Научно-практическая работа Влияние колыбельных на гармоничное развитие ребенка

СОДЕРЖАНИЕ




Введение

Глава 1
История колыбельной песни

Глава 2
Народные и современные колыбельные

Глава 3
Влияние колыбельных песен на развитие ребенка

Заключение

Список использованной литературы


















ВВЕДЕНИЕ.

«Однажды внучка спросила у дедушки:
– Дедушка, кто старше меня?
– Твои мама и папа!
– А кто старше, чем они?
– Мы с бабушкой
– А кто старше всех-всех на свете?
– Внучка, старше всех, я думаю, наш хлеб насущный.
Да ещё колыбельная, которую поёт твоя мама».

Вся наша жизнь связана с музыкой. С древних времён люди знали, что музыка помогает формировать личность человека, его духовный мир. Древнегреческие рукописи гласят: «Музыкальное воспитание - самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души». Я сама очень люблю музыку, занимаюсь в школе искусств, много пою. Часто я встречала сведения о влиянии музыки на человека, и задумалась: почему какие-то песни уходят и перестают быть популярными, а, например, колыбельные живут века и не устаревают.
Я решила остановиться именно на колыбельных, потому что слышала, что это самые древние песни, сама очень люблю колыбельные.
Так возникла идея выяснить
Когда и зачем возникли колыбельные?
Почему они живут в народной памяти?
Насколько они популярны сегодня?
Чем они так необычны?

Вместе с моим научным руководителем мы выдвинули гипотезу: если колыбельные песни живут века, действительно ли они влияют на развитие человека, можно ли утверждать, что тем, кому в детстве часто пели колыбельные, развиваются гармонично и успешны в жизни?














ГЛАВА 1
История колыбельной песни

Оказывается, колыбельным предки придавали мистическое значение. Согласно словарю В.И.Даля слово «колыбель» происходит от глагола «колыбать», т.е. качать, колыхать. Значит, их не просто пели детям в колыбели: издавна люди знали, что при определенном ритме покачивания младенец успокаивается и засыпает. Под такой ритм было легко петь или скорее проговаривать слова, как бы «заговаривать» малыша от страхов и неудач.
Саму колыбельку (люльку, зыбку) для новорожденного на Руси устраивали со множеством таинств и мистических обрядов. Прежде чем впервые положить в люльку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота (считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов). Существовало поверье, что кот – большой друг домового, и поэтому, если кота не обижать, то он «при случае» непременно доложит «домовому» о «доброте хозяйской», а уж «дедушка» наверняка постарается обеспечить в таком доме уют и покой, русские народные колыбельные песни изобилуют образами кота.
Зыбка совершала плавные и ритмичные движения по направлениям «вверх – вниз», «вправо – влево», «назад – вперед». Во время исполнения колыбельной мама голосом тоже совершала как бы ритмичное звуковое раскачивание: «кач-кач-кач», «баю-баю-бай», «люли-люли-люли» и т.п.
Помимо этого размеренность колыбельных песен совпадает с ритмическим рисунком (частотой) пульса и дыхательных движений, своим гармоничным ритмом оказывая на ребенка мощное успокаивающее и усыпляющее действие.
В древности колыбельные песни считались защитным оберегом, который может передать только мать. На Востоке до сих пор про неудачливого и не очень хорошего человека говорят: «Ему мать колыбельных песен не пела».


















ГЛАВА 2
Народные и современные колыбельные

Чтобы понять, почему колыбельные песни в древности считали оберегами и в чем их особенность, я начала собирать их: опрашивала школьников, родных и знакомых, искала литературу, скачивала колыбельные из интернета.
Сначала я сравнила народные песни и обратила внимание, что
У всех народных колыбельных простой мотив
Они состоят обычно из нескольких рифмующихся строк, которые часто повторяются

Т.е. действительно напоминают ритм раскачивающейся люльки. Такое пение призвано укачать, усыпить, успокоить малыша. Колыбельная призвана дать малышу спокойный сон, прогнать страхи и тревоги:

Баю, баю, баю, бай,
Поди, Бука, за сарай,
Саше спать не мешай!
Уж ты, Сашенька, усни,
Угомон тебя возьми!

Баю, баю, баю-бай...
Ты, собаченька, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
Темна ноченька - не спится,
Моя Танечка боится...,
Ты, собаченька, не лай,
Мою Таню не пугай!

