Методические рекомендации по использованию технологии портфолио для мониторинга сформированности компетенций

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ г. СЫЗРАНИ»













МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО ДЛЯ МОНИТОРИНГА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ















Сызрань 2014
Методические рекомендации направлены на организацию процесса мониторинга и оценивания образовательных результатов обучающихся в рамках компетентностного подхода.
Рекомендации описывают модель оценивания образовательных результатов обучающихся посредством технологии портфолио, определяют его виды, структуру и содержание, критерии и технологию оценивания.
Методические рекомендации предназначены для широкого круга работников системы среднего профессионального образования: заместителей директоров по учебной, учебно-производственной, учебно-воспитательной работе, руководителей методических служб, заведующих учебной частью, заведующих отделениями и преподавателей.

















Авторы:
Самсонова Лидия Сергеевна
преподаватель общественных дисциплин, первой категории, ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани»
Курова Ольга Сергеевна
преподаватель общественных дисциплин, первой категории, ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани»


Содержание

Введение
4

Роль технологии портфолио в системе образования
5

Содержание портфолио
7

Оценка портфолио
9

Список литературы
14

Приложение 1
Приложения2
Приложения3
Приложения4
Приложения 5
Приложения 6

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Введение
ФГОС 3 поколения в корне поменял отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их оценки. Если прежде оценка результатов обучения сводилась к оценке уровня знаний, умений и навыков, то в соответствии с новыми образовательными стандартами оценка результатов носит комплексный, интегративный характер: оценивается сформированность как профессиональных, так и общих компетенций. Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами.
Однако никаких нормативных документов и методических рекомендаций, обеспечивающих внедрение компетентностного подхода к обучению, Министерством образования и науки РФ не было предложено. Таким образом, образовательному учреждению предстоит разработать документацию, регламентирующую процесс формирования компетенций. Преподаватели могут разработать задания, определить критерии и показатели сформированности компетенций, но где и как фиксировать результаты выполнения заданий? И вообще, как часто нужно проводить оценку компетенций и делать выводы об уровне их сформированности? Как определить эти уровни? Как создать универсальную шкалу для оценки всех компетенций, да и возможно ли это? К тому же мы понимаем, что ОК формируются при изучении разных дисциплин постепенно. Получается, чтобы разрешить все эти вопросы нам необходимо разработать систему, направленную на результат, разработать критерии, по которым мы можем судить о сформированности ОК и выбрать модель оценивания.
Исследователи предлагают разные технологии и методы оценки:
- тестовые технологии;
- портфолио;
- рейтинговая оценка;
- сертификация и др.
На уроках гуманитарного цикла эффективным методом оценивания будет технология портфолио, так как выполним для студентов разного уровня подготовки и не забирает много времени у преподавателя.


Роль технологии портфолио в системе образования
В сфере образования портфолио впервые стало применяться в Канаде и США в 80-е годы 20 века для отбора преподавателей университетов и колледжей при приеме на работу. Поскольку технология показала свою эффективность, сферу ее применения быстро расширили. В настоящее время во многих развитых странах портфолио используется преподавателями для мониторинга сформированности компетенций обучающихся, а также студентами для оценки прогресса и успехов по различным предметам или сферам интересов.
Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности обучающихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. Да и вообще, портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. портфолио нечто большее, чем просто папка студенческих работ; это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности. Все это и позволяет успешно использовать его для мониторинга уровня сформированности общих компетенций.
Технология портфолио помогает решить следующие педагогические задачи:
1. поддерживать высокую учебную мотивацию;
2. формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
3. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
4. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;
5. создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.
В зависимости от конкретных целей обучения существуют следующие виды портфолио:
Портфолио документов
Портфолио отзывов
Портфолио процесса
Портфолио результатов
В зависимости от вида портфолио различают его функции:
Диагностическая - путем мониторинга позволяет фиксировать изменения в росте знаний и умений обучающегося за определенный период времени.
Целеполагания – позволяет научиться ставить цели и достигать их
Мотивационная – поощряет достижения результатов обучающимся,
Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ.
Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.
Рейтинговая – позволяет определить весь диапазон навыков и умений обучающегося и уровень их сформированности.


















