Выступление на августовском совещании учителей РБ (2016 г.)

Роль школы, образовательных организаций, дополнительного образования, общественных организаций в развитии родного языка
Бикбулатова Г.Я.,
учитель башкирского языка и литературы
МБОУ СОШ№6 г.Туймазы

Как писал К.Д. Ушинский: «Язык не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама жизнь. Когда исчезает народный язык народа нет более!.. Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ». Каждый язык является частью мирового культурного достояния, поэтому сохранение и развитие языка становится государственной задачей. Когда ребенок уже с малых лет знакомится с духовным наследием своего народа, изучает родной язык, историю, культуру родного края, он сам растет духовно богатым. И мы должны ему в этом помочь.
Образовательные учреждения города и района ведут большую работу по выполнению Государственной программы РБ «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан», Закона РБ «О языках народов Республики Башкортостан». Деятельность в этом направлении ведется с широким использованием потенциала семьи, социума, общественных организаций.
Работа учителя родного языка не сводится только изучению школьной программы, которая требует выполнения различных упражнений по закреплению грамматики. Изучение родного языка трудно дается русскоязычным детям, у которых нет среды общения. Насильным навязыванием предмета мы не можем добиться качественных знаний.
Современные дети лучше владеют компьютерными информационными технологиями, поэтому учителю необходимо постоянно работать над собой.
В этом учителю помогают любовь к своей профессии и творческое отношение к ней. Дети тянутся к творческому, ответственному учителю. (Наши учителя)
Поэтому учитель должен приложить максимум усилий, чтобы заинтересовать детей, поддержать их интерес, объяснить необходимость изучения родного языка. Очень важно, чтобы и родители, и общественность были единомышленниками в обеспечении всестороннего развития ребенка.
В организации внеклассной и внеурочной работы учителя родных языков работают совместно с Исполкомом Курултая башкир, татарским общественным центром. Они оказывают большую помощь и поддержку в организации праздников Шэжэрэ, в распространении исторических материалов, в организации подписки среди учащихся, встреч с известными писателями и деятелями культуры республики. Также в воспроизведении старинных обычаев и традиций учителя обращаются членам клуба Агинэйзэр коро.
В развитии творческих способностей детей большую поддержку оказывают и объединения, работающие при Дворце Детско- Юношеского творчесства. Выступления танцевальных коллективов,вокалистов являются украшением наших праздников на родных языках.
Любовь к народной музыке прививается детям в музыкальной школе, где работают по направлениям фольклора, народной и классической музыки. Учащиеся отделения курая неоднократные победители республиканских конкурсов. (ансамбль Хазина, рук. Рамзин Абсалямов)
В дело воспитания здорового поколения вносят большой вклад и спортивные объединения, работающие на базе ДДЮТ, спортивных комплексов Туймазы-Арена и Олимпиец. Воспитанники с интересом занимаются и нацональной борьбой (МБОУ СОШ с.Какрыбашево и Татар-Улканово). Для занятий свободного времени детей в зимний период работают школьные и дворовые хоккейные коробки, летом устанавливаются тренажеры.
Учителя и тренеры работают в тесной взаимосвязи. Такая совместная работа ведет умственному и физическому развитию детей, помогает развить их способности в талант. Главная задача своевременное выявление способности ребенка, и правильное направление к цели.

При правильной организации работы и общения родители большинства наших учащихся поддерживают детей, создают условия для занятий по интересам, участвуют вместе с ними в различных конкурсах и спортивных соревнованиях, помогают вести научно-исследовательские работы.
Исходя из опыта своей работы могу сказать, что такая совместная работа дает свои плоды:например, семья Фоминых поддержала интерес сына к изучению государственного башкирского языка, в итоге сын стал призером в республиканской олимпиады (2013 г.), семья Яратовых развивает интерес сына к башкирской истории,культуре,языку. Их сын Фарит призер многих муниципальных конкурсов. Таких примеров много.
В завлючении хочу сказать, что при изучении и пропаганде башкирского языка надо больше опираться на родителей и общественность. Выступления на родительских собраниях о достижениях учащихся, объявления благодарностей родителям дают положительные результаты. Мы надеемся, что самоотверженная работа учителей даст возможность расширения использования государственного языка в жизни всего общества;
Хотелось бы увеличения количества часов внеурочной деятельности для создания среды общения и развития на родном языке,привлечения для работы в школе специалистов по музыке, танцам, театральному искусству на родном языке и оказывать им государственную поддержку;
Желательно сохранить изучение материалов предмета Истории и культуры Башкортостана в предметной области ОДНКНР ( Основы духовно-нравственной культуры народов России), потому как язык и культура народа неразделимы. Введение в школьную программу исторических материалов С. Хамидуллина, Булата Каримова, фильмов по произведениям башкирских писателей по историческому наследию народов Башкортостана- это требование времени.

Спасибо за внимание!