Они очень нежные и содержат много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («котенька», «гуленьки», «люленьки», «колыбелька»):

Баюшки-баюшеньки, Колокольчики звенят, Маленькой Варюшеньке Сладко-сладко спать велят.

У кота была, кота
Колыбелька золота,
А у моей Машеньки лучше того:
Новоточеная, позолоченная,
Сверху медью околоченная.

В них используются не только имена деток, но и огромное количество ласковых слов, адресованных сыну или дочке («детонька», «голубушка», «милое дитя», «дитятко», «крошечка», «золотце», «ненаглядный»):

Спи, дитя мое, усни Сладкий сон тебя мани. В няньки я тебе взяла Ветер, Солнце и Орла.

Спи, Аннушка моя,
Спи, голубушка моя.

Спи-тко, крошечка моя,
Спи-тко, маленькая.

Еще я обратила внимание на содержание народных песен. В них обычно рассказывается
О самом малыше и его семье

- Где Леленки колыбель?
- На высоком тереме.
В шитом бранном пологе,
Кольцы-пробойцы серебряные.

Баю, баю, зыбаю,
Отец ушел за рыбою.
Мать ушла пелёнки мыть,
Дедушка – дрова рубить,
А бабушка – уху варить,
Тебя, Машенька, кормить.

О быте и окружающей жизни

Баю, баю, баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайки спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам

Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли!
Прилетели журавли.
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота - скрип-скрип...
Не будите у нас Ваню -
У нас Ваня спит, спит.

В них содержатся
пожелания ребенку сна, здоровья и роста

Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовье
Спи на здоровье!

Ой, люли-люлюшеньки, Баиньки-баюшеньки... Сладко спи по ночам, Да расти по часам.

размышления о будущем

Баиньки, баиньки,
Спи, покуда маленький.
Будет время – подрастёшь,
На работу пойдёшь,
Станешь лес рубить,
Рыбку в озере ловить,
Дрова возить матушке,
Избу чинить батюшке.
Станешь всем помогать,
Будет некогда поспать!

Баю-баюшки-бай-бай,
Поскорее вырастай.
Ко работе привыкай,
Тяте с мамой помогай.
Когда вырастешь большой,
Пойдешь в поле за сохой.
Баю-баюшки-бай-бай,
Будешь сеять и косить,
Будешь хлебы молотить.

На улице дождик
С ведра поливает,
С ведра поливает,
Брат сестру качает,
Брат сестру качает,
Тихо напевает:

Ой, люшеньки люли.
Тихо напевает:
Милая сестрица,
Расти поскорее.
Расти поскорее.
Да будь поумнее.
Ой, люшеньки люли.
Да будь поумнее.

Вырастешь большая
Отдадут тя замуж.
Отдадут тя замуж
Во чужу деревню.
В семью несогласну.
Ой, люшеньки, люли
В семью несогласну.

нравственный наказ и урок добра и благодарности

В церковь Божию ходи
И со всеми мир веди,
Баюшки-баю.
Почитай отца и мать,
Ближних бойся осуждать.

А как вырастешь большой,
Будешь в золоте ходить,
Нянюшек и бабушек
Златом, серебром дарить.

Колыбельные песни развивают фантазию ребенка, потому что вместе с песней к нему приходят сказочные Сон, Угомон и Дрёма

Сон идет по сеням.
Дрёма по терему.
Сон говорит:
- Усыплю да усыплю!
Дрёма говорит:
- Удремлю да удремлю!

Уж как сон ходил по лавке
Дрема по полу брела
Дрема по полу брела
К Маше нашей забрела
К ней в кроватку забрела,
На подушку прилегла.
На подушку прилегла,
Машу ручкой обняла.

К непослушным шалунам в колыбельных призывали Буку или волчка

Придет серенький волчок
Схватит Колю за бочок
Да потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.

Но чаще в колыбельных встречаются образы кота, гуленьки, зайки или грачей. Образы гуленьки или голубя и кота встречается чаще других. Эта традиция тоже уходит корнями в древность и в историю языка. Голуби – символ мира и спокойствия, они нежно воркуют и баюкают вместе с мамой. С голубем связан глагол «голубить», т.е. «нежить», «ласкать»

Люли-люли-люленьки,
Где вы, где вы, гуленьки,
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать!

