Система мониторинга метапредметных учебных достижений учащихся начальной школы.


СИСТЕМА МОНИТОРИНГА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В связи с ведением ФГОС нового поколения в системе работы школы изменились принципы, методы и формы учебной деятельности, опирающиеся на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах.
Какой же должна быть система оценки знаний в начальной школе? Задача созданной системы оценивания достижений обучающихся- реализация на практике в реальных условиях теоретически построенных и предложенных для введения новых моделей образовательной системы на ступени начального общего образования.
Учителями начальных классов в состав которой вошли : Самбудагва М.Г., Борисова Л.В. , Хахалова Д.А. была создана 2011-12 учебном году рабочая группа под руководством зам.директора Туголуковой О.В. Были разработаны оценочные критерии определения уровня овладения знаниями и умениями для 1-2 классах по безотметочному обучению:
Очень высокий уровень- 95-100% выполнения;
Высокий уровень-75-94% выполнения;
Средний уровень-50-74% выполнения;
Ниже среднего уровнь-30-49% выполнения;
Низкий уровень – менее 30% выполнения.
Качество усвоения предмета,%Отметка по 5-балльной системе Отметка по 10-балльной системе
95-100
75-94
50-74
Менее 50 5
4
3
2 8,9,10
5,6,7
2,3,4
0,1
В начале учебного года педагогом - психологом школы (Глазковой О.И.) была проведена работа по адаптации первоклассников. В исследовании приняли участие 55 первоклассников, общий охват составил 91,6% ( 1 «а» - 21 ученик, 1 «б» - 22 ученика, 1 – «в» - 12 человек). При изучении социально – психологической адаптации детей к школе педагог – психолог использовала следующие методики:
1). Проектная методика «Рисунок человека» (цель: получить представление об уровне умственного развития ребёнка, выявление детей с отставанием от возрастной нормы).
2). Разработка Визбурга «Мотивы учения» ( методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива).
3). Методика «Беседа о школе» (методика помогает выяснить, осознаёт ли ребёнок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу).
4). Анкета для родителей «Адаптация к школе».
5). Методика диагностики уровня тревожности Сирса ( с её помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребёнка страх, напряжение, дискомфорт).
6). Методика «Адаптация к школе»
Ф.И. учащегося Уровень психологической готовности Интеллектуальная готовность Преобладающие мотивы Наличие внутренней позиции школьника
К-ЙирасекВербальный субтестСобери картинку Визуальный анализ-синтез Развитие речи Графический диктант Об.баллГруппа Об. балл Группа +-

