Танец как средство формирования у детей основ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания


В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации сказано, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку одаренных и талантливых детей.
Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Гражданско-патриотическое воспитание  – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, предоставляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога.
Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению детей и подростков к отечественным ценностям во многом способствуют занятия танцем. Ведь именно развитие творчества тесно связано с историей русского народа, а танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Изучение танца способствует знакомству обучающихся с богатейшим хореографическим фольклором Я стараются воспитывать духовно-нравственные и гражданско-патриотические качества детей средствами хореографического искусства на основе традиционных ценностей отечественной культуры, знакомить их с русским народным творчеством, обучать жанрам и элементам танца, обогащать и закреплять знания детей о Родине в процессе непосредственной деятельности по хореографии, формировать в ребенке общечеловеческие нравственные качества личности.Содержание работы с детьми по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию на включает:
- использование народного фольклора: народных игр, народных закличек, потешек, поговорок, колыбельных песен, танцевальных игр;
- применение в своей работе многообразия музыки;
- разучивание народных , обрядовых танцев;
- постановка танцевальных композиций, хореографических зарисовок;
- разучивание и постановка танцев, хороводов, плясок на основе местного фольклора;
- использование сюжетно-образных танцев с применением таких образов, как семья, Родина, родная природа и т.д.;
- регулярное посещение детьми мероприятий городского значения с концертными программами;
- совместное изготовление с детьми инвентаря, атрибутов, реквизита для танцевальных постановок, костюмов;
- беседы и воспитательные мероприятия на этические темы.
При обучении детей танцу акцентирую внимание на необходимости помнить об истоках народного танца, хранить народные традиции, обряды, самобытное творчество. Дети осваивают танец, учитывая специфику и очередность этапов: игрового, технического, хореографического, которые соответствуют возрастным особенностям физического и психического развития детей. В своей практике при постановке того или иного танцевального номера используются видеоматериалы по танцу. Это позволяет глубже изучать исполнительские традиции, как стройную систему психофизической коррекции, направленную на гармоничное развитие обучающегося.
На занятиях с обучающимися ведутся беседы, даются творческие задания, проводятся викторины, направленные на изучение истории создания того или иного народного танца, на знакомство с богатейшим фольклором России, с географическими условиями отдельных регионов, оказавших влияние на формирование самобытного танцевального творчества. Также работа, сами выступления создают атмосферу увлеченности искусством, что, в свою очередь, развивает чувство дружбы, понимание ответственности, воспитывает коллективизм. Таким образом, на занятиях дети соприкасаются с народным искусством и традициями, духовно обогащаются, у них проявляется интерес к истории, культуре и истокам своего народа – это равнозначно закладыванию в них сильной иммунной системы, которая может противостоять вредоносному влиянию антикультуры. Знакомство с культурой русского народа способствует всестороннему чувственному и интеллектуальному развитию детей, формирует их мировосприятие, духовность. ОЕКТ «Танцующая Планета»
На пропаганду спортивного и духовного развития личности
На развитие танцевальной культуры
На формирование мотивации здорового образа жизни, повышение двигательной активности, формирование активной жизненной позиции.
является патриотическое воспитание подрастающего поколения, развитие гражданской и социальной активности молодёжи, сохранение культурно — нравственных и исторических ценностей.
Развитие инновационных форм и методов патриотического воспитания;
Формирование знаний детей и подростков об исторических фактах и событиях во времена Великой Отечественной Войны;
Формирование толерантности и уважения к героям ВОВ и всем защитникам нашей Родины;
Воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ.
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения;
Формирование сетевой культуры участников;
Ощущение причастности к общему делу;
Эмоциональная подзарядка.
Прекрасно воспитывает такой массовый танец. флешмобов, Через массовый танец мы даем возможность детям раскрыть свое внутреннее «я», обрести гармонию и подарить заряд энергии и здоровья организму в целом. Ведь уже давно научно доказано благотворное влияние занятий на самочувствие человека, не только психологическое, но и на физическое. Уверенность в себе, проявление собственного творческого потенциала приносит радость и становится хорошим подспорьем для стабильной работы всех систем организма.
Говоря о выше сказанном можно сделать вывод:
Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных движений тела.
Танец – это способ помочь замкнутым и необщительным людям.
Танец — это движение, а движение — это жизнь.
С тех пор как мы стали практиковать направление массовых танцев (флешмобов) С помощью таких массовых флешмобов, мы приобщаем жителей в первую очередь к культуре, к умению налаживать и поддерживать нормальные взаимоотношения вне зависимости от возраста.
ПРОЕКТ «Танцующая Планета»
ГлавнаяТанец как средство формирования у детей
основ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания
Подготовила: воспитатель 1категории
Кобылкина Е.П.
2017г.