А кот – мягкий, тёплый и пушистый. Он любит поспать, он мурлычет, навевая дремоту. Поэтому его в колыбельных часто призывают в няньки.

Котя, котинька-коток,
Котя серенький хвосток!
Беленькая спинка,
Шелкова шерстинка.
Приди, котик, ночевать,
Мою детыньку качать,
Прибаюкивать.

Анализируя народные колыбельные, я убедилась, что эти древние простые песни – уроки добра и нежности, житейской мудрости и трудолюбия. Они рассказывали ребенку о традициях, семье, об окружающем мире, воспитывали любовь и уважение к близким, знакомили с родным языком. Это первое музыкальное и поэтическое впечатление ребенка.
Современные колыбельные – это тоже нежные спокойные песни, которые пробуждают интерес к познанию мира, воспитывают малыша и дают ему чувство защищенности и покоя. Они по-прежнему ласковые и добрые

Месяц над нашею крышею светит,
Вечер стоит у двора,
Маленьким птичкам и маленьким детям
Спать наступила пора.
Завтра проснешься, и ясное солнце
Снова взойдет над тобой.
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной.

Лунные поляны,
Ночь, как день светла,
Спи, моя Светлана,
Спи, как я спала
Огоньки не светятся
Над лесною спаленкой,
Спит сынок медведицы,
Спи и ты, мой маленький!

Ночка теплым одеялом Мою крошку накрывала, Из серебрянной страны Принесят в ладошках сны.
Нежно светит из окна Круглым яблочком луна. Звезды водят хоровод, И во сне мурлычет кот.
За морями солнце спит. Мама рядышком сидит. Баю-баю-баю-бай, Спи, малышка, засыпай!
Глазки спят и щечки спят У притихших малышат. Спят реснички и ладошки, Спят животики и ножки.
И малюсенькие ушки Сладко дремлют на подушке. Спят кудряшки, ручки спят, Только носики сопят.

Спи, моя радость, усни.
В доме погасли огни

Жанр колыбельных песен привлекал и русских поэтов. Существует около двухсот замечательных колыбельных, созданных М.Ю.Лермонтовым, К.Бальмонтом, А.М. Майковым, В. Брюсовым и многими другими поэтами.
Итак, в чем же отличие этих песен с точки зрения их смысловой нагрузки. Старинных колыбельных песен не так много, но переходя из поколения к поколению, каждая мама пела их по-своему, что-то изменяя, добавляя. И колыбельная песня рождалась как бы заново. Сколько матерей, столько и песен. Но во всех песнях мы услышим:
приобщение к родным мелодиям,
описание богатой счастливой жизни,
прогнозы на будущее,
призыв небесных покровителей,
описание опасностей,
выражение чувств и переживаний.

Колыбельная песня – это не только заклинание с целью – дать ребенку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем, но и оберег от чужого негативного воздействия.
А в содержании современных литературных колыбельных прослеживается:
стремление к познанию окружающего мира,
песни несут в себе воспитательную функцию.

Современные колыбельные песни, дают ребенку чувство уверенности и защищенности, это как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребенка, не допускающие проникновения зла. В редкие минуты общения мама не просто укачивает дитя, но еще и обучает, воспитывает.
Можно с уверенностью сказать, что колыбельные – это особый светлый и добрый мир, который не может не оставить след в сознании человека. Древние говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. И были, конечно же, правы.






ГЛАВА 3
Влияние колыбельных песен на развитие ребенка

Заведующий кафедрой психологии Новосибирского государственного педагогического университета, доктор биологических наук Виталий Леутин называет очень опасной точку зрения тех родителей, которые с самого раннего возраста «приучают» своих детей находиться в постоянном шуме, будь то работающий телевизор, включенный компьютер или звуки родительской гулянки. По его словам, существует взаимосвязь между колыбельными песнями и интеллектуальным уровнем человека, от которого, в свою очередь, зависит и уровень образования, и социальный статус, и многое другое.
Конечно, масштабное исследование мне не под силу, но я попробовала выяснить, действительно ли есть связь между колыбельной, исполняемой в детстве, и успеваемостью в школе. Для этого был проведен опрос среди учеников.
Анкета включала вопросы:
Пела ли вам мама в детстве песни на ночь?
Назовите самые любимые колыбельные.
Почему она вам нравятся?
Будете ли петь колыбельные песни своим детям? 