Таким образом, видно, что у первоклассников в начальный период адаптации преобладает мотив высокой отметки, на втором месте стоит учебный мотив. Это является хорошим показателем готовности к обучению в школе. Наряду с уровнем мотивации следует учитывать наличие у детей внутренней позиции школьника, которая по данным тестирования сформирована у 61,8% поступивших в школу детей. У 38,2% учащихся на данном этапе преобладают дошкольные виды деятельности.
В новых стандартах одно из ведущих мест занимает оценка результатов образования. Именно оценка позволит сделать вывод об эффективности деятельности образовательных систем по внедрению ФГОС.
Знания ребёнка по тому или иному учебному курсу можно проверить с помощью вопросов, заданий, решения различных учебных задач в ходе устного или письменного опроса, посредством текущего и тематического контроля. А как измерить метапредметные результаты? Годятся ли старые и хорошо знакомые нам формы контроля качества предметных знаний для измерения универсальных учебных действий? Очевидно, что не годятся. Для достижения этой цели необходимо разрабатывать новые подходы к измерению уровня их развития и сформированности, ориентироваться в особых измерительных инструментах.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.
Изучая литературу по данному вопросу, я нашла множество определений термина «мониторинг».
За основу своей деятельности я взяла следующее определение: мониторинг – это организованное системное наблюдение за каким- процессом, отслеживание его хода по определенным показателям.
Мониторинг в образовательной сфере – явление достаточно сложное. Он используется в различных областях и с различными целями.
С точки зрения педагогики мониторинг – поэлементный анализ знаний учащихся по предмету, наблюдение, оценка и прогноз состояния учебно-воспитательного процесса.
Основная область практического применения мониторинга – управление образовательным процессом, и не только в школе в целом, но и в конкретном классе, на конкретном уроке.
Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.
«»»Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Целенаправленное планомерное формирование именно познавательных УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса. Это во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько она информативна для управления системой образования. Поэтому одно из требований ФГОС – проведение мониторинга. Он позволяет фиксировать актуальное состояние уровня развития учащихся в целях составления прогноза его дальнейшего развития и обеспечивает функцию управления процессом обучения.
Важно отметить, что образовательный мониторинг является комплексной технологией, объединяющей в себе ряд последовательных действий, как:
• целеполагание и определение предмета;
• определение состава экспертной группы;
• обоснование выборки учащихся;
• определение и научное обоснование параметров мониторинга;
• разработка инструментария;
• разработка критериев оценивания;
• составление организационной модели проведения мониторинга;
• анализ и интерпретация полученных результатов.
• изучение уровней сформированности ряда учебных действий как универсальных на базе нескольких предметных областей (берутся определённые учебные действия, и смотрятся через несколько предметных областей через одинаковые типажи заданий, что позволяет отследить уровень развития учебных действий через все предметы и увидеть, насколько эти действия сформированы как универсальные);
• осуществление системности и преемственности в мониторинговых заданиях на разных этапах обучения (системность и преемственность в мониторинге позволяет увидеть динамику развития данных действий у учащихся на протяжении нескольких лет);
• взаимовлияние УУД и ЗУН (практика работы показала, что для объективного оценивания достижений учащихся в учебном процессе важно изучение и уровня сформированности УУД, и степени овладения предметными знаниями, их взаимовлияние);
• уровневый подход к оценке достижений учащихся (согласно этому подходу за точку отчёта принимается не «идеальный образец», а фиксируется необходимый для продолжения образования опорный уровень учащихся, который в дальнейшем позволяет отследить последующую динамику развития).
«»»
Функции мониторинга:
1. Диагностическая
Определение уровня развития того или иного умения.
Отслеживания динамики развития образовательных компетенций по показателям и в целом.
2. Оценочная
Описание критериев эффективности решения поставленных задач (что такое «хорошо»).
3. Контрольная
Описание и определение критериев успешности работы учителя.
Цель мониторинга – отслеживание процесса развития и формирование метапредметных УУД учащихся для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Был проведен в феврале мониторинг по русскому языку и математике:
- математика
Качество усвоения предмета, % 1 «а» 1 «б» 1 «в»
95-100 9 47% 8 53% 2 20%
75-94 6 31% 3 20% 5 50%
50-74 4 21% 3 20% 1 10%
30-49 1 6% 2 20%
Успеваемость 100 93 80
Качество 78 73 70

Качество усвоения предмета, % 2 «а» 2 «б»
95-100 6 4
75-94 10 14
50-74 6 8
30-49 2 2
Успеваемость 92 92
Качество 73 64

Русский язык
Качество усвоения предмета, % 1 «а» 1 «б» 1 «в»
95-100 13 57% 3 20% 3 23%
75-94 6 31% 9 60% 4 30%
50-74 0 3 20% 4 30%
30-49 2 15%
Успеваемость 100 100 84
Качество 100 80 53

Качество усвоения предмета, % 2 «а» 2 «б»
95-100 8 5
75-94 7 7
50-74 3 11
30-49 4 5
Успеваемость 82 82
Качество 68 42

