Конструирование урока с использованием средств информационных технологий


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение центр образования № 1 Санкт-Петербурга
Методическое объединениеКОНСТРУИРОВАНИЕ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙДоклад
(выступление)
преподавателя географии
ГБОУ ЦО № 1
Варик Елены Леонидовны
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2014 год

Конструирование урока с использованием информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов: системности развития
информативности
генерализации
индивидуализации
Наиболее важным является принцип системности, который предполагает исследование проблемы в двух аспектах, то есть с точки зрения макро- и микроподходов.
Проводя макроанализ, проектируемый урок можно и должно рассматривать как элемент общей системы обучения. Именно с этих позиций определяются его цель и задачи, т.е. на первый план выходят те связи, которые реализуют изначально заданную (преимущественно стандартом школьного образования) целевую функцию - фактические требования к знаниям, умениям и навыкам (как в конкретно-научном плане, так и общеинтеллектуальном).
Микроанализ требует рассматривать проектируемый урок как единое целое, состоящее из множества компонентов процесса обучения (преподаватель, обучаемый, учебно-информационное средство, учебный материал) и многообразия соединяющих их связей, определяющих функциональное взаимодействие этих компонентов (именно поэтому естественен переход от термина «планирование» урока к терминам «конструирование» или «проектирование»). Характер этих функциональных связей носит более активный, сложный и содержательный, по сравнению с традиционным обучением, характер.
Нельзя забывать о том, что урок по своим целям и дидактической структуре - очень подвижная и достаточно гибкая форма организации занятий, он находится в постоянном развитии и видоизменяется в зависимости от внешних (развитие материальной базы, появление новых ОЭР и т.п.) и внутренних (состояние взаимодействия основных компонентов процесса обучения) условий. Поэтому с учетом принципа развития в проектируемый урок должна закладываться возможность постоянного расширения и обновления его системы задач (развивающих, обучающих, воспитательных) и средств их достижения.
Актуальность принципа информативности объясняется рядом факторов. С точки зрения информатики как науки, изучающей законы и принципы поиска, сбора, хранения, обработки, преобразования, распределения и использования информации, любую педагогическую технологию можно назвать информационной, поскольку присутствуют два объекта - источник (педагог) и приемник (обучаемый) информации. Использование средств НИТ в учебном процессе принципиально изменило подход к оценке информационных умений педагога, которые до недавнего времени преимущественно связывали со способностью транслировать информацию обучаемым. На сегодняшний день уровень информационных умений определяется не только (и не столько!) коммуникативными навыками, но и возможностями использования компьютера в качестве источника. При этом информация, представленная в образовательных электронных ресурсах должна оцениваться исходя из общих дидактических принципов научности и доступности ее представления, адаптивности к индивидуальным возможностям обучаемого и др.
Среди принципов информативности педагогического процесса более подробно следует рассматривать принцип генерализации информации, который требует, прежде всего, уплотнения и обобщения информации. Достаточно часто перегруженность содержанием учебного материала образовательных электронных ресурсов, обилие второстепенного материала влечет к потере сути за деталями. Поэтому при подготовке к учебным занятиям и анализе электронных ресурсов необходимо отбирать и использовать информацию, выделяя главное, основное, системообразующее, концентрируя внимание учащихся на основных понятиях и законах.
Кроме того, практическая реализация этого принципа с использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) достаточно актуальна в плане развития личности обучаемого, формирования у учащихся информационно-коммуникационных компетенций (умений сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии поиска информации, создавать и использовать должные модели и процедуры изучения и обработки информации и т.п.).
Следующий принцип - принцип индивидуализации - базируется на педагогической закономерности, согласно которой в педагогическом процессе достигается тем большая эффективность, чем более эффективно осуществляется индивидуализация деятельности учащихся в процессе обучения.
Принцип индивидуализации в педагогическом процессе на базе средств ИКТ реализуется, прежде всего, через гипертекстовую технологию представления неструктурированного свободно наращиваемого знания. Этим гипертекст отличается от других моделей представления информации. Гипертекстовая технология ориентирована на обработку информации не вместо человека, а вместе с человеком, т.е. становится авторской. Удобство ее использования состоит в том, что учащийся САМ определяет подход к изучению или созданию материала с учетом своих индивидуальных способностей, знаний, уровня подготовки. Кроме того, гипертекст содержит не только информацию, но и аппарат ее эффективного поиска.
По глубине формализации информации гипертекстовая технология занимает промежуточное положение между документальными и
фактическими информационными системами. Эволюция аппаратных и программных средств привела к созданию более прогрессивных средств - систем гипермедиа (гиперсред), в состав которых входит информация разных типов (текст, иллюстрации, звук, видеоизображения).
Таким образом, с гипертекстом связаны реальные возможности построения такой системы образования на базе средств новых информационных технологий, которая позволит в корне изменить методы получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых, что, несомненно, будет способствовать сознательности и активности учащихся.
