Методическая разработка по теме Развитие коммуникативной культуры младшего школьника посредством внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Алтайский край
Курьинский район
МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» им. М.Т. Калашникова
Районный конкурс методических разработок
«Инновационные педагогические технологии в действии»
Номинация «Калейдоскоп современных педагогических технологий»





Развитие коммуникативной культуры младшего школьника посредством внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.






Автор: Костина Марина Алексеевна,
учитель английского языка,
высшая квалификационная
категория.










с. Курья
2013г

Оглавление
Введение 3
I.Развитие коммуникативной культуры младшего школьника посредством внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
1.Понятие коммуникативной культуры. 5
2.Внеурочная деятельность как эффективное средство развития коммуникативной
культуры младшего школьника. 7
II. Роль внеурочной деятельности по английскому языку в развитии коммуникативной культуры младшего школьника.
1.Английский язык как часть внеурочной деятельности на начальном этапе
обучения. 8
2. «Английский театр» как ведущее научно-познавательное направление
внеурочной деятельности младшего школьника.
2.1. Содержательная сторона программы «Английский театр». 10
2.2. Виды деятельности в рамках программы «Английский театр» 11
2.2.1. Игра. 12
2.2.2. Обучающие мультфильмы. 12
2.2.3. Песни и стихи. 13
2.2.4. Театральные постановки. 14
2.3.Результативность. 15
III.Заключение. 18
IV.Список литературы. 20
Приложения. 22












Введение.
Актуальность:
Воспитание культурной, творческой личности, умеющей найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности является сложнейшей задачей, стоящей сегодня перед школой. Проблема развития коммуникативной культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились требования к подготовке учащихся к взрослой жизни в условиях поликультурного и полиязычного мира, в котором знание и использование иностранного языка в профессиональной сфере становится для молодого человека крайне важным, чтобы реализовать свои жизненные притязания.
Иностранный язык занял важное место в системе подготовки современного школьника (начиная с начальной ступени) к социализации в современном обществе. Наряду с русским языком и литературным чтением иностранный язык, в частности английский, формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию, дает возможность гармонично влиться в поликультурное и полиязычное общество в дальнейшем. Начальная школа - этап более успешного усвоения всевозможных знаний.
Новые образовательные стандарты дают учителям дополнительные возможности использовать каждому свой предмет для достижения общих личностных и метапредметных результатов в процессе обучения, играющих основополагающую роль в формирования коммуникативной культуры школьника. Реализовать эти возможности учитель может через внеурочную деятельность.
Разработка интересных и познавательных программ внеурочной деятельности актуальна на сегодняшний день, так как не только развивает ребенка в определенной сфере деятельности, но и мотивирует его на дальнейшее успешное изучение предмета. По моему мнению, разработанная мною программа внеурочной деятельности по английскому языку «Английский театр» учитывает необходимые ресурсы и компоненты, помогающие ученику в его становлении, личностном росте на начальной ступени обучения.
Цель:
Развитие коммуникативной культуры младшего школьника посредством разработки и реализации программы внеурочной деятельности «Английский театр».
Задачи:
Рассмотреть понятие «коммуникативная культура».
Проанализировать возможности внеурочной деятельности, формирующие коммуникативную культуру младшего школьника.
Разработать программу «Английский театр» в рамках ФГОС НОО.
Апробировать программу по английскому языку в рамках внеурочной деятельности для учащихся 2- 3 классов МБОУ « Курьинская СОШ» имени М. Т. Калашникова.
Новизна: Впервые разработана и реализуется программа внеурочной деятельности по предмету английский язык (дополнительное образование) в школе в рамках внедрения ФГОС НОО.
Объектом исследования является внеурочная деятельность на начальной ступени обучения.
Предмет исследования: развитие коммуникативной культуры у младшего школьника посредством английского языка.
В качестве гипотезы выдвину предположение, что разработанная мною программа по внеурочной деятельности «Английский театр» способствует развитию коммуникативной культуры младшего школьника, сформированность которой позволяет ему успешно социализироваться в дальнейшем в современном полиязычном и поликультурном мире.
Практическая значимость: данная работа может быть использована любым учителем английского языка в ходе реализации ФГОС НОО по предмету. Прилагающийся языковой материал поможет учителю интересно и разнообразно строить как учебный процесс на уроке, так и во внеурочной деятельности.



















