Мастер-класс на тему Организация работы, направленной на развитие читательской грамотности младших школьников


Мастер-класс: «Организация работы, направленной на развитие читательской грамотности младших школьников».
Теория.
В основу организации работы с читательской грамотностью могут быть положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
нахождение информации;
интерпретация текста;
рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Такой выбор основывается на представлении о понятии «читательская грамотность» международного исследования «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). Учитель, организуя работу учащихся со всеми группами читательских умений, может обеспечить формирование читательской грамотности младших школьников.
В связи с этим, учебные задания, обеспечивающие формирование читательской грамотности, должны быть связаны с данными группами умений. Для реализации данного принципа следует выделить типы учебных заданий.
Я вам предлагаю самостоятельно выделить читательские умения для каждой группы .Практика.
(работа в группах) 10мин.
Мы вам предлагаем следующие читательские умения распределить по группам.
Группы:
Поиск информации, заданной в явном виде.
Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.
Интерпретация и обобщение информации.
Оценка содержания, языка и структуры текста.
Читательские умения:
оценивать правдоподобность описанных событий;
описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;
оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;
определять отношения автора к основной теме текста.
найти конкретные сведения;
найти значения слова и фразы;
определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;
определить время и место действия рассказа.
установить связь между событиями;
понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте;
понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;
выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.
распознать общую идею или тему текста;
описывать отношения между героями;
сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;
понимать настроение и общий тон рассказа;
находить практическое применение информации из текста.
Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, педагог должен уметь не только классифицировать учебные задания по основным типам читательских умений, но и видеть место каждого задания в программе основных учебных предметов, а также в структуре урока. С целью осознания сути данных заданий рассмотрим их варианты на содержании учебных предметов «Литературное чтение».
Проверка:
Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений
Поиск информации, заданной в явном виде:
найти конкретные сведения;
найти значения слова и фразы;
определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;
определить время и место действия рассказа.
Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:
установить связь между событиями;
понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте;
понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;
выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.
Интерпретация и обобщение информации:
распознать общую идею или тему текста;
описывать отношения между героями;
сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;
понимать настроение и общий тон рассказа;
находить практическое применение информации из текста.
Оценка содержания, языка и структуры текста:
оценивать правдоподобность описанных событий;
описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;
оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;
определять отношения автора к основной теме текста.
(работа в группах) 15мин.
Мы вам предлагаем текст с заданиями, где необходимо распределить задания по группам читательским умений.
Задания на материале предмета «Литературное чтение»
Учащимся предлагается выполнить задания, расположенные после каждой части предложенного текста. Текст разбит на 4 части, к каждой части соответственно подобраны группы заданий.
Текст:
Белки-летяги живут в разных географических зонах – на севере Восточной Европы, в тропиках и умеренном климате. Американские индейцы зовут их ассапаны. У всех летяг есть одно важное сходство: в нужный момент между их задними и передними лапами натягиваются тонкие меховые перепонки. Резко оттолкнувшись от дерева, зверек раскрывает этот «парашют». Управляя хвостом, как рулем, он может не просто планировать, но и делать в воздухе повороты, зигзаги, может даже взмыть вверх и опуститься на соседнее дерево.
Полеты летяги – настоящее искусство. Молодые летуны осваивают его не сразу. На первых порах они неуклюжи, летают невысоко и часто падают
наземь.Тренироваться приходится все лето. Лишь когда в рощах опадает листва, ассапаны собираются на свои сумеречные игры. В призрачном лунном свете их полеты можно принять за кружение крупных листьев.
Из-за елки на нас смотрели два внимательных ночных глаза. Посмотрев на нас немного, зверек спрятался. Видно, на него напал ужас: кто это такие сидят у костра?!
Но вот снова высунулась глазастая головка. Зверек пробежал по земле, спрятался за рюкзаком, а через минуту запустил лапу в брезентовый карман. Я не выдержал и хлопнул в ладоши. В ту же секунду разбойник умчался по стволу в густые ветки.
– Зря ты его шуганул, – сказал мне Петр Иванович. – Он теперь не вернется.
И вдруг с вершины елки сорвался темный комок и раскрылся в воздухе, сделавшись угловатым, четырехугольным. Перечеркнув небо, он перелетел с елки на елку, зацепив месяц краешком хвоста. Тут мы сразу поняли, кто это такой. Это был летяга, зверек, которого не увидишь днем. Через минуту он выглянул совсем рядом со мной.
– Хотите, схвачу?
От звука голоса дрожь ударила летягу. И тут он заметил на земле большое темное дупло. Это был пустой сапог Петра Ивановича. Удивленно свистнув, незваный гость нырнул в голенище. Я кинулся схватить сапог, но летяга выскочил, пробежал по моей руке и – прыгнул на пенек. Но это был не пенек. Это было колено Петра Иваныча. С ужасом заглянув в пылающие очки, летяга закашлял, перепрыгнул на елку и быстро вскарабкался наверх.
– Легонький какой, – сказал Петр Иваныч, изумленно ощупывая колено.
Через некоторое время летяга снова спустился вниз…
Если вас спросить, что такое день и ночь, вы, наверно, удивитесь. Что тут непонятного? День – это светлая часть суток, а ночь – темная. Но для живых существ это не всегда так, ведь есть и ночные животные. «День» для них – время активности, а «ночь» – время покоя.
Как животные узнают, когда «день», а когда «ночь» – только по солнечному свету или не только? Ученые решили это проверить в эксперименте с белками-летягами. Зверьков поселили в комнатах без окон. В каждой клетке было колесо, в котором любят бегать белки. К колесу был подключен прибор, который записывал время, когда колесо крутится.