Оказалось, всем ребятам мамы пели колыбельные: 16 ответили «да, каждый вечер» и 20 – «иногда». Среди тех, кому пели каждый вечер, 8 ребят (это 22%) учатся на «4»-«5» и 8 учатся не так уверенно, но активно участвуют в жизни школы и поселка, развивая свои таланты. Среди учеников, которые ответили «иногда», 6 «хорошистов» (это 16%), 7 «активистов» (19%) и 7 учеников, которые слабо учатся и почти нигде не участвуют.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Как видим, 80% ребят благодаря колыбельным своих мам могут если не успешно учиться, то реализовывать свои творческие способности. Видимо, если малыш растет в атмосфере спокойствия и любви, ему проще будет справляться с трудностями в жизни, он будет спокоен и успешен.
Интересно, что Виталий Леутин подчеркивал: «Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно в первые дни своей жизни видеть доброе лицо, слышать плавную размерную речь, любовные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, вне зависимости от того, каким голосом их исполняют». И ребята в анкетах отмечали: колыбельные им нравятся потому, что
навевают сон, успокаивают
они добрые и ласковые
дети любят колыбельные потому, что их поет мама

Радует то, что все ученики своим детям тоже будут петь колыбельные.

Я решила сравнить ответы детей с ответами их мам и попросила их тоже ответить на вопросы. Но откликнулось, к сожалению, всего 13 человек: 6 из них пели своим детям каждый вечер, семеро – иногда. Некоторые и сейчас поют детям на ночь.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Меня заинтересовал и репертуар мам и детей. Оказалось, что сегодня знают в основном «Спят усталые игрушки», «Колыбельную медведицы», «Спи, моя радость, усни», а из народных «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю», «Котя, сереньких хвосток». А ведь народные колыбельные – самые поучительные и ритмически правильные. Думаю, моя работа поможет привлечь к этой проблеме внимание. Ее можно использовать на уроках литературы в 5-6 классах, на внеклассных мероприятиях и родительских собраниях. Она поможет расширить знания родителей о народных колыбельных и их важной роли и познакомит детей с древними песнями народа.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя народные и авторские колыбельные песни и их влияние на развитие ребенка, я познакомилась со множеством произведений. Убедилась в их особом построении и содержании. Думаю, у меня получилось доказать, что

Колыбельные песни – это древние песни мудрости и любви.
Образы персонажей колыбельных песен связаны с окружающим миром и бытом людей, поэтому в доступной форме ребёнок знакомится с некоторыми особенностями мира.
Колыбельные – это первые уроки русского языка, первые музыкальные и поэтические впечатления. Они развивают память, слух, помогают овладеть речью, понимать ее содержание.
Колыбельные песни оказывают сильное эмоциональное воздействие на ребёнка и позволяют создать атмосферу спокойствия и уверенности, которая помогает в будущем проявить свои способности и стать успешным.






























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Александров В. Мамина песня, М., Детская литература, 1989.
2. Бахтин В. С. От былины до считалки.- Ленинград, Дет. лит.,1982г.
3. Ваня – Ванечка. Русские народные песенки. М, Малыш, 1989.
4. Даль В. И. Толковый словарь русского языка.- М., 2002г.
5. Дети. Русские народные песенки. М., Малыш, 1984.
6. Жизнь человека в русском фольклоре (Младенчество. Детство).
Под ред. В.П. Аникина. М., 1991г.
7. Котик – коток. Русские народные песенки. М., Малыш, 1080.
8. Потягушеньки-порастушеньки: пестушки, потешки, прибаутки, игровые и колыбельные песенки, сказки и присказки для малышей. Составитель Остапенко М. Пермь, Пермская книга, 1993.
9. Радуга. Русские народные сказки, песенки, потешки. М, Детская литература, 1989.
10. Русский фольклор. М., Худож. лит., 1986г.
11. Чудесный короб (русские народные песни, сказки, игры, загадки). Составитель Науменко Г. М, Детская литература, 1989.
12. Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм! М, Знание, 1985.
13. http:// www.bajuschki-bay.ru



















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



Рисунок 0Root Entry