Развитие коммуникативной культуры младшего школьника посредством внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Понятие коммуникативной культуры.
В современной педагогике все чаще используется понятие «коммуникативная культура», однако ее сфера остается недостаточно определенной. В аспекты данного понятия можно включить культуру общения, поведения, межличностных отношений, культуру речи и т. д.
Научное содержание понятия «коммуникативная культура» определяется содержательным наполнением понятий общение, коммуникации, толерантность.
Общение направлено на установление контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности. Главным средством общения в человеческом обществе является язык. Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используется неречевые средства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение.
Коммуникации – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.
Толерантность – это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий множество линий проявления и развития, и потому пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни. Это особое поведение человека, направленное на конструктивное взаимодействие с «другим». Слова: терпимость, терпение, признание, уважение, великодушие, прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, выносливость, готовность к примирению и др. раскрывают сущность понятия «толерантность». Чувство терпимости становится существенным элементом духовного пространства нашего общества, неотъемлемой составляющей коммуникативной культуры.
Коммуникативная культура всегда направлена на другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид взаимодействия коммуникативной культурой, необходимо обратить внимание на:
внимание и интерес к партнеру. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.
эмоциональное отношение к партнеру;
инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание - наиболее характерный момент общения.
чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности
Сформированность коммуникативной культуры личности определяется по таким группам критериев:
культура общения, общительность;
культура речи;
коммуникативные умения;
коммуникативное мышление;
ценностные ориентации;
досуговые интересы.
Рассматривая критерии коммуникативной культуры можно выделить и три основных ее мотива:
деловые мотивы, которые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности;
познавательные мотивы, возникающие в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, источником которого выступает взрослый – источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы младшего школьника;
личностные мотивы, характерные только для общения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае коммуникативная культура побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью.
Формирование коммуникативной деятельности можно начинать с самого раннего возраста.
Начальная школа самый благоприятный этап для развития коммуникативной культуры ребенка.
У младших школьников коммуникации формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность. В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат младшие школьники. Коммуникации у младших школьников формируются в основном в игре. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. Такие понятия как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл.
Таким образом, коммуникативная культура основывается на мотивированном взаимодействии друг с другом, с коллективом. При воспитании коммуникативной культуры необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников, так как группа сверстников становится для младшего школьника тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.

Внеурочная деятельность как эффективное средство развития коммуникативной культуры младшего школьника.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной системы.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека - удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.
Задачи внеурочной деятельности:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
-учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Виды внеурочной деятельности :
Познавательная
Игровая
Трудовая (производственная) деятельность
Досугово-развлекательная деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность
Художественное творчество
Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)
Проблемно-ценностное общение
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Задачи, принципы и виды внеурочной деятельности имеют направленность на развитие коммуникативной культуры ребенка.
Ориентация внеурочной деятельности, прежде всего на достижение метапредметных и личностных результатов, определяет ее эффективность в процессе развития коммуникативной культуры младшего школьника, так как именно данные результаты обеспечивают ее определенную сформированность на том или ином этапе обучения.
Учителя, работающие в рамках ФГОС НОО, могут эффективно использовать возможности внеурочной деятельности как сферы дополнительного образования, внедрение которой способствует приведению образовательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС второго поколения и новым законом «Об образовании в Российской Федерации».