Содержание портфолио
Содержание портфолио будет зависеть от его вида и цели, для достижения которой оно создается. Четкого списка материалов, необходимых для включения в портфолио, не существует. Каждый преподаватель, использующий данную технологию, самостоятельно отбирает способы показа студенческих работ и достижений. Если портфолио создается всей группой, то педагогу совместно с обучающимися необходимо определить и зафиксировать перечень материалов, обязательных для представления в портфолио для получения той или иной оценки. При этом приветствуется любая инициатива, расширяющая данный список или предлагающая равноценную замену перечисленным материалам. Все материалы рекомендуется распределять по четырем разделам:
* «Портрет»
* «Коллектор»
* «Рабочие материалы»
* «Достижения».
Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об авторе портфолио. Минимальным требованием к нему является наличие титульного листа (приложение 1.) В титульном листе отражается: полное название образовательного учреждения; фамилия, имя, отчество обучающегося; профессия/специальность; номер группы; классный руководитель. На отдельном листе, в произвольной форме, автор может представить дополнительные сведения о себе, отражающие сформированность отдельных компетенций.
«Коллектор» содержит материалы, авторство которых не принадлежит самому автору. Это могут быть материалы, которые предложены студенту педагогом: перечень ОК (приложение 1), критерии для определения уровня сформированности компетенций (приложение 2) перечень обязательных материалов (приложение 3), памятки (приложение 4,5,6). В раздел так же включаются материалы найденные самостоятельно обучающимся (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации).
Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы самим автором. Материалы должны в минимальном объеме соответствовать перечню обязательных материалов, определенных преподавателем.
В раздел «Достижения» помещаются документы, подтверждающие участие автора портфолио в конкурсах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях и других социально значимых мероприятиях. В раздел также можно включить материалы, которые, по мнению автора, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи.
При оформлении портфолио необходимо соблюдать следующие требования:
– оформлять на компьютере отдельными листами (в пределах одного бланка или листа, таблицы;
– предоставлять достоверную информацию;
– располагать материалы в портфолио в соответствии с принятой формой
























