Статья Формирование читательской грамотности у младших школьников


Формирование читательской грамотности у младших школьников
(из опыта работы Свалухиной Татьяны Анатольевны,
учителя начальных классов МБОУ «Школа №15»
г. Ачинска Красноярского края)
В статье рассказывается о формировании читательской грамотности учащихся через технологию продуктивного чтения, приводятся примеры использование учителем УМК «Начальная школа XXI век».
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успеха. Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Основы навыков работы с текстом и информацией закладываются на первой ступени обучения. Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю применение технологии продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников. Для реализации данной цели решаю следующие задачи: 1)формировать навыки смыслового чтения у учащихся: 1)формировать коммуникативные универсальные учебные действия: уметь истолковывать прочитанное; формулировать свою позицию; адекватно понимать собеседника (автора); уметь осознанно читать вслух про себя тексты учебников; 2)формировать познавательные универсальные учебные действия: уметь извлекать информацию из текста; 3)организовать деятельность обучающихся.
Для реализации поставленных задач изучила современную методическую и педагогическую литературу, в ноябре 2014 года прошла курсы в КК ИПК РОпо теме «Оценка и формирование читательской грамотности младших школьников в рамках требований ФГОС». На уроках организовываю исследовательскую работу детей так, чтобы они сами «додумывались» до решения ключевой проблемы урока, становлюсь наблюдателем, помогающему каждому ученику выстроить свои действия в новых условиях. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. Исходя из цели технологии, учу понимать тексты, выделять информацию в явном и в неявном виде, понимать смысл прочитанного Использую активные приёмы: просмотровое чтение, изучающее чтение и рефлексивное чтение. Из приёмов анализа художественного текста использую наиболее эффективные - это "диалог с автором" и комментированное чтение. Во время чтения текста использую такие приёмы работы с текстом, как "Диалог" обучающихся с автором литературного произведения, комментированное чтение, прием прерывания чтения обучающихся. А во время организации продуктивного чтения, применяю такие методические приемы, как отсроченная отгадка, задай вопрос, составь задание, пометки на полях, литературовед. Организовываю деятельность учащихся при работе с любыми текстами на уроках и во внеурочное время.
На уроках литературного чтения при подготовке ученика к пересказыванию текста, учу использовать ключевые слова для составления плана. Для работы в паре приучаю составлять вопросы различной сложности.
На уроках окружающего мира при работе с познавательной статьёй учебника: составление разно-уровневых вопросов, написание рефератов, создание презентаций.
На уроках русского языка организовываю деятельность обучающихся во время словарной работы: поиск значения слов в толковом словаре учебника.
На уроках по изобразительному искусству: поиск значения слов в разделе «Словарь юного художника» учебника; просмотровое чтение; выполнение тестовых заданий, которые составляю на основе текстов учебника из раздела «Музей в твоей книжке».
На уроках физической культуры: поиск информации, заданной в явном виде в статье учебника: правила, алгоритм выполнения упражнения; составление развёрнутого ответа.
На уроках технологии: чтение и выполнение задания по инструкционной карте; формулирование вывода после чтения статьи.
Формирование читательской грамотности организовываю во внеурочное время на факультативе «Умники и умницы» при чтении и разборе заданий в парах или в группах.
Для извлечения необходимой информации с учащимися для написания рефератов или для создания презентаций на определённую тему, используем тексты научно – популярной литературы. Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, научилась классифицировать учебные задания по основным типам читательских умений, определяю место каждого задания в структуре урока.
Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения: по результатам анкетирования 100% учащихся класса самым любимым школьным предметом назвали литературное чтение.
По результатам оценки образовательных достижений учащихся 2 класса на конец 2015 - 2016 года по литературному чтению при работе с художественным текстом, учащиеся класса, занимающиеся по основной общеобразовательной программе, показали - 59 баллов за выполнение всей работы, что на 1 балл больше в сравнении с общим баллом по региону - 58. Базовый уровень по классу - 74% , что на 2% превышает уровень региона. По показателю уровня достижений знаний - 72%.
Качество усвоения учебного материала по итогам 2015-2016 учебного года без учёта показателей по адаптированным программам составило:
- по русскому языку – 50% (успеваемость – 100%)
- по литературному чтению - 77% (успеваемость – 100%)
- по математике – 61% (успеваемость – 100%) .
Свой опыт по проблемам формирования читательской самостоятельности и навыков смыслового чтения описала в статье «Применение технологии продуктивного и грамотного чтения во втором классе». В апреле 2016 года показала мастер – класс по теме «Формирование читательской грамотности у второклассников» с целью презентации деятельности в рамках Городского инновационного комплекса «Оптимизация урока на основе оргдиалога» от школьной творческой группы. Наша школьная творческая группа «Смысловое чтение», входит в состав городской творческой площадки «Смысловое чтение» под руководством кандидата педагогических наук, старшего преподавателя ИПК И.Г. Литвинской.
В 2016 году принимала участие в городском III Фестивале «Методический калейдоскоп 2016». Для учителей города провела мастер – класс «Формирование читательской грамотности у младших школьников». Познакомила с технологией продуктивного и грамотного чтения. Имею сертификат за участие в Фестивале по номинации «Эффективные практики педагогов по достижению планируемых образовательных результатов».
Свалухина Татьяна Анатольевна