Использование форм и методов здоровьесберегающих технологий на уроках для формирования компетенций, обеспечивающих качество обучения


Использование форм и методов здоровьесберегающих технологий на уроках для формирования компетенций, обеспечивающих качество обучения
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…
В.А.Сухомлинский.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить студенту возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.
Основные  педагогические технологии, используемые мною   в работе  с целью сбережения здоровья учащихся:
а) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
 - игровые технологии,
 - проблемное обучение,
 - технология проектного обучения,
 - технология проведения дискуссий,
 - ИКТ;
 б) педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
- технология индивидуализации обучения,
- технология КСО,
- технология групповой деятельности,
- технология уровневой дифференциации,
- технология поддержки и сопровождения в образовательном процессе;
в) технология развивающего образования - система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
Здоровьесберегающие технологии на уроках в СПО – важный аспект педагогического процесса. Это то, что поможет детям освоить современные ФГОС и остаться здоровыми. Еще нашими пращурами было замечено: какова у человека деятельность и привычки – таково будет его и здоровье. О том, что здоровье студентов, подрывают образовательные учреждения, было уже известно в прошлые века и медики с педагогами били в набат. Великий просветитель и педагог И.Т. Песталоцци в 1805 году поведал миру о том, что при книжных традиционных формах обучения в развитии детей происходит «удушение» или, же «подрыв их здоровья». И эти слова были сказаны в эру, когда и сами родители были здоровые, и а дети у них рождались здоровые. Когда дети практически до 3-х лет еще пили молоко матери. Когда питались здоровой пищей, пили родниковую воду, а дышали девственно чистый воздух. Когда программы учебных заведений имели меньшую информационную нагрузку. Читайте также: Как сохранить здоровье суставов надолго? В последнее время о неблагополучии здоровья студентов пишут и говорят много. И для этого есть все основания. Лишь порядка 10% учащихся можно считать здоровыми, а чуть больше половины учащихся образовательных учреждений страдает различными заболеваниями хронического характера. Наблюдается стремительный рост числа хронических заболеваний и функциональных нарушений, регистрирующиеся у 50-60% (и более) школьников и студентов; резкий скачок увеличения патологических изменений нервной системы, органов чувств, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, почек, мочевыводящих путей и опорно-двигательного аппарата. А также увеличение количества студентов, имеющих одновременно несколько диагнозов (в анамнезе у 20% 5 и более). В настоящее время содержание учебных программ меняется в основном в сторону повышения требований, увеличения объема учебных нагрузок и интенсификации обучения. По объему постоянно возрастающая и по содержанию усложняющаяся научная информация вступает в противоречие с недостаточно гибкими учебными планами, программами, учебниками, что приводит к хроническим перегрузкам школьников и студентов, падению заинтересованности к учению, и, следовательно, ухудшению их здоровья. Не случайно, в связи с этим одно из направлений деятельности школы современности является сохранение здоровья учащихся. Для данной цели используют здоровьесберегающие технологии, которые предполагают компиляцию психологического, педагогического и медицинского воздействия, направленного на обеспечение и защиту здоровья, а также формирование к нему ценного отношения. Цель образовательных здоровьесберегающих технологий - Это, в первую очередь, обеспечение студента возможностью за время обучения -сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, обучение использования полученных знаний в повседневности. Успешность любых педагогических технологий зависит непосредственно от учителя и направленности его деятельности (педагогической психологической грамотности). Педагоги должны придерживаться следующих правил: - эмоциональные разрядки на уроке; - использовать физкультурные паузы на уроке; - освобождать, а не сковывать; - поддерживать, а не сдерживать; - распрямлять, не сгибать. Главной составной частью учебного процесса является урок. Урок в здоровьесберегающем учебном заведении должен длиться 40 мин. И на каждом уроке может появиться как интерес к предмету, но и смерти подобная скука. Потому на занятиях необходимо проводить паузы-динамики: упражнения для кистей рук, глаз и суставов опорно-двигательного аппарата для того, чтобы снять напряжение на уроке, переключиться на новую деятельность. Также следует проводить производственную физзарядку, а на уроках физкультминутки. Таким образом, двигательная активность увеличивается. Педагоги следуя здоровьесберегающим