Оценка портфолио
Оценка портфолио проводится преподавателем совместно со студентами, она должна включать в себя контроль на всех стадиях формирования компетенций. Правила оценки:
- обучающиеся должны знать все критерии оценки портфолио;
- обучающиеся должны знать обязательное содержание портфолио;
- портфолио не оценивается в баллах, а только в уровнях;
- портфолио не сравнивается ни с какими эталонами. Проводится сравнение прошлых и настоящих результатов работы. Обучающийся сравнивается только самим собой.
Высший уровень – портфолио характеризуется всесторонностью в отражении всех категорий материалов и высоким уровнем по всем критериям оценки. Содержание портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося, высоком уровне самооценки, творческом отношении к предмету. В содержании и оформлении портфолио ярко проявляются оригинальность и творчество.
Высокий уровень – в портфолио полностью представлены материалы обязательной категории, но могут отсутствовать некоторые элементы из остальных категорий. Может быть недостаточно выражена оригинальность и творчество в содержании и отсутствовать творчество в оформлении.
Средний уровень – в портфолио полностью представлена обязательная категория, по которой можно судить об уровне сформированности отраженных в Стандарте или Рабочей программе умений и знаний. Могут отсутствовать материалы из остальных категорий и творчество в оформлении.
Низкий уровень – портфолио, по которому трудно сформировать представление о процессе работы и достижениях учащегося. Как правило, в нем представлены отрывочные сведения из различных категорий, отдельные, не законченные работы и т.д. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности компетенций.
Оценку портфолио можно заносить в специальный лист оценки. Поскольку данная технология относится к безотметочным, то рекомендуется качественная, а не количественная оценка.
Оценивание портфолио должно быть:
- валидным (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям учебной дисциплины);
- надежным (необходимо использовать единообразные согласованные критерии или стандарты);
- справедливым (разные студенты должны иметь равные возможности добиться успеха);
- развивающим (фиксировать, что могут студенты и как им улучшить свои результаты);
- своевременным (постоянно поддерживающим развивающую обратную связь);
- эффективным (выполнимым, но не забирать много времени у преподавателей и студентов).
Для достижения данной цели оценивание должно проводиться на всех этапах составления портфолио. В рамках мониторинга сформированности компетенций проводится стартовый, текущий, итоговый контроль.
Стартовый контроль лучше проводить в начале ученого года на первом курсе. Он показывает базовый уровень сформированности компетенций.
Форму контроля каждый преподаватель выбирает на свое усмотрение. Предлагаем провести на первом уроке входное тестирование и дать самостоятельную работу на дом, где должны бать задания, направленные на определение сформированности компетенций.
Такие задания как работа с источником, составление таблицы или схемы, составление разноуровнего теста, эссе (или характеристики) поможет преподавателю увидеть уровень сформированности компетенций в начале ученого года (желательно, чтоб текст содержал информацию о выбранной специальности ). Задания в комплексе позволяют выявить и оценить сформированность всех компетенций обучающихся. Дополнительный балл зачисляется за написание эссе, так как оно отражает сформированность всех компетенций В случае совпадения уровня сформированности компетенции,по все видам контроля, в том числе и эссе Общий балл выставляется на том уровне, который был определен. Если же какой либо вид контроля показывает более высокий уровень сформированности компетенции, то общий результат выставляется в пользу обучающегося. Стартовый мониторинг может бать зафиксирован в следующей таблице:
Оценочный лист по сформированности ОК
Стартовый контроль (входящий)
Общезначимые ком петенции
Виды работ



Входное тестирование (работа на уроке)
ОК 6-7
Самостоятельная работа)




Работа с источником
ОК 1, 4-5, 10
Составление табл., схемы
ОК 8-9
Составление разно уровнего теста
ОК 2-3
Эссе,характеристика
ОК 1-10
Результат

ОК 1

2 балла


1 балл
2 балла

ОК 2



1 балл
1 балл
1 балл

ОК 3



1 балл
1 балл
1 балл

ОК 4

1 балл


1 балл
1 балл

ОК 5

1 балл


1 балл
1 балл

ОК 6
1 балл



1 балл
1 балл

ОК 7
1 балл



1 балл
1 балл

ОК 8


1 балл

1 балл
1 балл

ОК 9


1 балл

1 балл
1 балл

ОК 10

2 балла


1 балл
2 балла

Текущий контроль осуществляется по мере формирования портфолио, но не реже одного раза в семестр. Он фиксируется в виде оценочного листа по всем работам составленным за данный период. Работы, которые формируют только определенные ОК, оцениваются в первую очередь Дополнительные баллы начисляются за творческие работы, социально-значимые проекты сделанные студентом, в соответствии с теми компетенциями на формирования, которых они были направлены. Оценочный лист должен учитывать представление проектов и творческих работ во внеучебной деятельности студента, а так же самооценку. За самооценку прибавляется один балл, если она соответствует критерием, которые содержаться в материалах портфолио обучающегося
Оценочный лист по сформированности ОК
Текущий контроль
Общезначимые компетенции
Работы с таблицами схемами
Ок 8-9
Подготова и защита рефератов и сообщений
ОК 5,10
Работа с источниками
Ок 1-2,4
Составление тестов разного уровня
ОК 3,6,7
Составление эссе
Ок 1-10
Работа на семинарских занятиях
Ок 1-10-1
Защита проектов
ОК 1-10,
Достижения
Самооценка
Результат

