать, брать.
Отклонения от норм образования причастий
1.Неправильный выбор суффикса при образовании действительного причастия пр.вр. Суффиксы –вш- или –ш- зависят от образующей основы: забрел-забредший.
2.Неправильный выбор суффикса при образовании страдательного причастия пр.вр. Чаще они образуются с помощью суффиксов –нн- и –енн-: порванный, убранный.
С помощью суффикса – т- образуются причастия от глаголов с суффиксом –ну-, с основой пр.вр. на –ер, с основой на –ы, глаголы с основой на гласный и с суффиксом –ну-: взять – взятый, запереть-запер-запертый.
3.Неоправданное отбрасывание или добавление постфикса –ся. Если в глаголе, от которого образуется причастие, имеется постфикс –ся, то он должен оставаться и в причастии: оставаться-оставшийся, цвести-цветущие.
4.Есть переходные глаголы, от которых страдательные причастия пр.вр. не образуются: толкнуть, догнать, брать.