II. Роль внеурочной деятельности по английскому языку в развитии коммуникативной культуры младшего школьника.
Английский язык как часть внеурочной деятельности на начальном этапе
обучения.
Интегративной целью обучения иностранному, в частности английскому языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в типичных ситуациях и сферах общения доступных для него.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Ребенок этого возраста открыт для познания. Он более легко и непроизвольно способен запоминать предложенные ему знания. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, эстетическую, художественную и т. п.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки.
Начальная школа является периодом, когда закладывается языковая база по всем видам речевой деятельности.
Согласно базисному плану (образовательному плану) образовательных учреждений РФ всего на изучение иностранного (английского языка) в начальной школе выделяется 204 часа во 2, 3 и 4 классах (2 часа в неделю), что является не вполне достаточным для достижения предполагаемых целей и результатов.
Внеурочная деятельность, предусматриваемая новыми образовательными стандартами, дает учителю английского языка в рамках дополнительного образования возможность увеличить объем языковых и культурологических знаний школьника, закрепить его знания, умения и навыки, полученные на уроке, развивать познавательный интерес детей, мотивировать их на дальнейшее изучение предмета.
Возможности воспитательного процесса через такой предмет, как «английский язык» уникальны. В процессе овладения английским языком развиваются как интеллектуальные, речевые, эмоциональные способности учащихся, так и личностные качества: интересы, воля, ориентация в общечеловеческих ценностях. Английский язык является действенным средством изучения культурного наследия своего народа и народов стран изучаемого языка, это способ, помогающий «ввести детей в мир другой культуры».
Сочетание урока с нестандартными формами занятий по английскому языку способствуют достижению более высокого уровня как предметных, так и метапредметных и личностных результатов младшего школьника, обуславливающих сформированность его коммуникативной культуры.
Таким образом, английский язык может широко и эффективно использоваться во внеурочной деятельности наравне с другими предметами начальной школы, обеспечивая интегрированный подход в процессе реализации поставленных государством перед педагогами задач.