ОК 1


2 балла



1
балл

4
балла
3 балла

ОК 2


1 балл

1 балл



3 балла
2 балла

ОК 3



2 балла
1 балл



3 балла
4 балла

ОК 4


1 балл



1 балл
1 балл
4 балла
4 балла

ОК 5

2 балла




1 балл

4 балла
3 балла

ОК 6



1 балл


1 балл

3 балла
2 балла

ОК 7



1 балл


1 балл

2 балла
3 балла

ОК 8
1 балл




1 балл


1 балл
3 балла

ОК 9
1 балл



1 балл

1 балл
1 балл
5 баллов
4 балла

ОК 10

3 балла




1 балл

5 баллов
4 балла

Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Итоговый балл учитывает все виды самостоятельных работ обучающихся, а также задания выполненные в ходе учебного процесса, направленные на формирования компетенций, дополнительные баллы, самооценка. Итоговый результат, сформированности общих компетенций, определяется исходя из баллов, набранных за стартовый, текущие виды контроля и защиту портфолио. Студенты при защите портфолио должны не только представлять конечный результат, внесенный в портфолио, но и понимать логику выполнения заданий.
Оценочный лист по сформированности ОК
Итоговый контроль
Общезначимые компетенции
Старт
1семестр
2семестр
Защита портфолио
Итог

ОК1
2 балла
3 балла
4 балла
4 балла
4 балла

ОК 2
1 балл
2 балла
3 балла
3 балла
3 балла

ОК 3
1 балл
4 балла
4 балла
4 балла
4 балла

ОК 4
1 балл
4 балла
4 балла
4 балла
4 балла

ОК 5
1 балл
3 балла
4 балла
4 балла
4 балла

ОК 6
1 балл
2 балла
3 балла
3 балла
3 балла

ОК 7
1 балл
3 балла
3 балла
3 балла
3 балла

ОК 8
1 балл
4 балла
4 балла
4 балла
4 балла

ОК 9
1 балл
3 балла
3 балла
3 балла
3 балла

ОК 10
2 балла
4 балла
4 балла
4 балла
4 балла

Предметом оценки в ходе данных процедур является также внутренняя оценочная деятельность педагогов через отслеживание динамики образовательных достижений обучающихся. Успешность формирования компетенций определяется в сравнении результатов обучающихся при стартовом и итоговом контроле. Прирост результатов означает, что преподавателю в целом удалось создать образовательную среду, способствующую формированию общезначимых компетенций.




Список литературы

1. Балыкина Е.Н. Оценочное электронное портфолио студента по предмету// http://www.school.holm.ru/studyabroad.
2. Битер, О.А. Электронное портфолио студента как показатель качества обученности. /Методист. – 2010.- № 1. С. 47 – 48.
3. Ермолова Е.М Методические рекомендации для преподавателей по формированию портфолио.. – Волгоград, ГОУ СПО «Медицинский колледж № 2, Волгоград» - 2008.
4. Купцова Л.И. Портфолио как способ формирования профессиональных компетенций /Л.И. Купцова, Н.В. Мартынова, О.П. Томилина //Специалист – 2010. - № 3. С.- 18.
5. Переверзев, В.Ю. Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство /Ю.В. Переверзев, С.А. Синельников // СПО. – 2008.- №1. С. 71-73.






















Приложение 1
Общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за их ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).





Приложение 2
Оценка уровня компетентности учащихся
Уровень
Сформированные способы деятельности
Баллы

Низкий
 
Уметь ориентироваться в способах предполагаемой деятельности;
Уметь репродуктивно воспроизводить известные алгоритмы в своей деятельности;
Уметь узнать новую проблему, возникшую в знакомой ситуации;
1

Средний
 
Уметь решать практические задания в знакомых ситуациях;
Уметь находить решения поставленной проблемы.
Уметь перенести имеющиеся знания, умения, способы деятельности в новую ситуацию;
2

Высокий
Уметь планировать, проектировать и прогнозировать свою деятельность;
Уметь переносить имеющиеся умения в новую незнакомую ситуацию;
Уметь рефлексировать свои действия.
3