Многолетние педагогически эксперименты показывают, что в развитии творческих способностей учащихся достигается тем большая активность, чем больше используются возможности и средства самоуправления учащихся. Все то, что учащиеся в учебной деятельности способны выполнить без помощи извне, они должны выполнить самостоятельно. В большей степени это возможно на уроке лишь при использовании информационных технологий.
Таким образом, несмотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения с использованием средств ИКТ, урок остается основной формой обучения.
Этапы конструирования урока.1.Концептуальный. На данном этапе с позиций макроанализа
определяются дидактическая цель с ориентацией на достижение результата.
2 Выбор методического назначения образовательных ресурсов.
Технологический. Отбор образовательных электронных ресурсов. Выбирается форма урока: урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект и т.п.
Выделение основных структурных элементов урока.
Операциональный. На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, и способов их реализации с одной стороны, выбор способов взаимодействия обучаемого и электронным ресурсом и обучающим с другой; осуществляется поэтапное планирование урока. Для каждого из этапов определяется:
цель;
- длительность этапа;
форма организации деятельности учащихся;
функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе;
форма промежуточного контроля и т.п.,
на основании чего заполняется технологическая карта (приложение
О-
6Педагогическаяреализация.
Основная цель этапа - перевод психолого-педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия. Для эффективного управления процессом обучения на основе средств ИКТ требуется решение двух основных задач: задачи диагностики психологического состояния и уровня знаний обучаемого и задачи управления его познавательной деятельностью. Суть первой задачи заключается в распознании текущего психологического состояния и уровня знаний обучаемых. Суть второй задачи - в планировании и реализации оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время или максимального объема знаний за заданное время.
На этапе урока, связанном с использованием средств информационных технологий, учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся. Не следует препятствовать обсуждению вопросов (если, конечно, это не этап автоматизированного контроля) между учениками для того, чтобы знания, приобретенные на уроке, стали для них личностно значимыми. Учитель же на этом этапе урока - координатор, консультант по сложным вопросам, но не активный участник общения.
Традиционно важными на этапе педагогической реализации остаются оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.
Рассмотрим наиболее распространенную схему организации урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет:На первом этапе преподаватель проводит беседу, в процессе которой, например, вводит новые понятия. После этого для определения исходной готовности учащихся к самостоятельной работе с ресурсом осуществляется промежуточный контроль, на основании которого и с учетом сформированности общеучебных навыков выдается индивидуальное задание и план-график его выполнения. Этот этап может включать демонстрацию специфики работы с электронным ресурсом.
На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством педагога, после чего приступают к реализации индивидуального плана, методическое значение которого трудно переоценить. Целью этапа может быть освоение или закрепление материала, объясненного учителем, проверка усвоения полученного знания или операционного навыка. Роль учителя на данном этапе - осуществление промежуточного контроля и корректировка индивидуального плана-графика, образовательного маршрута (принцип индивидуализации).
Третий этап может включать работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Им могут быть предложена проблемная ситуация или логическая задача, решение которых поможет достижению целей урока.
Заметим, что в зависимости от конкретного урока этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе с электронным ресурсом, а сама работа с электронным ресурсом станет уже кульминацией урока.
Таким образом, конструирование урока с использованием информационных технологий и ресурсов Интернет требует от учителя высокой степени профессиональной компетентности, а именно (и, прежде всего) информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе его подготовки и организационных и мобилизационных умений на этапе педагогической реализации.

Приложение 1
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов ИнтернетПредмет, класс Тема урока, № урока по теме Актуальность использования средств ИКТ Цель урока
Задачи урока: обучающие, развивающие, воспитательные
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭИР на СЭ, БУО, ресурсы сети Интернет)
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный проектор, программные средства)
Образовательные ресурсы Интернет
Организационная структура урока Этап 1Цель
Длительность этапа
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Форма организации деятельности учащихся Функции преподавателя на данном этапе Основные виды деятельности преподавателя Промежуточный контроль Этап 2 ... N
Итоговый контроль, подведение итогов.
Каждый этап урока с использованием средств ИКТ и ресурсов Интернет - это законченный блок, в начале каждого из которых должен присутствовать организационный момент, в противном случае эффективность данного этапа снижается. Целесообразно продумать таким образом организацию занятия, чтобы учащиеся практически одновременно заканчивали тот или иной вид
работы за компьютером. Это позволит организованно перейти к следующему этапу.