2. «Английский театр» как ведущее научно-познавательное направление
внеурочной деятельности младшего школьника.
2.1.Содержательная сторона программы «Английский театр».
Занятия по программе «Английский театр» в рамках реализации новых образовательных стандартов НОО в нашей школе МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» имени М. Т. Калашникова представляют научно – познавательное направление внеурочной деятельности.
Программа «Английский театр» является дополнительным средством повышения интереса детей к его изучению, применения полученных знаний в нестандартной обстановке, предлагает дополнительный материал, который позволяет углубить и расширить знания по предмету. По своей сути – это театр-студия. В процессе обучения по данной программе, юные актёры познакомятся с особенностями мелодики и ритма английской поэзии, научатся синхронизировать текст, движения и музыку, попробуют себя на сцене, проявят свои творческие способности в оформительской деятельности.
Материалом для театрализации являются стихи, песни и сказки.
Цель программы:
Способствовать формированию у детей иноязычной коммуникативной компетенции средствами театральной деятельности.
Задачи:
повысить интерес ребят к изучению английского языка;
познакомить их с английским поэтическим фольклором;
развить навыки понимания аутентичных текстов (стихи, лимерики);
познакомить детей и приблизить их к англоязычной культуре;
учить детей работать в группе, распределяя работу, используя индивидуальные таланты: музыкальные, художественные, литературные;
развивать творческие способности, воображение, художественные знания;
совершенствование навыков монологической и диалогической речи;
создание условий для преодоления «языкового барьера»;
воспитание уважения к культуре изучаемого и родного языка.
Программа «Английский театр» рассчитан на детей 2-3х классов.
Эффективность программы определяется его организацией с позиции деятельностного подхода: разнообразия видов деятельности в процессе занятия, занимательного содержания, выходящего за рамки основной программы обучения английскому языку на данном возрастном этапе, а так же систематическим проведением занятий по определенному плану при постоянном составе учащихся.
В результате театральной деятельности учитель становится менее доминантным, создается атмосфера доверия, дети становятся свободнее, раскованнее, увереннее в себе, дети учатся работать в команде, терпимо относиться друг к другу, формируется чувство взаимопомощи и ответственности за свои знания, ситуация успеха побуждает ребенка к дальнейшей деятельности, игра будит творческую фантазию.
Инсценировка помогает развить у обучающихся языковую компетенцию, даже если языковая подготовка детей находится не на самом высоком уровне. Участвуя в спектакле, дети слушают, слышат и понимают друг друга. А ведь аудирование - один из самых важных и сложных видов речевой деятельности.
Важным моментом в развитии произношения и фонематического слуха является использование музыки и песен. Музыка дает настрой спектаклю, а песни способствуют развитию у школьников чувства языка, помогают активизации лексики. Музыкальный ритм помогает легче усваивать грамматические структуры. Разучивание коротких и несложных песен с частыми повторами помогает ребенку закрепить не только слова, но и правильную артикуляцию, правильное произношение звуков, ударения, ритм.
Программа «Английский театр» предполагает проведение уроков-лекций, практических занятий, уроков-репетиций, музыкально-песенных уроков, театрализованных представлений.
2.2.Виды деятельности в рамках программы «Английский театр»
Программа «Английский театр» предоставляет учителю возможность использовать разные виды деятельности на занятиях, менять их по своему усмотрению, учитывая особенности детей, их эмоциональное и физическое состояние на том или ином этапе обучения.
Виды деятельности:
игра;
чтение, литературно-художественная деятельность;
изобразительная деятельность;
постановка сказок, инсценировка;
прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов;
разучивание и исполнение песен;
просмотр обучающих мультфильмов;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
2.2.1. Игра.
На начальной ступени обучения игра является очень эффективным видом деятельности и в рамках урока, и тем более на внеурочных занятиях, что объясняется возрастными особенностями младшего школьника.
В игровой форме идет развитие всех видов речевой деятельности, но особое внимание уделяется буквам и звукам, расширению лексического запаса, чтению простых и интересных детских стихов. Как средство активизации и мотивации познавательной активности младших школьников на занятиях английского языка игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности.
Хорошо подобранная игра содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы и радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. В игре особенно полно и, порой неожиданно, проявляются способности ребенка.
Для релаксации и поддержания интереса в течение всего занятия, я использую подвижные игры, например, "Cats and mice", "Sea - ground", "Movers", "What's the time, Mr. Wolf?" и др. (приложение 2). Подвижные игры используются мною в качестве активного вида деятельности практически на каждом занятии, чаще в его середине, что позволяет равномерно распределять силы ребенка, поддерживать его внимание, учитывать эмоциональное состояние.
При помощи фонетических игр ( «Повторюшки», «Рыбки», «Пчелы», «Любопытный кролик», «Колокольчик» ) отрабатываются артикуляция и произносительные навыки. (приложение 2). Фонетические игры целесообразны в первую очередь при работе со стихами и песнями, при разучивании слов к сказкам. Я использую эти игры или как фонетическую зарядку в начале занятия, или ситуативно, если вижу необходимость коррекции того или иного звука.
Лексические игры (“How many?”, “Is it?”, “Bag”, “This is not”, «Мышонок», “Where is the hare?” и др.) направлены на непроизвольное запоминание лексических единиц и фраз, что расширяет словарный запас ребенка. (приложение 2).
В рамках программы «Английский театр» игра является сопутствующим видом деятельности. Как часто играть и в какую игру определяет учитель, исходя из содержания занятия.
2.2.2. Обучающие мультфильмы.
Возрастные особенности младшего школьника обуславливают использование обучающих мультфильмов на занятиях. Просмотр англоязычных мультфильмов поддерживает познавательный интерес детей, расширяет их культурологические знания, дает возможность слушать речь носителей языка, при чем, в двух вариантах: британском и американском. Данный вид деятельности погружает ребят в языковую среду и культуру этих двух стран. Дети в непроизвольной форме запоминают слова и отдельные фразы героев, копируют интонацию и жесты, при повторном просмотре говорят вместе с героями, выражают их эмоции. Таким образом, обучающие мультфильмы развивают фонематический слух, пополняют лексический запас, знакомят с разговорными грамматическими конструкциями. Предъявление новых языковых знаний через обучающие мультфильмы на начальной ступени обучения качественно работает и на предмет «английский язык», и на общее развитие обучающихся, и на развитие их коммуникативной культуры.
Ресурсы сети интернет предоставляют учителю широкий выбор обучающих мультфильмов, например, «Muzzy in Gondoland», «Gogo Loves English», «Welcome Starter a, b», серия «Leap Frog», «Disney Magic English» и др. [28].
2.2.3. Песни и стихи.
Разучивание аутентичных песен и стихотворных форм на занятиях по английскому языку «Английский театр» является очень эффективным видом деятельности. Стихи и песни знакомят школьника с английской поэзией, вводят его в культуру страны изучаемого языка, знакомят с национальным своеобразием их традиций, быта, особенностями образности в поэтическом восприятии мира. Одновременно происходит тренировка фонетики и грамматических явлений, пополнение лексического запаса.
Стихи и песни – это тот текстовый материал, который дети любят, который им интересен, а, следовательно, работа с ними положительно эмоционально окрашена для ученика, что, как уже сказано, в значительной степени содействует усвоению материала.
Аутентичный литературный или фольклорный материал способствует постижению языка в контексте культур.
Поэтические тексты и песни являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствование произношения.
При работе со стихами и песнями мы решаем проблему многократного повторения высказываний по одной модели или восприятии одного и того же слова. Многократное воспроизведение песни или стихотворения не воспринимается как искусственное.
Песни и рифмовки помогают вводить или закреплять лексический материал в живой и эмоциональной форме. Например, песня «I can sing a rainbow» позволяет ребенку в песенной форме запомнить слова, обозначающие цвета.
На начальном этапе обучения дети хорошо воспринимают, запоминают и воспроизводят готовые лексические конструкции, особенно если они рифмуются или вводятся под музыку, ритм. Например, известная песня “Good morning!” является готовым диалогом, с помощью которого дети учатся здороваться, спрашивать, как идут дела и прощаться.
Песня и стихотворение может быть прекрасным способом сделать зарядку, так как есть
огромный выбор английских детских песен и стихов, которые можно сопровождать движениями. Например, «Head and shoulders», «Teddy Bear», «Clap your Hands» и др. (приложение 3).
Стихи используются на занятиях и для развития актерского мастерства в процессе инсценировки, например, «A cat went to town», «Three little kittens» и др. (приложение 3).
Программа «Английский театр» предусматривает работу с песнями или стихами в той или иной форме на каждом занятии.
2.2.4. Театральные постановки.
Театрализация - ведущий вид деятельности на занятиях «Английский театр».
Театр близок и понятен детям младшего школьного возраста. И причина этой близости в том, что театрализация связана с игрой - дети с огромным удовольствием играют в театрализованных постановках (сказках, инсценировках и др.)
Исполняя роли персонажей с разными характерами, ребята примеривают на себя различные модели социального поведения. Играя волка или медведя, ребенок может выразить агрессию, исполняя роль зайчика – осторожность, петушка – решимость и храбрость. Это очень важно для того, чтобы впоследствии, став взрослым, человек смог вести себя адекватно ситуации, проявляя уже «наработанные» те или иные качества. После участия ребенка в сказках, инсценировках усиливается его интерес к английскому языку. В процессе подготовки дети запоминают все роли: и свои, и чужие; стараются помочь друг другу.
Ценность театральной деятельности заключается в том, что театр вызывает эмоциональный подъем, и информация, подаваемая таким способом, лучше усваивается.
Театральные постановки на английском языке повышают интерес к предмету и желание его изучать. Дети знакомятся с литературными произведениями «носителей языка», реализуют себя в «живой речи» на иностранном языке, эмоциональная основа театра создает положительную мотивацию.
Театральная деятельность повышает развитие речевых навыков и умений. Появляется возможность совершенствовать лексические и грамматические навыки, отрабатывать и использовать речевые клише и фразы, учиться умению аудировать и слушать других детей.
Главное условие выбора произведения – интерес детей к нему. Дети могут инсценировать русскую сказку, например «Репка» (приложение 4), так как она хорошо знакома им с детства, поэтому им легче вжиться в свою роль на английском языке, можно предложить им английскую сказку, например «Винни-Пух» (приложение 4), чтобы познакомить их с английскими детскими персонажами. Сказка «Пряничный человечек», аналог нашей сказки «Колобок» - на примере этой сказки можно рассказать детям об английских традициях. (приложение 4).
Драматизация позволяют развивать речь и навыки театрально-исполнительской деятельности, создает атмосферу творчества, развивает школьников в социально - эмоциональном плане.
Театрализация является одной из нетрадиционных, здоровьесберегающих форм работы при обучении детей иностранному языку, которая позволяет без принуждения развивать у младших школьников умение вступать в общение через диалог, побуждает к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений), способствует эмоциональному благополучию, помогает решить коммуникативные задачи.

