Статья на тему: Формирование профессиональных компетенций обучающихся через активные методы обучения


Статья: «Формирование профессиональных компетенций обучающихся через активные методы обучения
Профессиональные компетенции – понятие достаточно актуальное для современного рынка труда, важное в определении направлений профессионального образования и оценки уровня подготовки специалистов.
Термин же «профессиональные компетенции» не столь однозначен в определении методологической базы его изучения и имеет в своей интерпретации ряд трактовок и подходов к его пониманию.
Обобщая все подходы к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить 2 основных направления толкования понятия «компетенции»: способность человека действовать в соответствии со стандартами; и характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе. Первый подход условно можно назвать «функциональным», так как он основан на описании задач и ожидаемых результатов, а второй – «личностным», так как в основе стоят качества человека, обеспечивающие успех в работе.
Профессиональные компетенции обладают рядом характеристик:
полифункциональны (позволяют решать разные задачи из одного поля);
позволяют решать сложные задачи (неалгоритмические);
требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств);
переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности);
сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (сотрудничества, понимания, аргументации, планирования и т.д.);
реализуются на разных уровнях (от элементарного до глубокого).
Профессиональные компетенции обучающихся формируются в ходе теоретической и практической подготовки в профессиональных образовательных учреждениях.
Под формированием профессиональных компетенций у обучающихся понимается процесс, подразумевающий создание форм и условий обучающемуся для достижения определённого результата, т.е. сформированных компетенций у обучающегося, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами работодателей и возможностями дальнейшего продолжения образования [7].
Формирование профессиональных компетенций обучающихся происходит на всех этапах учебно-производственного процесса.
Существует несколько путей формирования профессиональных компетенций обучающихся:
Учебные и лабораторно-практические занятия, в ходе которых изучаются технологические процессы производства.
Производственная практика, в ходе которой появляется возможность не только наблюдать за организацией рабочего процесса в организациях, но и закреплять профессиональные умения на производстве.
Участие в профессиональных фестивалях, конкурсах, мастер-классах, конкурсах профессионального мастерства.
Средствами формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся являются:
проектная деятельность;
деловые игры;
ИКТ-технологии;
активные методы обучения;
нетрадиционные уроки и др.
Одним из возможных эффективных направлений формирования профессиональных компетенций обучающихся является использование активных методов обучения в учебно-производственном процессе.
Активные методы обучения это методы, которые позволяют обучающимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счёт сознательного воспитания способностей обучающихся и формирования у них необходимых видов деятельности.
Многообразие активных методов обучения раскрывает возможность органично сочетать усвоение учебных, профессиональных знаний, умений и навыков с формированием и развитием профессиональных компетенций.
Активные методы обучения могут использоваться на различных этапах учебно-производственного процесса: первичное овладение знаниями (проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия); контроль знаний, закрепление (коллективная мыслительная деятельность, тестирование); формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей (использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы
При проведении семинарско-практических занятий можно использовать элементы технологии проблемного обучения. Данная технология предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых формируются новые знания, умения и навыки, развиваются эрудиция, творческое мышление, профессиональные компетенции.
Такая активная форма обучения позволяет применять частично поисковую деятельность и самостоятельную исследовательскую деятельность. Развивает критическое и логическое мышление, позволяет уже во время обучения, и в будущей профессиональной деятельности, ориентироваться в нестандартных ситуациях.
Эффективным методом является письменное инструктирование, которое представляет собой систему заданий, которые предусматривают с первых занятий овладения действием в процессе решения обучающимися практических задач, активизации их теоретических знаний, развития профессиональных компетенций. Письменное инструктирование помогает самостоятельно, без помощи педагога выполнять технологические процессы.
Для систематизации, углубления знаний и последовательного формирования профессиональных умений и как следствие – профессиональных компетенций особую ценность в профессиональном обучении приобретает педагогическая игра. Такая игра выступает как специфический феномен становления и развития профессиональной компетентности будущего специалиста.
Эффективной формой передачи знаний и профессиональных умений будущим специалистам на занятиях производственного обучения является мастер-класс, который предполагает демонстрацию оригинальных методов освоения определённого содержания производственных процессов при активной роли всех участников занятия. Активное включение мастер-классов в процесс производственного обучения является основанием для формирования и развития всех компонентов профессиональных компетенций.
Одной из современных активных форм обучения, способствующих отработке профессиональных навыков до нормативного качества, совершенствованию определённых профессиональных умений является тренинг.
Все перечисленные активные формы и методы обучения для формирования и развития профессиональных компетенций имеют дидактическую ценность только при условии мотивирования обучающихся на познавательную активность и самостоятельность.