Учителями начальных классов и администрацией школы был организован мониторинг личностных, метапредметных и предметных результатов на ступени начального общего образования в условиях введения ФГОС.
Мониторинг способов оценки отдельных учащихся 1 классов по пути продвижения к метапредметному образовательному результату.
Оценка коммуникативной компетентности учащихся
№ п/пФ.И. Письменная коммуникация Устная коммуникация
Монологическая речь Ответы на вопросы Умение вести диалог Умение обмениваться идеями Монологическая речь Ответы на вопросы Умение вести диалог Умение обмениваться идеями
1 - - - - + + + +
Уровень сформированности учебной деятельности учащихся
Очень высокий уровень 8,9,10 баллов
Высокий уровень 5,6,7 баллов
Средний уровень 2,3,4 балла
Ниже среднего 1 балл
Низкий уровень 0 баллов
№ п/пФ.И.Ученика Сентябрь Май
Учебно-познавательный интерес Целеполагание Учебные действия Действия контроля Действия оценки Учебно-познавательный интерес Целеполагание Учебные действия Действия контроля Действия оценки
1 Б.Вл5 3 4 4 4 9 4 6 6 5
Содержание мониторинга соответствует ФГОС НОО и проводится, согласно внутришкольному контролю, 1 раз в год. Мониторинг во втором и последующих классах позволит отследить приращение у учащихся в уровне сформированности основных метапредметных УУД начальной школы.
Карты успеха фиксируют дату проведения проверочных работ и результат по ним, используя символику: «+» - полностью справился; «-» - не справился; «+-» - справился, но допустил ошибки. Идет регистрация результатов обучения на протяжении всего учебного года. Другой вид имеет карта успеха по чтению. Она представляет собой график с двумя осями координат. На одной оси указывается дата проверки навыка чтения, а на другой количество прочитанных за минуту слов. Карты техники чтения Серебрюховой Арины
С помощью этих карт можно проследить динамику школьной успешности. Заполняются они учителем. По картам успеха и тетрадям достижений ведется работа учителя с родителями. Учитель знакомит родителей с задачами проверочных работ, с их содержанием, с оценками за работу, поставленными самим учеником и учителем. В ходе такой работы выявляются успехи и неуспехи детей.
Лист оценки предметных результатов4 класс
По всем предметам
2б - ученик самостоятельно, правильно выполняет задания
1б - ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить сам
0б - ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки
Лист индивидуальных достижений по математике 4 класс
0,1,2,3б затем суммируется все. По критериям определяется- базовый, повышенный уровень
Карта индивидуального развития личностных и метапредметных результатов
Учащегося Амараева ЗоригтоДата рождения:02.08.2003 Класс __1,2,3,4__
Входная диагностика: 20сентября 2011 (сентябрь 1 класс)
Итоговая диагностика: 21 мая 2012 (май 1 класс)
Дата: 19.09.2012 (2 класс) 18.09 2013 (3 класс) 23.09.2014 (4 класс)
3 балла – устойчивое проявление (высокий уровень)
2 балла – частое проявление (повышенный уровень)
1 балл – эпизодическое проявление (базовый уровень)
Личностные результаты:
22 – 39 баллов – базовый уровень
(22-32 балла «Я в начале пути»;33-46 балла «Мне ещё многому надо научиться»;47-55 балла «Я на верном пути»)
40 – 56 баллов - повышенный путь
57 – 66 баллов – высокий уровень
Метапредметные результаты:
18 – 55 баллов – базовый уровень
(18-33 балла «Я в начале пути»; 34-47 балла «Мне ещё многому надо научиться»; 48-55 балла «Я на верном пути»)
56 – 79 баллов - повышенный путь
80 – 93 баллов – высокий уровень
Класс\ результат 1 класс (начало года) 1 класс (конец года) 2 класс 3 класс 4 класс
балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень балл уровень
Личностные результаты
22 Б 22 Б 22 Б 35 Б 44 ПМетапредметные результаты
31 Б 31 Б 31 Б 43 Б 62 П Оценка личностных результатов осуществляется
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных,
коммуникативных,
познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение
существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт
основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Оценка предметных результатов
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с
помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных
на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
Мониторинги представляются и по классу.Учитель видит уровень развития класса в целом.
У каждого учителя может быть создана папка «Диагностика и мониторинг», где хранятся все продукты деятельности. В ней можно отследить не только продвижение ребёнка по пути развития УУД, но и эффективность собственной работы. Результаты мониторинга доводятся до сведения учеников и их родителей на родительском собрании или в личной беседе.
При правильном определении целей достижения и способов их проверки Листы индивидуальных достижений и Листы учёта и контроля дают учителю всю необходимую информацию о том, как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигли учитель и класс поставленных целей, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения.

Стартовая работа проводится в начале сентября и позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организовать коррекционную работу. В неё входит КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ под названием «Психолого-педагогическая характеристика» (см. приложение 1), которую заполняет учитель и диагностика познавательных процессов ( проводит психолог). В течение учебного года заполняется ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ (см.приложение 2).
На основе полученных результатов составляется сводная ведомость по классу.
Лист достижений метапредметных результатов
ученицы 1 «б» класса МБОУ «ХСОШ № 2»_____________________________
№ 1
четверть 2
четверть 3
четверть 4
четверть
Регулятивные УУД
1 Организовывать своё рабочее место под руководством учителя 2 Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности 3 Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей
4 Вносить исправления в работу 5 Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения. 6 Определять последовательность изучения материала в сотрудничестве с учителем, опираясь на иллюстративный ряд.
Познавательные УУД
1 Ориентироваться в учебниках 2 Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации 3 Понимать информацию, представленную в виде текстов, схем и рисунков 4 Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений. 5 Умение осуществлять логические действия: « анализ», «синтез», «сравнение»,
классификация»,«обобщение».
6 Умение устанавливать аналогии, причинно-
следственные связи
Коммуникативные УУД
1 Соблюдать простейшие формы речевого этикета. 2 Умение формулировать и аргументировать точку зрения 3 Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре (устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать об ошибках товарищу). 4 Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи
5 Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи 6 Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения
5 баллов – всегда
4 балла - часто
3 балла - иногда
2 балла - редко
0 баллов - никогда