2.3.Результативность.
Реализация программы внеурочной деятельности «Английский театр» в начальной школе способствует достижению младшим школьником более высокого уровня предметных, метапредметных и личностных результатов, обуславливающих сформированность его коммуникативной культуры. Дети, посещающие занятия «Английский театр», демонстрируют лучшие умения и навыки в аудировании и говорении, у них больший словарный запас, они используют дополнительные знания в работе на уроке. Обучающиеся без боязни и с удовольствием выполняют разные роли в пределах речевых потребностей. Они непроизвольно могут подбирать языковые и речевые средства для решения коммуникативной задачи, их лингвистический кругозор больше чем у остальных ребят. Мотивация к изучению английского языка высокая. Познавательная, эмоциональная и волевая сферы развиты на достаточно высоком уровне.
У школьников, посещающих «Английский театр» складывается четкое представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе и четкое осознание языка, в том числе английского, как основного средства общения между людьми. Знакомство с английским фольклором, традициями делает мир зарубежных сверстников ближе и понятнее.
Программа «Английский театр» реализуется в 3а классе второй год. Эмпирические наблюдения за детьми и качественная оценка их предметных знаний на уроке позволяет обозначить некоторые результаты в форме сравнительных диаграмм по следующим показателям:
Диаграмма 1: Посещаемость учениками 3а внеурочной деятельности «Английский театр»

