Статья Внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс


Организационно-педагогические условия использования дистанционных образовательных технологий в процессе сетевого взаимодействия образовательных учреждений
Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.
Одна из основных задач решения данной стратегической цели – модернизация институтов образования как инструментов социального развития, включающая:
- создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
- создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей их социализацию;
- создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
- создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся.
Развитие образования требует активного применения инноваций, начиная с внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и заканчивая созданием систем индивидуализации образовательных траекторий, поддержки отдельных категорий обучающихся, воспитанников, модернизации инфраструктуры и кадрового потенциала школ и детских садов.
Новые федеральные образовательные стандарты определяют условия реализации основной образовательной программы общего образования, которые должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:
- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования в соответствии с индивидуальными образовательными планами всеми обучающимися, в том числе одарёнными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
- индивидуализации процесса образования, в том числе посредством самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных образовательных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;
- организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;
- использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.
В соответствии с требованиями стандарта в образовательном учреждении должны быть созданы условия для сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями общего, дополнительного и профессионального образования, обеспечивающего возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов.
Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 15).
Одной из важнейших проблем современного образования является процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Вместе с тем использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана. Решением этой проблемы являются мероприятия по созданию технических и технологических условий, которые позволят преподавателям и учащимся получить эффективный доступ к источникам достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе электронного.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями (далее ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 16).
Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).
Теоретико-методологической основой данного исследования явились:
- теории дистанционного обучения А. А. Андреева и Е. С. Полат, идеи в области современной дидактики А. В. Хуторского, концепция развития системы дистанционного образования С. А. Щенникова;
- стратегические направления информатизации образования, в том числе и дистанционного обучения И.Н. Антипова, Г.А. Бордовского, А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, B.C. Леднева, В.М. Монахова и др.;
- идеи компьютеризации педагогической работы и информатизации образования В. С. Леднева, Ю. А. Первина, С. А. Бешенкова, А. Ю. Уварова, И. Г. Захаровой и др.;
- философско-методологические идеи применения дистанционного образования Б.С. Гершунского, Г.JI. Ильина, В.И. Солдаткина, В.П. Тихомирова и др.;
- дидактические и организационно-методические вопросы использования телекоммуникаций в школе и вузе Г.А. Андриановой, М.Ю. Бухаркиной, М.Е. Вайндорф-Сысоевой, О.А. Лаврова, М.В. Моисеевой, И.В. Роберт, Н.П. Угриновича, Л.3. Шауцуковой, А.И. Шейнис и др.
Безусловно, эти работы во многом создали научные и методические основы реализации электронного обучения, однако модернизация всех ступеней российского образования, предусматривающая развитие тех личностных качеств, которые станут основой социальной и профессиональной адаптации людей, их мастерства и культуры невозможна без гармоничного сочетания преимуществ традиционного очного обучения и применения дистанционных технологий.
Проблема заключается в выявлении организационно-педагогических условий, при которых возможно применение технологий дистанционного обучения для всех категорий обучающихся, с целью получения качественного образования, построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Противоречия:
- между потребностью учащихся в выборе их индивидуальных образовательных траекторий и недостаточной разработанностью путей и условий реализации данного процесса в школе;
- между необходимостью предоставить возможность выбора индивидуальной траектории обучения в образовательном пространстве для каждого учащегося и традиционной школьной системой, не способной выполнить эти задачи не столько в отношении содержания образования, сколько в форме организации обучения, а также кадрового ресурса;
- между необходимостью наиболее эффективного использования информационного потенциала школы и недостаточностью овладения технологией организации дистанционного обучения, методами решения образовательных задач с помощью средств сети Интернет.
Противоречия могут быть разрешены при условии внедрения модели организации учебной деятельности учащихся с использованием дистанционных технологий обучения. Данная модель должна включать этапы и виды деятельности учащихся, направленные на развитие у них умений работать в дистанционном режиме, и использовать адекватные им методы и формы электронного обучения. Эффективность протекания педагогического процесса, реализованного в обозначенной модели, обусловлена выполнением разработанных организационных и педагогических условий.
Осуществление следующих организационно-педагогических условий внедрения дистанционных технологий обучения:
- создание инновационной образовательной среды, отбор содержания, форм и методов, способов организации учебной деятельности в условиях сетевого взаимодействия;
- оптимальное сочетание наиболее эффективных сторон традиционных и дистанционных технологий обучения;
- внедрение ДОТ на основе дополнительности, вариативности, в соответствии с разработанной моделью обучения;
- ориентация обучения не только на усвоение знаний, но и на развитие личностных качеств обучаемого: познавательной, эмоционально-волевой, профессиональной сферы и т.п.;
- диагностика образовательных потребностей, мотивов и готовности участников образовательного процесса к внедрению дистанционных образовательных технологий и принципов сетевого взаимодействия в учебный процесс;
- подготовка педагогов к моделированию образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, к составлению рабочей программы обучения, с учетом конкретных условий, к выполнению функций сетевого учителя, консультанта, тьютора, координатора образовательного процесса - позволит построить и реализовать индивидуальные образовательные траектории учащихся, повысить доступность качественного образования для всех категорий учащихся.