Долгое время летяг держали в полной темноте. Чувствовали они себя прекрасно. Приборы показывали, что каждый вечер во всех клетках колеса начинали крутиться, а с наступлением утра останавливались. Беготня в колесе начиналась в разное время, но всегда через один и тот же промежуток времени, словно у летяг были точные часы. Только у одних летяг этот промежуток был чуть поменьше двадцати четырех часов («часы» спешили), у других чуть побольше («часы» отставали).
На втором этапе эксперимента ученые стали каждый день в одно и то же время включать в комнатах с летягами свет ровно на двенадцать часов, а потом ровно на двенадцать часов его выключать. Через несколько дней во всех клетках колеса начинали крутиться с промежутками ровно в двадцать четыре часа.
Задания, направленные на формирование умения извлекать информацию, данную в тексте в явном виде:
_______________________________________________________________
Задания, направленные на формирование умения извлекать информацию, данную в тексте в неявном виде, формулировать выводы:
_______________________________________________________________
Задания, направленные на формирование умения интерпретировать и обобщать информацию, полученную из текста:
_______________________________________________________________
Задания, направленные на формирование умения анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста:
_______________________________________________________________
1.В какое время суток летяги устраивают свои игры?
Что представляет собой «парашют» летяги?
Пронумеруйте события в том порядке, в каком о них рассказывается в тексте. Номер 1 уже поставлен.
_ Летяга перелетел с елки на елку.
_ Летяга прыгнул на Петра Ивановича.
_ Летяга забрался в сапог.
_ Летягу спугнули.
1 Летяга исследовал карман рюкзака.
2.Почему игры летяг происходят осенью, а не летом?
3.Обитают ли летяги в Америке? Обоснуй свой ответ.
4.Только ли по восходу или заходу солнца летяги узнают, когда день, а когда ночь? Обоснуй свой ответ.
5.Почему автор называет очки Петра Ивановича «пылающими»?
6.Как ты понимаешь слова «он перелетел с елки на елку, зацепив месяц краешком хвоста»?
7.Обведи букву одного верного ответа.
А. Автор дает читателю понять, что описанные события – выдуманные.
Б. Летяга подпрыгнул очень высоко.
В. Так выглядел полет летяги с земли.
Г. Автор преувеличивает: летяга не мог зацепить месяц хвостом.
8.Что ученые узнали о летягах из эксперимента? Обведите буквы всех верных ответов.
А. Даже в постоянной темноте в жизни летяг есть «день» и «ночь».
Б. Все летяги просыпаются и засыпают в одно и то же время.
В. У летяг есть внутренние «часы».
Г. В полной темноте летяги никогда не спят.
9.Зачем автор называет сапог Петра Ивановича дуплом, а колено – пеньком?
10.Какова главная мысль этого текста? Обведи букву одного ответа.
А. Летяга – легкий зверек, умеющий летать.
Б. Летяга любопытен, но осторожность в нем сильнее любопытства.
В. Летяга пуглив, но любопытство в нем сильнее страха.
Г. Летяга – зверек, которого не увидишь днем.
11.На какую особенность летяг хочет обратить внимание автор?
Проверка:
Задания, направленные на формирование умения извлекать информацию, данную в тексте в явном виде:
В какое время суток летяги устраивают свои игры?
Что представляет собой «парашют» летяги?
Пронумеруйте события в том порядке, в каком о них рассказывается в тексте. Номер 1 уже поставлен.
_ Летяга перелетел с елки на елку.
_ Летяга прыгнул на Петра Ивановича.
_ Летяга забрался в сапог.
_ Летягу спугнули.
1 Летяга исследовал карман рюкзака.
Задания, направленные на формирование умения извлекать информацию, данную в тексте в неявном виде, формулировать выводы:
Почему игры летяг происходят осенью, а не летом?
Обитают ли летяги в Америке? Обоснуй свой ответ.
Только ли по восходу или заходу солнца летяги узнают, когда день, а когда ночь? Обоснуй свой ответ.
Задания, направленные на формирование умения интерпретировать и обобщать информацию, полученную из текста:
Почему автор называет очки Петра Ивановича «пылающими»?
Как ты понимаешь слова «он перелетел с елки на елку, зацепив месяц краешком хвоста»?
Обведи букву одного верного ответа.
А. Автор дает читателю понять, что описанные события – выдуманные.
Б. Летяга подпрыгнул очень высоко.
В. Так выглядел полет летяги с земли.
Г. Автор преувеличивает: летяга не мог зацепить месяц хвостом.
Что ученые узнали о летягах из эксперимента? Обведите буквы всех верных ответов.
А. Даже в постоянной темноте в жизни летяг есть «день» и «ночь».
Б. Все летяги просыпаются и засыпают в одно и то же время.
В. У летяг есть внутренние «часы».
Г. В полной темноте летяги никогда не спят.
Задания, направленные на формирование умения анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста:
Зачем автор называет сапог Петра Ивановича дуплом, а колено – пеньком?
Какова главная мысль этого текста? Обведи букву одного ответа.
А. Летяга – легкий зверек, умеющий летать.
Б. Летяга любопытен, но осторожность в нем сильнее любопытства.
В. Летяга пуглив, но любопытство в нем сильнее страха.
Г. Летяга – зверек, которого не увидишь днем.
На какую особенность летяг хочет обратить внимание автор?
Умение организовывать работу с такими типами заданий обеспечивают формирование читательской грамотности младших школьников. Следующим важным умением для учителя является проектирование учебной ситуации, обеспечивающей развитие грамотности чтения.
Литература.
В.Н. Лутошкина, Е.Н. Плеханова Формирование читательской грамотности младших школьников: учебно-методическое пособие./ В.Н. Лутошкина, Е.Н. Плеханова. – Красноярск: КК ИПК, 2012. – 66 с.