Диаграмма 2: Уровень развития навыков аудирования.

Диаграмма 3: Объем словарного запаса.


Диаграмма 4: Мотивация к изучению английского языка.



Диаграмма 5: Уровень развития коммуникативной культуры.











III. Заключение.
Целью моей работы была разработка и реализация программы внеурочной деятельности по английскому языку, способствующей развитию коммуникативной культуры младшего школьника.
Рассмотрев понятие «коммуникативная культура» я еще раз убедилась, что без нее невозможно развитие ни информационной, ни социокультурной, ни компенсаторной составляющих образованности в современном понимании.
Важной частью иноязычной коммуникативной компетенции является социальная компетенция, то есть готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, а также умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией.
Внеурочная деятельность, а именно курс «Английский театр» – отличная возможность для формирования у школьников коммуникативной компетенции во всех ее аспектах. На занятиях у ребят происходит расширение культурного кругозора, у них повышается культура поведения, воспитываются такие нравственные качества как доброжелательность, чувство товарищества. Здесь же создается обстановка неформального дружеского общения, которая позволяет легко преодолевать психологический и языковой барьер, воспитывается желание и готовность общаться.
Внеурочные занятия по программе «Английский театр» вводят ребят в мир другой культуры, вырабатывают навыки общения в нем, воспитывают чувство ответственности, развивают артистические способности, творческое воображение и фантазию.
Виды деятельности и языковой материал, предусмотренные программой, позволяют учителю достичь поставленных задач. В неформальной атмосфере занятий устанавливаются доброжелательные отношения между детьми, между учителем и детьми, а также их родителями, которые с удовольствием приходят на заключительные представления. Им очень нравится, когда их дети выступают на сцене, говорят на английском, не стесняясь. Таким образом, через внеурочную деятельность реализуется очень важный воспитательный аспект.
Результаты внеурочной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Оцениваются, как правило, общие результаты и уровень развития индивидуальных качеств у ребенка. Поэтому на внеурочных занятиях более естественная обстановка, неформальное общение и отсутствие у младших школьников напряжения, связанного с получением оценки.
Программа «Английский театр» дает учителю дополнительные возможности и в достижении предметных результатов.
В заключении хотелось бы отметить, что сочетание урочной и внеурочной деятельности позволяет более эффективно подготовить младшего школьника к переходу в среднее звено, а затем в старшее и выпустить из школы конкурентноспособного молодого человека, имеющего высокий уровень адаптации в обществе и удовлетворяющего современным требованиям высшего образования и рынка труда, готового жить и реализовываться в полиязычном и поликультурном мире.





