Высший
Уметь планировать, проектировать и прогнозировать свою деятельность;
Уметь переносить имеющиеся умения в новую незнакомую ситуацию;
Уметь рефлексировать свои действия
Применять имеющиеся умения в творческой и социально значимой деятельности
4


Дополнительные баллы начисляются за документы из раздела «Достижения» (грамоты, сертификаты, дипломы)



Приложение 3
Содержание портфолио:
Заполнить таблицу: «Цивилизация Древнего мира».
Подготовить сообщения на тему «Принятия христианства на Руси».
Проанализировать статьи «Русской правды»
Дать характеристику: «Александр Невский государственный деятель и полководец»,
Составление хронологической таблицы по внешней (внутренней) политике Ивана Грозного
Подготовиться к дискуссии «Можно ли назвать народным героем И. Болотникова»
Сравнить внешнюю политику России времен Ивана Грозного и периода 30 – 80 – х гг. ХVII в.
Подготовить сообщения: Научная революция XVII в.: основные вехи.
Заполнить сравнительную таблицу «Революции XVIII века»
Составить таблицу «Основные события, характеризующие внешнюю политику России во второй половине ХVIII в.»
Подготовить сообщение на тему: «Культурные преобразования в Петровскую эпоху»
Сравнить формы зависимости стран Азии и народов Африки от европейских колонизаторов в XIX веке
Составить план рассказа «бородинское сражение»
Познакомиться с проектом реформ Новосильцева-Вяземского, сравнить с «Конституцией» А.М. Муравьева, выразить свое мнение в эссе (характеристика)
Характеристика Александра II как политического деятеля
Составить записку о внутренней политике Николая II
Подготовить и защитить проект «Первая мировая война» (групповой, индивидуальный)
Подготовить устное сообщение «Командующие фронтами у красных», «Командующие фронтами у белых»
Составить сравнительную таблицу: «НЭП и политики «военного коммунизма». Подготовить сообщение на тему: «Культурная революция»
Подготовить проект по теме «Вторая Мировая война»
Исследуя конфликт (война в Чечне), дать собственную оценку данным событиям, аргументировав ее.





Приложение 4
Алгоритм составления таблиц
1. Прочти текст.
2. Определи признаки, по которым можно систематизировать материал (по цвету, запаху, географическому положению, характеру и т.д.).
3. Начерти таблицу с определенным количеством граф.
4. Впиши название признаков в графу.
5. Запиши в соответствующие графы материал из текста в сокращенном виде.
6. Сделай вывод.
7. Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу.










Приложение 5

Алгоритм работы с историческим источником.
1. Происхождение источника: автор; время издания; тип источника (документ, письмо, дневник и т.д.); полный текст или отрывок; первичный (оригинальный текст) или вторичный (перевод).
2. Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты. Объясните непонятные слова, используя словари.
3. Определите достоверность информации.
Автор был свидетелем событий или пересказывает то, чего сам не видел?
4. Субъективность текста: субъективность осознанная или неосознанная? Были ли у автора особые намерения? Является ли автор хорошим наблюдателем? Есть ли у автора симпатии или антипатии?
5. Обоснуйте, можно ли доверять приведенному источнику.
6. Правильно оформите литературу.








Приложение 6

Алгоритм выполнения проекта

1. Обоснуй свой выбор данной проблемы.

2. Каковы причины и последствия ее существования?

3. Кого еще волнует эта проблема и почему?

4. Каким образом можно решить данную проблему?

5. Что необходимо для этого сделать?

6. В чем состоит предполагаемая ценность своего продукта?

7. Опиши, с какими трудностями ты столкнулся, реализуя данное решение?

8. Зачем тебе нужно было выступление?

9. Как ты готовился к выступлению?

10. Доволен ли ты результатом?

11. Что бы ты сделал не так, выполняя отчет по другому проекту









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15