технологиям на уроке, много уделяют внимания выбору методов, которые способствуют творческого самовыражения непосредственно учащихся и активизации инициативы. Вот с этого момента студенты превращаются из «потребителей знаний» в персону действия по их созиданию и получению. Это следующие методы: - свободный выбор (свобода в беседе, выбор действий, выбор метода действий, свобода творчества и прочее); - активный метод (студент играет роль учителя, обсуждение в группе, ролевые игры, дискуссии, семинары, учащийся в роли исследователя); - метод, направленный на развитие и самопознание (интеллект, эмоция, общение, воображение, самооценка и взаимооценка). На уроке должны быть эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, юмористические картинки, поговорки, афоризмы, небольшие стихотворения, музыкальные минутки – все это на уроке создает психологический благоприятный климат. Одна из остро стоящих проблем не только в образовательных учреждениях, но и в целом в обществе, - это, разумеется, гиподинамия. Технический прогресс приводит к снижению двигательной функции человека. Снижается не только время, отведенное активным упражнениям, но и часы, проведенные на свежем воздухе. При этом ведется учет требований, предъявляемых к активным движениям учащегося и они должны быть разнообразными, их следует проводить на первоначальном этапе утомления, и отдавать предпочтение упражнениям для группы мышц находящихся в стадии утомления, подбор упражнений ведется в зависимости от урока и его особенностей. На уроках Основы промышленной экологии и основах природопользования, изучая темы здороввьесберегающих технологий, реализуется следующим способом. Студенты знакомятся с правильным питанием, составом продуктов питания, маркировкой, ведением здорового образа жизни, отказ от вредных привычек. со строением опорно-двигательного аппарата, следует акцентировать внимание учащихся на значении упражнений физического характера для ее дальнейшего развития. В период изучения охраны атмосферы, гидросферы, почвы и биосферы обращаю внимание на профилактические меры по охране здоровья при нагрузке на организм экологических факторов в современное время которые, не занимают много времени. Данный метод позволяет сохранить здоровье и повышает культуру общения. В сегодняшнем мире есть две проблемы: здоровье планеты Земля и здоровье человечества, живущего на ней, а потому его настоящее, и будущее зависит от решения этих проблем уже сейчас. 
Проблема сохранения здоровья в ходе образовательного процесса всегда волновала педагогов и общество. К сожалению, нынешние поколения обучающихся не отличаются крепким здоровьем уже при поступлении в 1-й класс. Всё меньше и меньше детей, имеющих первую группу здоровья. Отсюда порой и отсутствие жизнерадостности, бодрости в глазах, а ведь от них зависят духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний.
Условия «здоровьесбережения» на уроке:
смена 4-7 видов деятельности на уроке;
развитие зрительной памяти, использование различных форм выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом, ведение справочника в помощь студенту);
работа в парах, группах;
учёт не только полученных результатов, но и степени прилежания ученика,
использование игровых технологий, что позволяет ребёнку легко научиться применять свои знания и умения на практике, возрастает познавательная активность, стремление к новым знаниям;
введение в урок исторических экскурсов и отступлений, что помогает снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся,  показать практическую значимость изучаемой темы;
хоровое, совместное проговаривание за учителем материала, написанного на доске, в учебнике, тетради;
использование  информационных технологий, это способствует снижению утомляемости учащихся и лучшему усвоению материала;
дозировка домашнего задания - объём не должен превышать третью часть работы, выполненной на уроке, и оно  должно быть понятно ученику;
соблюдение гигиенических критериев рациональной организации урока.
С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится программа «Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», которая включает как урочную, так и внеурочную деятельность. Чрезвычайно важно внедрение в школьный образовательный процесс здоровьесберегающих технологий во внеурочную деятельность.
Широко использую средства массовой информации. Социальные сети, где студенты состоят в группах и выполняют задания по направлениям:
-Экология и мусор;
-За здоровый образ жизни;
-Мы против курения;
-Загрязнение атмосферы и влияние её на здоровье человека.
Такие группы у меня существуют второй год, где участие принимают более 150 студентов
Список литературы:
Руководство по гигиене и охране здоровья школьников./В. Р. Кучма, Г.Н. Сердюковская, А. К. Демин. - М., 2000
http://medvesti.com/sovety/1494-zdorovesberegayuschie-tehnologii.html. http://www.tiuu.ru/content/pages/53.htm
news.1september.ru
Pedsovet.ru