IV. Список литературы
1. Алесина Е.В. – "Учебные игры на английском языке" - ИЯШ, №4, 1987.
3. Артамонова Л.Н. Игры на уроке Английского языка и во внеклассной работе. // Английский язык, №4, 2008 – с.36
4. Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. М.: Изд-во Просвещение, 1992. 12 с.
5. Бим, И. Л. Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык. Начальное общее образование. [Текст] / И. Л. Бим, М. З. Биболетова и др. - М.: Астрель АСТ, 2004. – 192 с.
6. Бурдина М.И. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе // ИЯШ // 2001. №2. С. 23.
7. Бурдина М.И. Вечер сказок на английском языке // Иностранные языки в школе. - 1996. - №3. - С. 45-5
8. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. М.: Изд-во Просвещение, 2006.59 с.
9. Государственный стандарт по иностранным языкам. 2006.18 с.
10. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Гргорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
11. Денисенко О.А. Английский язык в школе. М.: Изд-во Просвещение, 2005. 42 с.
12. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология/ И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 320 с.
13. Итогина Т.И., Боротников С.А. Волшебный английский “Magic English" - Ростов н/Д., Феникс, 2003.
14. Козлов С.Н. Говорите по-английски стихами. М.: Новая школа, 1994.
15. Киянченко Е.А. Учим детей общаться/ Е.А. Киянченко// Начальная школа. - 2002. - №6. - С.63.
16. Колкер Я.М., Установа Е.С., Еналиева Т.М Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во Просвещение, 2003.62 с.
17. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер. Коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.В. Клюев, Ю.В. Касаткина -М.: "Академия развития", 1997. - 240с., ил. - (Серия: "Вместе учимся, играем").
18.Кулиш В.Г Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. – Донецк, «АСТ», 2002.
19. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. - 630с.
20. Павлова Т.П. Игровые приёмы работы на внеклассных занятиях по английскому языку. - ИЯШ 1995, № 8.
21. Пассов Е.И. Прогрессивная концепция иноязычного образования. М.: Изд-во Титул, 2000. 47 с.
22. Пассов Е.И. Коммуникативная методика. М.: Изд-во АРКТИ, 2005. 28 с.
23. Позднякова Е.В., Кузнецова В.С., Долматова Т.И. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников/ Е.В. Позднякова, В.С.Кузнецова, Т.И.Долматова// Начальная школа. - 2001. - № 11. - С.23-26.
24. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Начальная школа. М: Просвещение, 2010
25. Соловцова Э.И., Каменецкая Н.П. О пеподавании иностранных языков на современном этапе // ИЯШ // 2004. №3. С. 61, 35, 48, 81.
26. Степичев П.А. Лексические игры на уроках английского языка. Методические рекомендации. - М.: Чистые пруды, 2008 (Библиотечка «Первого сентября», серия «Английский язык»)
27. Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. - М.: Высшая школа,1990 - 132с.
28. Ресурсы сети интернет:
http://www.fun4child.ru/
http://skazka.bombina.com/
http://www.ourkids.ru/
http://kids.dnschool.ru/
http://englishforme.ucoz.ru/
http://www.englishclub-spb.ru/
http://elf-english.ru/
http://english-online.ucoz.ru/
http://www.free-books.org/
http://www.a-zcenter.ru/tales/
http://www.english-cartoons.ru/
http://www.english-cartoons.com/
http://www.native-english.ru/twisters
http://www.lovelylanguage.ru/









13PAGE \* MERGEFORMAT14215



Диаграмма 115